Игра - зачет по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Данны
материал по литературе (5 класс)
Данный материал способствует закреплению изученного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-zachet_po_skazke_pushkina.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - зачет по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)
Ход игры
Учащиеся делятся на 4 команды, в составе которых и выполняют задания.
- Разминка : каждая команда получает по очереди вопросы, на которые дает ответ. Если команда не ответила, ответ переходит к той команде, члены которой первыми подняли руки.
- Назовите год рождения поэта (1799)
- Как звали няню Пушкина (Арина Родионовна)
- Назовите имя и отчество отца А.С.Пушкина (Сергей Львович)
- Как звали мать поэта? (Надежда Осиповна)
- Кем приходился Пушкину Абрам Петрович Ганнибал? (Пра-пра-пра-пра-дедушкой)
- Сколько братьев и сестер было у Пушкина? Назовите их. (1 брат Лев, 1 сестра Ольга)
- Как звали дядю поэта? (Василий Львович)
- Назовите дядьку Пушкина. (Никита Козлов)
- Какой русский поэт, прочитав поэму «Руслан и Людмила», подарил юному Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»? (В.А.Жуковский)
- Назовите учебное заведение, которое закончил поэт. (Царскосельский Лицей)
- Назовите речку в Санкт-Петербурге, на берегу которой состоялась дуэль Пушкина в 1836 году. (Черная речка)
- Как звали жену поэта? (Наталья Николаевна Гончарова)
- Назовите имя сына французского посла, с которым стрелялся поэт. (Жорж Дантес)
- Угадайте героя по описанию
- Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит (Царица – мать царевны)
2) Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя. (Месяц)
- Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане»)
4) Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла. (Царица – мачеха)
5) Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сарачина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь. (Семь богатырей)
6) И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен. (Королевич Елисей)
7) Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна)
8) С ним одним она была
Добродушна, весела. (Царица – мачеха)
9) … ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой. (Солнце)
10) …царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
11) Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)
12) Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам. (Царица Чернавке)
3.Кроссворд (Приложение № 1)
Вопросы к кроссворду
- Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая». (Мачеха)
- Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее» (Зеркальце)
- Именно он смог помочь королевичу Елисею. (Ветер)
- Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко. (Соколко, пес)
- Любя царевну в душе, она «не убила, не связала». (Чернавка)
- Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?
- Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны. (Яблоко)
4.Кто внимательнее?
Команды по очереди отвечают на вопросы по «Сказке о мертвой царевне».
1) На что глядела царица, ожидая возвращения мужа? (Снег)
2) Каким было приданое царевны? (Семь торговых городов да сто сорок теремов)
3) Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу? (Молится)
4) Кто первым встретил царевну на дворе у семь богатырей? (Пес Соколко)
5) Как называлось жилище семи богатырей? (Терем)
6) Чем занимались семь богатырей? (Охота, война)
7) Чем угрожала царица чернавке, узнав что царевна не погибла? (Рогаткой)
8) Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? (Хлеб)
9) Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? (Пряла)
10) Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)
11) Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)
12) Какими были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)
5. Конкурс «Подбери определение»: в цитате из сказки пропущены прилагательные, они даны отдельно в начальной форме. Нужно вставить прилагательное на место, изменив, если требуется, форму слова. (Приложение № 2)
Дверь тихонько отворилась | Перед … зарею |
И царевна очутилась | Братья…толпою |
В … горнице, кругом | Выезжают погулять, |
Лавки, крытые ковром, | …уток пострелять, |
Под святыми стол …, | Руку … потешить, |
Печь с лежанкой …. | Сорочина в поле спешить, |
Видит девица, что тут | Иль башку с … плеч |
Люди … живут. | У татарина отсечь, |
Или вытравить из леса | |
… пятигорского черкеса. | |
Светлый, дубовый, изразцовый, добрый | Утренний, дружный, серый, правый, широкий, пятигорский |
6. Конкурс «Составь предложение»:из данных отдельных слов, стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке .
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.
Приложение 2
4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый | 5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский |
Приложение 3
помолиться усердно Бог королевич Елисей отправиться в дорога за красавица душа невеста молодой
помолиться усердно Бог королевич Елисей отправиться в дорога за красавица душа невеста молодой
помолиться усердно Бог королевич Елисей отправиться в дорога за красавица душа невеста молодой
4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый | 5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский |
4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый | 5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский |
4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый | 5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский |
4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый | 5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский |
Дверь тихонько отворилась | Перед … зарею |
И царевна очутилась | Братья…толпою |
В … горнице, кругом | Выезжают погулять, |
Лавки, крытые ковром, | …уток пострелять, |
Под святыми стол …, | Руку … потешить, |
Печь с лежанкой …. | Сорочина в поле спешить, |
Видит девица, что тут | Иль башку с … плеч |
Люди … живут. | У татарина отсечь, |
Или вытравить из леса | |
… черкеса. |
Дверь тихонько отворилась | Перед … зарею |
И царевна очутилась | Братья…толпою |
В … горнице, кругом | Выезжают погулять, |
Лавки, крытые ковром, | …уток пострелять, |
Под святыми стол …, | Руку … потешить, |
Печь с лежанкой …. | Сорочина в поле спешить, |
Видит девица, что тут | Иль башку с … плеч |
Люди … живут. | У татарина отсечь, |
Или вытравить из леса | |
… черкеса. |
Дверь тихонько отворилась | Перед … зарею |
И царевна очутилась | Братья…толпою |
В … горнице, кругом | Выезжают погулять, |
Лавки, крытые ковром, | …уток пострелять, |
Под святыми стол …, | Руку … потешить, |
Печь с лежанкой …. | Сорочина в поле спешить, |
Видит девица, что тут | Иль башку с … плеч |
Люди … живут. | У татарина отсечь, |
Или вытравить из леса | |
… черкеса. |
Дверь тихонько отворилась | Перед … зарею |
И царевна очутилась | Братья…толпою |
В … горнице, кругом | Выезжают погулять, |
Лавки, крытые ковром, | …уток пострелять, |
Под святыми стол …, | Руку … потешить, |
Печь с лежанкой …. | Сорочина в поле спешить, |
Видит девица, что тут | Иль башку с … плеч |
Люди … живут. | У татарина отсечь, |
Или вытравить из леса | |
… черкеса. |
Вопросы к кроссворду
1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».
2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»
3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.
4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.
5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».
6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?
7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.
Вопросы к кроссворду
1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».
2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»
3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.
4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.
5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».
6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?
7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.
Вопросы к кроссворду
1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».
2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»
3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.
4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.
5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».
6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?
7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.
Вопросы к кроссворду
1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».
2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»
3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.
4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.
5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала» царскую дочь.
6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?
7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование в 5 классе«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – самостоятельное произведение или обработанный повтор народной сказки?"
Пятиклассники делают первые шаги начинающих исследователей. Курс 5 класса предоставляет много возможностей для этого. Представлен один из уроков - исследований. Для развития подростков - читателей инт...
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...
Разработка урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Самоанализ открытого урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»....
Борьба добрых и злых сил (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Технологическая карта урока русской литературы в 5 классе....
Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...
Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Цели урока.Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, ...
Символы и детали в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
ТемаСимволы и детали в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»Цель пробудить интерес к анализу художественного произведения для постижения смысла литературн...