Проект: МАЛЕНЬКАЯ «ТАЙНА» КАК БОЛЬШАЯ «ТРЕНИРОВКА» УМА (Как загадывать загадки и отгадки находить?)
проект по литературе (5 класс)

Непейпива Наталья Леонидовна

Загадка служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума».  Поэтому мы решили провести исследование о загадке, истории ее возникновения, найти как можно больше кубанских загадок, выявить сущность процесса загадывания и сочинить загадки самостоятельно. А также определить, какое влияние оказывает процесс загадывания на развитие умственных способностей школьника.

Цель: изучить историю загадки, найти материалы о том, как она создавалась, и на основе изученного попробовать написать свои загадки.

Задачи:

1. Изучить историю загадок

2. Сравнить виды загадок;

3. На основе изученного материала попробовать написать свои загадки.

Предмет исследования: загадка

Объект исследования: возможность создания сборника собственных загадок.
Гипотеза: Загадывание загадок формирует умение делать умозаключения.

Методы исследования:

  • поиск информации по Интернету;
  • поиск литературы по теме;
  • опрос;
  • практическая работа по созданию сборника загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkaya_tayna_kak_bolshaya_trenirovka_uma.docx39.63 КБ
Файл zagadki._knizhka.docx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

АБРАМЕНКО Ульяна Андреевна

ДЕМИДОВА Анастасия Игоревна

Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская

МБОУ лицей имени дважды Героя социалистического труда  В.Ф. Резникова

муниципального образования Каневской район, 5 класс

МАЛЕНЬКАЯ  «ТАЙНА» КАК БОЛЬШАЯ «ТРЕНИРОВКА» УМА (Как загадывать загадки и отгадки находить?).

Научный руководитель: Непейпива Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей.

Аннотация

Загадка служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума».  Поэтому мы решили провести исследование о загадке, истории ее возникновения, найти как можно больше кубанских загадок, выявить сущность процесса загадывания и сочинить загадки самостоятельно. А также определить, какое влияние оказывает процесс загадывания на развитие умственных способностей школьника.

Цель: изучить историю загадки, найти материалы о том, как она создавалась, и на основе изученного попробовать написать свои загадки.

Задачи:

1. Изучить историю загадок

2. Сравнить виды загадок;

3. На основе изученного материала попробовать написать свои загадки.

Предмет исследования: загадка
         Объект исследования: возможность создания сборника собственных загадок.
         Гипотеза: Загадывание загадок формирует умение делать умозаключения.

Методы исследования:

  • поиск информации по Интернету;
  • поиск литературы по теме;
  • опрос;
  • практическая работа по созданию сборника загадок.

Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. А когда она появилась? Кто её придумывал? Почему загадки такие разные? Каково наше отношение к миру загадок? На эти и другие вопросы мы отвечаем в нашей исследовательской работе.

АБРАМЕНКО Ульяна Андреевна

ДЕМИДОВА Анастасия Игоревна

Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская

МБОУ лицей имени дважды Героя социалистического труда В.Ф. Резникова

муниципального образования Каневской район, 5 класс

МАЛЕНЬКАЯ «ТАЙНА» КАК БОЛЬШАЯ «ТРЕНИРОВКА» УМА (Как загадывать загадки и отгадки находить?).

Научный руководитель: Непейпива Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей.

Научная статья

Введение.        

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве.  Тогда мы знакомимся с окружающим миром.

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.  (Арбуз)

А затем в школе на уроках литературы. Читаем отрывок из русской народной сказки     « Василиса Прекрасная»: « Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо нее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, - на дворе стало рассветать.

Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, - стало всходить солнце…

Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь…» [1].

На пути Василисе попались день, солнце, ночь. Догадываемся об этом мы по цвету коней и одежд всадников.

Загадка служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. Загадке, к сожалению, отводится мало уроков.  Поэтому мы решили провести исследование  о загадке, истории ее возникновения, найти как можно больше кубанских загадок, выявить сущность процесса загадывания  и  сочинить загадки самостоятельно. А также определить, какое влияние оказывает процесс загадывания на развитие умственных способностей школьника.

Цель: создание сборника загадок.

Задачи:

1. Изучить историю загадок

2. Сравнить виды загадок;

3. На основе изученного материала  попробовать написать свои загадки.

Предмет исследования: загадка
         Объект исследования: возможность создания сборника собственных загадок.
         Гипотеза: Загадывание загадок формирует умение делать умозаключения.

