Игра «Умники и умницы» по произведению В. Астафьева «Васюткино озеро» 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок в игровой форме с целью обобщить и закрепить знания обучающихся о природе и ее величии на примере произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_umniki_i_umnitsyv._astafeva_vasyutkino_ozero5_klass.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Борисова С.Г.
учитель русской литературы
р.п.Излучинск
Игра «Умники и умницы»
по произведению В. Астафьева «Васюткино озеро»
5 класс
Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся о природе и ее величии на примере произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Планируемые результаты:
Личностные:
- Интерес к литературе, истории, слову как единице языка.
- Чуткость, отзывчивость, сострадания, гражданская позиция.
Метапредметные:
Регулятивные
- Постановка учебной задачи.
- Владение основами контроля и самооценки.
Познавательные
Развивать
- внимание, способности к наблюдению;
- навыки работы с учебной информацией;
- память, эрудированность, логическое мышление.
Коммуникативные
Развитие коммуникативных умений:
- монологическую и диалогическую речь;
- аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
- Формирование знаний о писателе и его творчестве, о жанровом своеобразии его произведений.
- Развивать умение проводить лингвистический анализ текста.
Оборудование:
- Игровые дорожки, карточки с вопросами, ордена «Умников»
- Презентация.
Участники: учащиеся классов, ведущие, члены ареопага (жюри)
Подготовительный этап.
- Предварительное прочтение произведения «Васюткино озеро». Изучение биографии писателя.
- Составление заданий каждого агона.
- Подготовка реквизита для игры.
- Выбор членов ареопага (жюри)
Урок-игра: Умники и умницы
По произведению В.Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс)
Первый отборочный тур:
- Никто ее не пугает, а она вся дрожит. (Осина).
- Сама холодная, а людей жжет. (Крапива).
- Днем молчит, ночью кричит. (Филин).
- Вьется веревка, на конце головка. (Змея).
- Что означают слова: «Собака скололась»? (Потеряла след).
- Какая птица судьбу предскажет? (Кукушка).
Розыгрыш дорожек.
- Как фамилия Васютки? (Шадрин)
- Чем снабжал Васютка рыбаков, чтобы они смогли скоротать вечер в лесной избушке? (кедровым орехом)
1 агон
Красная дорожка 1. Что такое пластИшины (пласты корья)? (слои или пласты, содранной с деревьев коры, которой была покрыта крыша избушки) 2.О каких «таёжных законах» напоминает мама Анна, отпуская Васютку в тайгу? (идешь в лес – бери еду. Бери спички) | Жёлтая дорожка 1. Что такое фарт? (везение, удача, счастливый случай) 2. О каких рыбах рассказывает дедушка Афанасий? (ерш, пескарь, осетр, стерлядь, омуль, таймень. Налим(=поселенец, одно название) 3. Сколько дней оставалось до первого сентября, когда Васютка потерялся? (9 дней) | Зелёная дорожка 1. Почему бригада рыбаков Григория Афанасьевича Шадрина осталась без работы в конце августа? (Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину) 2. На какой реке происходит действие рассказа? (Енисей) 3. Кто такой дядя Коляда? (старшина рыбосборочного бота) 4.С чем автор сравнивает толстый слой ореховой скорлупы в избушке после «хорошего» вечерка? (осенний ледок на лужах) |
Второй отборочный тур:
- Платье потерялось, пуговки остались. (Рябина).
- Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки).
- Мягок, а не пух. Зелен, а не трава. (Мох).
- Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок).
- Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк).
- Не птица, а летает. (Летучая мышь, рыба, или белка-летяга).
Розыгрыш дорожек.
- По каким приметам Васютка понял, что подходит к водоёму, после блуждания в тайге? (под ногами было много травяных кочек)
- Почему капитан парохода не взял Васютку на борт?
