Обучающий тест по рассказу Татьяны Толстой «Петерс»
тест по литературе (10 класс)

Цыремпилова Марина Пурбуевна

Цель обучающего теста по рассказу Татьяны Толстой заключается в следующем: 1) проверка знания текста изучаемого произведения учащимися; 2) углублённая работа с текстом произведения; 3) работа над проблематикой и жанровыми особенностями рассказа, теоретическим понятиями: художественное пространство, выразительные средства; образ главного героя, авторское отношение к герою; читательская интерпретация, литературная и культурная реминисценция. А также обучающий тест предполагает творческую работу ввиде сочинения-рецензии. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchiy_test_po_rasskazu_tatyany_tolstoy_peters.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий тест по рассказу Татьяны Толстой «Петерс»

Цыремпилова М.П., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Бичурская СОШ №1»)

Внимательно прочитайте рассказ Т. Толстой и ответьте на вопросы:

  1. Рассказ Т. Толстой «Петерс» - типичный образец современного жанра отечественной прозы, который можно обозначить как рассказ-миф. Существуют различные определения мифа:

•        Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные («Википедия»)

•        Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, т.е. прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф – не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь (А. Ф. Лосев «Философия. Мифология. Культура»)

Почему главного героя можно отнести к мифологическому образу?

2)    По определению критики, Т.Толстая продолжает разрабатывать образ «маленького человека». Однако сама писательница считает, что её герой не «маленький», а «нормальный», убогий, при этом со светом в душе, теплотой и добротой в сердце.  Он несчастлив, не удовлетворён своим существованием, потому создаёт для себя другой, идеальный мир. Поэтому в основе почти всех сюжетов - конфликт между реальным и воображаемым.

Как вы понимаете слова Т. Толстой «…маленький человек – это человек нормальный»?

3)     Прочитайте отрывок из рассказа Т. Толстой «Петерс» и ответьте на вопрос: «С какой целью вводится описание природы? Какие средства художественной выразительности использует автор?»

 «…Но пришла, проходными дворами, новая весна, умерли снега, сладкой гнилью повеяло от земли, синяя рябь побежала по лужам, и дикие ленинградские вишни снова осыпали белый цвет на спичечные парусники, на газетные кораблики, – и не все ли равно, в канаве ли, в океане ли начинать новое плавание, если весна зовет, если ветер повсюду один? … Осенью Петерс с удовольствием ненавидел родной город, и город платил ему тем же: плевал с гремящих крыш ледяными ручьями, заливал глаза беспросветным темным потоком, подсовывал под ноги особенно сырые и глубокие лужи, хлестал дождевыми оплеухами по близорукому лицу … и ветер, прилетевший с больших разбойничьих дорог, путался в его промокших ногах смертельными туберкулезными восьмерками. Он встал на посту с букетом, а октябрь все рушился с небес… Приходила весна, и уходила весна, и снова приходила, и расстилала голубые цветы по лугам…Шуршало лето, вольно шаталось по садам – садилось на скамейки, болтало босыми ногами в пыли, вызывало Петерса на нагретые улицы, на теплые мостовые; шептало, сверкало в плеске лип, в трепете тополей; звало, не дозвалось и ушло, волоча подол, в светлую сторону горизонта… А лета и зимы скользили и таяли, растворялись и гасли, урожаи радуг повисали над далекими домами, молодые жадные метели набегали из северных лесов, двигали время вперед…»

4) Петерсу жизнь представляется «волшебным театром в отражении кривых зеркал».  Он верит  в светлую и радостную жизнь, ухаживая за Фаиной, но потом, как страшный удар, звучат её слова: «Да это не мужчина, а дюдя…» Ему стало внутри так, что его будто задавило трамваем, он решает уйти из жизни без сожаления, но жалко стало своего труда: надо было расклеить окно, из которого собрался выпасть, а в духовке не оказалось газа. Жизнь главного героя совсем померкла. Но автор даёт ещё шанс своему герою: «…пришла весна, а с нею обновление», и в душе Петерса вновь возрождается вера!

 Как переживает герой унижения? Какой представлялась жизнь герою рассказа?