Методы исследования:

  • поиск информации по Интернету;
  • поиск литературы по теме;
  • опрос;
  • практическая работа по созданию сборника загадок.

Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. А когда она появилась? Кто её придумывал? Почему загадки такие разные? Каково наше отношение к миру загадок? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей исследовательской работе.

Актуальность:

Данная работа имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Значимость её заключается в том, что мы получим не только новые знания, но и применим их на практике, создадим сборник загадок собственного сочинения. Используя наш сборник, проведём викторину среди учащихся.

               

 1-ая часть работы

История возникновения загадки

Что же такое загадка? По определению фольклориста В.П. Аникина, загадка - это «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, короткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».[2] 

Загадка – это задача, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

Слово «загадка» в древнерусском языке означало «думать», «размышлять». [3]   

 В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется размышление. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта.

Загадывание и отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его и помогает отгадать загадку. История возникновения загадок корнями уходит в далекое прошлое. Загадки загадывались с древних времен. В наши дни мы почему-то рассматриваем загадки как вид развлечения, но в древности люди относились к ним серьезно.  Они верили, что животные, растения, неживая природа понимают человеческий язык. Первобытный охотник, скотовод, пахарь в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду постоянно сталкивался с враждебной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо было перехитрить, а для этого нужна тайная, условная речь. Знаменитый путешественник XVIII в. С. П. Крашенинников отмечал остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощников и наказывал им: «… чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною».  [4]   

 Странными именами называли, например, корову – рыкушею, овцу – тонконогою. И в русских народных сказках – волк не иначе, как серый, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый. Эти слова точно совпадают с тем, что находится и в загадке. Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель.

Загадки были распространены на Руси. Крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. Запрещалось загадывать загадки в период летних полевых работ, а осенью и зимой загадки полагалось загадывать только вечером, после захода солнца. Считалось, что нарушение традиции может вызвать напасти. Загадки приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок. К. П. Герд так описывал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т. д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».[5]    

  С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками. Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения. И всё-таки, мы настаиваем на этом, загадки - важная развивающая игра.

Кубанские загадки.

 Давайте перенесемся на несколько десятков лет назад и представим, как жили наши предки. Вот оно, казачье подворье. (Загадки собирались пятиклассниками лицея. Опрос проводился в семьях.)

Сидит Феофан в землю вкопан.

Не живой, а жилой.

 (Казачья хата)

Кругом хаты синие лопаты

(Окна)

Стали хлопцы в ряд,

Проходить не велят.

(Плетень)

Вот в какой необыкновенно поэтический мир фольклора мы с вами попали.

Под одним колпаком - семь казаков.

Желтое солнышко, а в нем черные домики.

Золотое полотно крупным бисером полно.

(Подсолнух).

Представим, что находимся мы в казачьей хате. Давайте посмотрим, какие предметы быта окружали казака. На столе лежат рушник, горшок (глэчек), кружка, ложка, решето, сито.

Висит, телепается,

Всяк за него хватается.

(Рушник).

Был я на копанцах,

Был я на топанцах,

Был на пожаре,

Был на базаре!

Молод был – людей кормил,

Стар стал – пеленаться стал,

А умер – мои кости выбросили,

И собаки не гложут.

(Глэчек).

Шо в нашей хати за поцелувайло?

(Кружка).

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка).

Новая посудина уся в дырах.

(Решето).

Бывало, зимним вечером, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар, и мал в каком- нибудь курене. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать.

Йист, йист, не найистся.

 Накормишь – живет, напоишь – убьет.

 (Огонь)

Висом висять, ходом ходять, время показують.

(Часы)

Висит, телепается, всяк за него хватается.

(Рушнык)

Новая посудына уся в дырах.

(Решето)

Длинна дровыняка в жилизо нарядылась, в работе пригодылась

(Лопата)

Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается.

(Гриб)

Лычки дэрэ, а лаптей нэ шье.

(Коза)

Жовтый шар сыпэ жар.

 (Солнце)

Маю чотыре ногы ще й чотыре роги,

В полотно мэнэ вбырают, йисты,  пыты заставляють.

(Стол)

Это загадки-иносказания, предмет не называется, умалчивается, а вместо него указан другой или несколько, имеющие с ним отдаленное сходство.

Типы загадок  

1. Загадки - метафоры.

Употребление слова в ином, переносном значении – наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего значения, или только их частных признаков – формы, окраски, действий. Например: «Висит сито, не руками свито». Предмет загадывания скрыт под иносказанием.