(принял его за местного)
2 агон
Красная дорожка 1. Что такое одна тОня (один улов) 2. На что указало звездное небо Васютке во вторую ночь, проведенную в тайге? («Вызвездило- к холоду! – говорил дедушка) | Жёлтая дорожка 1. Какая птица издает звук, похожий на скрип тупой пилы по крепкому суку? (кедровка) 2. С чем автор сравнивает тайгу, которую видит Васютка утром, взобравшись на дерево? (с темным огромным морем) 3.Что такое паромы ? (рыб.-спаренные сети) | Зелёная дорожка 1. Из чего состоял досуг рыбаков в избушке после трудового дня? (ужинали, щелкали орехи, рассказывали были и небылицы) 2. Что напугало мальчика в первую ночь в тайге? (корень-выворотень) 3. Какой породы рыб обнаружил Васютка в озере, на берегу которого ночевал? (белой: пелядь, чир, сиг) 4. Трепет перед драгоценным припасом крепко вбит в сибиряков отроду. Что называют сибирские охотники «припасом»? (порох и дробь) |
Третий отборочный тур:
- Какой цветок судьбу предскажет? (Ромашка).
- Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит, птица. (Грач).
- Под соснами, под елками лежит клубок с иголками. (Ёж).
- Выпучив глаза, сидит, по-французски говорит, по-блошиному прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка).
- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина).
- Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет. (Паук, паутина).
Розыгрыш дорожек
- Что взял с собой Васютка в лес, собираясь за кедровыми шишками?
(хлеб, ружье и спички, мешок из-под соли)
- Какое варенье любил Васютка? (Черничное).
3 агон
Красная дорожка 1. Что такое зАтеси? (зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге) 2. Какие слова отца и деда вспоминает маленький путешественник , когда наступает ночь? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит») | Жёлтая дорожка 1. О каких птицах рассказывает нам автор? (кедровка, тетерев, глухарь, кулик, куропатка, утка, пичужка, дятел, чайки, синички, желна, сойки, гагары) 2. Что такое патронташ? (снаряжение для ношения патронов с отдельными ячейками для каждого из них) 3. Как ведет себя Васютка, оказавшись ночью в тайге? (вспоминает чему учили и рассказывали охотники, развел костер, сделал лежанку, зажарил тетерева) | Зелёная дорожка 1. Как звали собаку Васютки? (Дружок) 2. Сколько дней плутал мальчик в тайге? (пять) 3. К чему «стонут» гагары»? (вещают непогоду) 4.Под каким деревом нашел себе ночлег Васютка на 3 ночь? (пихта) |
Финал
Розыгрыш дорожек:
- Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед? (вишня)
- Посередь деревьев кузницы куют? (дятлы)
Красная дорожка
| Желтая дорожка 1. Что такое «манатки»? (личные вещи) 2. Как назывался рыбосборочный катер-бот, который подобрал мальчика? («Игарец») 3. Кому Васютка произнёс: «А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то сбегала, сказала нашим, где я…» (белке) | Зеленая дорожка 1. Как назывался двухпалубный пассажирский теплоход, который первым проплывал перед мальчиком? (Серго Орджоникидзе») 2. На что потратил последний патрон юный путешественник? (привлечь внимание команды бота к себе) 3. Сколько километров было до озера от того места, где щадринская бригада стояла на «приколе»? (60) 4. Что пообещал купить дедушка Васютке на будущий год за чудесное спасение? (ружье) |
Подведение итогов, награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»
Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери "451° по Фаренгейту" (в соответствии с ФГОС основного общего образования)...
Сценарий литературной игры "Умники и умницы" по произведениям А.П.Чехова
Сценарий литературной игры "Умники и умницы" по произведениям А.П.Чехова...
Иллюстрации В. Дугина к произведению В. Астафьева "Васюткино озеро"
Подобрать к иллюстрациям цитаты из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро"....
Контрольная работа по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро".5 класс.
Контрольная работа состоит из 2 вариантов с заданиями раличного уровня по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"....
Тест по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"
Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся....
Урок-игра " Умники и умницы" по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс)
В игрвой форме подвели результаты изучения произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"....
Викторина по произведению В. Астафьева "Васюткино озеро"
Презентация с вопросами и ответами для 5 класса....