Обучающий тест по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"
тест по литературе (9 класс)

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Тест направлен на мотивацию к внимательному осознанному чтению. Содержит вопросы, помогающие глубоко проанализировать персонажей, сюжет, форму произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающий тест по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

Составила: Эрдынеева С.Н.,

учитель русского языка и литературы ГБОУ «РМШИ»

  1. Когда писатель встретился с прототипом (реальным человеком, послужившим автору натурой для создания образа литературного героя) Андрея Соколова:

А) в 1941    Б) в 1945   В) в 1946   г) в 1956

  1. В каком году было написано произведение:

А) в 1945    Б) в 1946    В) в 1953    Г) в 1956

  1. По манере повествования и образам произведение близко произведениям писателей:

А) сентименталистов Б) романтиков В) реалистов Г) символистов

  1. Произведение М.А. Шолохова «Судьба человека» - небольшое эпическое произведение, связанное единством стиля, настроения, ситуации, повествующее о жизни одного человека. Исходя из данной характеристики, определите жанр произведения:

А) рассказ  Б) новелла  В) быль  Г) повесть

  1. Рассказ Андрея Соколова о своей жизни предваряется следующей фразой: «Но вот он, проводив глазами сынишку, глухо покашлял, снова заговорил, и я весь превратился в слух». Определите форму повествования  произведения в целом:

А) монолог  Б) диалог  В) повествование от 3-го лица  Г) рассказ в рассказе

  1. Какое средство художественной выразительности, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по какому - либо общему для них признаку, использует автор при описании приёмного сына главного героя – «светлыми,  как небушко глазами»:

А) метафора Б) сравнение В) эпитет Г) олицетворение

  1. Найдите слово,  характеризующее состояние Андрея: «Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал…»:

А) «тощий» Б) «устало» В) «присаживаясь» Г) «отец»

  1. В речи главного героя достаточно много просторечных слов. Найдите в следующем отрывке такое слово:  «А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души».

А) «померли»  Б) «родня» В) «шаром покати» Г) «нигде»

  1. Сопоставьте части рассказа с композиционными частями:

1. Автор описывает весну 46 года

А. Развязка

2. Автор встречает Андрея с мальчиком

Б. Авторский зачин

3. Андрей рассказывает о своей жизни: начало ВОВ

В. Кульминация

4. Все события военных лет

Г. Экспозиция

5. Гибель сына

Д. Развитие действия

6. Встреча с Иваном

Ж. Завязка

7. Прощание с автором

З. Концовка

  1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной выразительности – образное определение, помогающее  автору описать героя и выразить свое отношение к нему – «осиротевших», «несгибаемой воли», «жгучая и скупая слеза».

А) метафора   Б) эпитет)  В) гипербола)  Г) аллегория

  1. Какая из перечисленных проблем не рассматривается в произведении «Судьба человека»:

А) проблема нравственного выбора Б) проблема смысла жизни В) проблема героизма Г) проблема взаимоотношений человека и природы

  1. «Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы…

— Не надо, друг, не вспоминай! — тихо проговорил я, но он, наверное, не слышал моих слов и, каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно изменившимся голосом:

— До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе…» Что не может простить себе Андрей Соколов?

  1. Перед вами фрагмент одного из ключевых эпизодов рассказа: «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Какие качества личности раскрываются в данном решении героя?

  1. «После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат, и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свои блок, а это тебе за смелость», — и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала». Какой поступок Андрея Соколова заставил Мюллера произнести эти слова и почему?

  1. Перед вами фрагмент из кинофильма, ставшего режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука и принёсшего ему множество наград, в том числе и международных.

Какой поступок Андрея Соколова вызвал такую реакцию Ванятки и как он изменил жизнь героев?

  1. «Художественным открытием Шолохова стал образ человека, которого, по его социальному статусу, вроде бы следовало назвать маленьким, но который проявляет беспримерное величие души, отдав все на алтарь отечества и оставшись несломленным в борьбе с историческими обстоятельствами. Своим мужеством и стоицизмом Андрей Соколов напоминает героев античных трагедий, но в то же время это характер истинно русский во всех своих проявлениях, не осознающий собственного величия, а просто живущий согласно тому канону поведения, который складывался во времена Дмитрия Донского и Козьмы Минина» (Ольга Овчаренко, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, член Союза писателей России). Опираясь на содержание фрагмента статьи ученого и текст произведения,  дайте развёрнутую характеристику главному герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по рассказам А.П.Чехова "Хамелеон", "Унтер Пришибеев","Студент", "Ионыч", "Человек в футляре"

тестовые вопросы направлены на понимание  учащимися идейного содержания рассказов  и особенности поэтики А.П.Чехова...

Тест по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека"

Тест проверяет  знание композиции рассказа, используемых автором художественных средств, понимание идейного содержания рассказа, его проблематики, тематики....

УРОК – ОБУЧАЮЩИЙ ТЕСТ ПО РАССКАЗУ А. И. КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Обучающий тест - это новая система тестирования знания школьников. Он проводится по результатам изучения произведений на уроках обобщения, заключительных уроках. Содержит различные материалы для тести...

Обучающий тест по рассказу Татьяны Толстой «Петерс»

Цель обучающего теста по рассказу Татьяны Толстой заключается в следующем: 1) проверка знания текста изучаемого произведения учащимися; 2) углублённая работа с текстом произведения; 3) работа над проб...

Тест по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека"

Проверяет знание текста произведения...

Обучающий тест по рассказу Андрея Платонова "Неизвестный цветок"

Целью обучающего теста является не контроль знаний ученика, а погружение в художественный текст с помощью направляющих заданий, опирающихся как на сам текст, так и на контекст, т.е. на другие тексты р...

Обучающий тест по рассказу А.Г.Лыгденова "Сирота"

Обучающий тест как средство повышения качества усвоения учебного материала...