2.Загадки – описания.

Загадка - описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря школьника новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В таких загадках предлагаются в красивой поэтической форме описания задуманного предмета. Такие загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов.

3.Загадки - вопросы.

Загадки-вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. Значение этих  загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы-загадки дети встречают в пословицах, песнях и сказках.

4.Загадки - иносказания.

Употребление слова в ином, переносном значении – наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего значения, или только их частных признаков – формы, окраски, действий. Например: «Висит сито, не руками свито». Предмет загадывания скрыт под иносказанием[6].   

Строение загадки.   

У загадки нет особых частей. Она может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. Слова в предложениях могут рифмоваться, а могут не рифмоваться. Но по ритму загадка схожа со стихотворением.    При составлении загадок могут использоваться разные приёмы: сравнение, преувеличение, отрицание, противопоставление (антитеза) и переназывание (метафора).

2-ая часть работы

Практическая часть. Создание книжки с придуманными нами загадками.
        Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову.
       После изучения теоретического материала мы попробовали сочинить загадку сами. Для этого сначала разбирали уже существующие загадки, а потом по такому же принципу старались построить свои. Это были загадки – описания. Мы брали любой предмет и старались его описать так, чтобы в тексте был стихотворный ритм, а если получится, то и рифма. Вот пример
загадки-описания:
Бывают луговые, 
Бывают полевые.
Хоть белые, хоть красные,
Все они прекрасные. 

(Цветы)

На одном конце - чудак,

На другом конце – червяк.

(Удочка)

Следующий вид загадок, с которыми мы стали работать, -  это загадки, в которых есть скрытое сравнение. Работа строилась по такому же принципу, что и раньше:

  1. Разбираем существующую загадку;
  2. Выбираем предмет для загадки;
  3. Строим загадку по образцу готовой;
  4. Проверяем ритм и рифму;
  5. Проверяем, правим, отбираем для сборника.

Это загадки, в которых используется такой приём как метафора (скрытое сравнение). Вот пример таких загадок:
Зебра на дороге, 
Протянула ноги.
А по этим по ногам,
Люди ходят тут и там.
(Пешеходный переход)

Таким образом, в наш сборник вошли два типа загадок: загадки – описания, загадки – метафоры.

Загадки - описания

1.Мяч волшебный на столе,

Помогает очень мне.

Изучаю я моря и страны,

 Горы, реки, океаны.  (глобус)

2.Омечать и измерять,

И размеры проверять

Без нее нельзя чертить,

Геометрию учить!    (линейка)

3.Что мы смотрим днем и ночью?

Он расскажет обо всем!   (телевизор)

4.Ходят ночью, ходят днем,

Ноги не горят огнем. ( часы)

5. Меня легко можно потерять,

Найти или отдать.

Я маленькая, круглая, блестящая.

Живу в темном доме по соседству

С банковскими карточками. (монета)

 6.На воде цветок растет,

  У него розовый лепесток   (лотос)

 7. У меня живет зверёк,

   Зерна, семечки грызет.  (хомяк)

 8.Без ног, но ходят.

   Без языка, но говорят,

   Когда пора вставать,

   Когда ложиться спать!    (часы)

 9.Кто на себе свой дом несёт,

   Небольшой, но коробок.    (улитка)

10. Назовите цифру-приложение

   В схеме изменения

   В этой цифре 100 нулей,

   Отвечай-ка посмелей!   ( цифра Google)

11. Крутим, вертим, изучаем

   И теперь все страны знаем!    (глобус)

12. По утрам звенит, свистит, в животе вода свистит.  (чайник)

13.Летом я всегда худой,

Толстым становлюсь я осенью,

И зимою, и весной помогу,

Когда попросите. (рюкзак школьника)

         Загадки - метафоры

1. Белоснежные искринки

Расцветают, хотя вокруг них льдинки.  (подснежники)

2. На шесте стоит дворец,

Во дворце живет певец.  (скворечник)

3. Поселились мудрецы

В застекленные дворцы,

В тишине наедине,

Открывают тайны мне.  (книги)

Заключение

Загадка открывает полный простор для творческой фантазии ученика и его развития. Загадки обогащают словарь школьников, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном их значении. Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать умозаключения. Загадка развивает умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и точно передавать образы предметов.

В ходе работы над проектом был составлен алгоритм загадывания загадок. Чтобы загадать загадку, нужно:

1. Найти сходные предметы по какому-либо признаку в окружающей обстановке.  Выделить признаки предмета.