5)   Произведения Т. Толстой лишены любых категоричных оценок. Мир юного Петерса затхлый, старческий, но только здесь героя любят, здесь вкусно пахнет ванильным печеньем. Это мир волшебный, кукольный, сказочный, театральный. Здесь пахнет старостью, смертью, тлением, но только здесь герой счастлив. Жестокость, лицемерие, уродство большого мира, в котором вынужден позже оказаться взрослый герой, снимаются в рассказе сознанием героя. В конце рассказа синтезируются трагическое и восторженное восприятие жизни в целом.

Как Петерс оценивает свою жизнь? Что, по вашему мнению, становится своеобразным способом выживания главного героя?

6) «Но Петерс спал и спал, и жил сквозь сон,»-пишет Т.Толстая. Женился на холодной женщине, которая водила его всюду за собой, как некогда бабушка. А потом ушла. «Тогда Петерс осторожно приоткрыл глаза и проснулся», но выйти в жизнь не смог.

Так вышел ли всё-таки Петерс «играть» с жизнью?

7) Как Т.Толстая относится к своему герою?

А) жалеет

Б) пытается заставить бороться за жизнь

В) иронизирует

В) восхищается

8) Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее:

1) стиль является выражением глубокой индивидуальности;

2) он обладает эстетическим совершенством;

3) он представляет собой содержательную форму;

4) он является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.

Определите главный стилевой принцип повествования в рассказе Т. Толстой «Петерс»?

9) Рассказ Т. Толстой «Петерс» - произведение эпохи постмодернизма, сотканный из литературных и культурных реминисценций.

Реминисце́нция (лат. reminiscentia «воспоминание») — элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему.

Установите соответствие между фрагментами из рассказа Т. Толстой и иными источниками из произведений русской литературы:

Рассказ Т. Толстой «Петерс»

Иные источники русской литературы

А) Герой подслушивает чужой разговор, идет в полуподвал, злачное место, а затем убивать старуху «от имени всех…не взятых на праздник» (правда, вместо топора – вышитая подушка)

1) «И перья страуса склоненные в моем качаются мозгу…»  А. Блок

Б) Красавицы «щебетали… о любви» и ели «пирожки с луком»

2) «Шепот, робкое дыханье…»    А. А. Фет

В) Прямое цитирование

«И лобзания, и слезы, и заря, заря…»

3) Путь Раскольникова

Г) «Какие-то страусовые перья, гибкий силуэт на диване…»

4) «во дворе пахло жареным луком» («Ионыч») А. П. Чехов

А

Б

В

Г

(ответ А-3; Б-4; В-2; Г-1)

10)  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Петерсы?»

Список литературы:

1.Т.Н.Толстая «Петерс» ЛИТМИР электронная библиотека−с.1-3

2. Образ рассказчика в литературном произведении− https://infopedia.su/1x10ee.html

3.Словарь литературоведческих терминов litem.ru›slovar-iteraturovedcheskich-terminov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Татьяны Толстой "Река Оккервиль"

Презентация к уроку по рассказу Татьяны Толстой "Река Оккервиль" (8 класс, программа "Школа 2100"...

Урок литературы в 11 классе «Путешествие в Равенну» по рассказу Татьяны Толстой "Смотри на обороте"

Духовное и нравственное в рассказе Татьяны Толстой " Смотри на обороте"...

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Путешествие в Равенну» по рассказу Татьяны Толстой "Смотри на обороте"

Презентация содержит иллюстрации к рассказу Т. Толстой "Смотри на обороте"...

УРОК – ОБУЧАЮЩИЙ ТЕСТ ПО РАССКАЗУ А. И. КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Обучающий тест - это новая система тестирования знания школьников. Он проводится по результатам изучения произведений на уроках обобщения, заключительных уроках. Содержит различные материалы для тести...

Пространственно-временные отношения в рассказе Татьяны Толстой «Милая Шура»

В данной статье рассматривается рассказ Татьяны Толстой "Милая Шура" с точки зрения функционирования в нем пространственно-временных отношений....

Обучающий тест по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

Тест направлен на мотивацию к внимательному осознанному чтению. Содержит вопросы, помогающие глубоко проанализировать персонажей, сюжет, форму произведения...

Обучающий тест по рассказу Андрея Платонова "Неизвестный цветок"

Целью обучающего теста является не контроль знаний ученика, а погружение в художественный текст с помощью направляющих заданий, опирающихся как на сам текст, так и на контекст, т.е. на другие тексты р...