2.Сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи.

3.На основе установления связей и объединения признаков сделать вывод.

В результате таких заданий мы увидели, как развивались у моих одноклассников наблюдательность, внимание, воображение, формировались умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения.

Под влиянием загадок у пятиклассников складывалась привычка рассматривать слово как живое речевое средство. Загадывание загадок приучало ребят к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивало способность к анализу, формировало умение самостоятельно делать выводы.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сборник «Народные русские сказки» Афанасьева А.Н.  Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» /(http://feb-web.ru/).
  2. Аникин В. П. Теория фольклора. Курс лекций. - М., 1996.
  3. Андрей Кашкаров, ‎Елена Филиппова, ‎Светлана Глебова Пособие для отцов. — М.:- Family & Relationships 2017.
  4. Lib.ru/Классика: Крашенинников Степан Петрович. Описание...az.lib.ru/k/krasheninnikow_s_p/text_0050.shtml
  5. Герд К.П. К изучению загадок. М.: Феникс, 1977.
  6. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Абраменко Ульяна Андреевна

Демидова Анастасия Игоревна

Краснодарский край, Каневской район, станица Каневская

МБОУ лицей имени дважды Героя социалистического труда  В.Ф. Резникова

муниципального образования Каневской район, 5 класс

Маленькая  «тайна» как большая «тренировка» ума (Как загадывать загадки и отгадки находить?).

Научный руководитель: Непейпива Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей.

                                           

 Загадки - описания

1.Мяч волшебный на столе,

Помогает очень мне.

Изучаю я моря и страны,

 Горы, реки, океаны.  (глобус)

2.Омечать и измерять,

И размеры проверять

Без нее нельзя чертить,

Геометрию учить!    (линейка)

3.Что мы смотрим днем и ночью?

Он расскажет обо всем!   (телевизор)

4.Ходят ночью, ходят днем,

Ноги не горят огнем. ( часы)

5. Меня легко можно потерять,

Найти или отдать.

Я маленькая, круглая, блестящая.

Живу в темном доме по соседству

С банковскими карточками. (монета)

 6.На воде цветок растет,

  У него розовый лепесток   (лотос)

 7. У меня живет зверёк,

   Зерна, семечки грызет.  (хомяк)

 8.Без ног, но ходят.

   Без языка, но говорят,

   Когда пора вставать,

   Когда ложиться спать!    (часы)

 9.Кто на себе свой дом несёт,

   Небольшой, но коробок.    (улитка)

10. Назовите цифру-приложение

   В схеме изменения

   В этой цифре 100 нулей,

   Отвечай-ка посмелей!   ( цифра Google)

11. Крутим, вертим, изучаем

   И теперь все страны знаем!    (глобус)

12. По утрам звенит, свистит, в животе вода свистит.  (чайник)

13.Летом я всегда худой,

Толстым становлюсь я осенью,

И зимою, и весной помогу,

Когда попросите. (рюкзак школьника)

         Загадки - метафоры

1. Белоснежные искринки

Расцветают, хотя вокруг них льдинки.  (подснежники)

2. На шесте стоит дворец,

Во дворце живет певец.  (скворечник)

3. Поселились мудрецы

В застекленные дворцы,

В тишине наедине,

Открывают тайны мне.  (книги)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "МЫ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ НА БОЛЬШОЙ ПЛАНЕТЕ"

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас принять участие  в проекте«Мы маленькие дети на большой пл...

Отгадай загадку - раскрась отгадку

Наиболее интересно для детей не просто отгадать загадку, а еще и раскрасить к ней отгадку.  Предоставленный материал предназначен для 1-2 класса детей с ОВЗ VIII вида....

Проект "Маленькие герои большой войны"

Основной целью проекта является создание системы патриотического и гражданского воспитания обучающихся. Реализация данного проекта даст возможность обогатить социальный опыт школьников.развить их твор...

Экологический проект "Маленькая батарейка -большой вред!"

Тема защиты окружающей среды – одна из самых важных в современном мире. Все человечество сейчас понимает, что мы должны делать все возможное, чтобы сохранить природу, реки, моря и животный мир на наше...

Исследовательский проект "Маленькая батарейка - большой яд для земли"

Проблема: люди попросту не знают о той опасности, которую таит в себе обыкновенная батарейка. Особенно незащищены в этом плане мы - дети.Цель: Распространить  информацию среди учащихся о вреде ба...