Разработка урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Самоанализ открытого урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Вашему вниманию был представлен урок по теме: Образ богатыря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Основная цель урока: дать представление об образе богатыря в русской литературе и проверить знания учащихся и в других предметах. В зависимости от целей урока определила тип урока: комбинированный. Форма урока – урок закрепление. Был и оглашены тема и цели и эпиграф урока, который был подобран из устного народного творчества, для того чтобы обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.
Данный урок является вторым в изучаемом разделе, поэтому опиралась на то, что учащиеся уже познакомились со сказкой Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Урок начали с минутки вхождения в урок. Детям объяснила о значимости рук. Затем повторение пройденной темы провела в форме опроса. Мотивацию к учебной деятельности начала с фантастической добавки о том, что дети находятся в театре, чтобы сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. На уроке часто задаются проблемные вопросы. Кто это? Почему? Параллельно с объяснением новой темы велась и словарная работа. В урок были включены песни «Богатырская наша сила», «Доруг». Тем самым я хотела расширить кругозор детей, показать связь литературы с музыкой, заинтересовать их. В урок включены и соревнования между русским и тувинским богатырем. Класс был разделен 2 группы, чтобы привить навыки групповой работы. На уроке есть моменты связи с жизнью, где говорится о знаменитых богатырях нашей родины. Эта информация окрыляет детей, делает их стремительными, решительными. В ходе урока применяются диалоговые, полилоговые формы общения, создается ситуация успеха и психологическая поддержка учащихся. Используются элементы групповой технологии, ИКТ. В качестве домашнего задания детям было предложено выучить наизусть понравившийся отрывок из сказки, чтобы привить любовь к выразительному чтению. Я думаю, что цели урока достигнуты, так как дети Просмотр сказки закончился хорошим результатом.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РТ «Хондергейской СКОШИ VIII вида для детей с отклонениями в развитии»: Милана Николаевна Монгуш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
ГБОУ РТ «Хондергейская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида для детей с отклонениями в развитии»
Разработка урока по чтению в 5 классе на тему:
«Образ богатыря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Учитель: Монгуш М.Н.
Хондергей-2014
Цели:
- Дать представление об образе богатыря в русской литературе, проверить знания и умения учащихся и в других предметах.
- Коррекция развития внимания, памяти через иллюстрации, коррекция зрительного восприятия через различные картинки.
- Воспитание патриотизма, чувства мужества и любви к родине, уважение к национальным традициям и обычаям, понимание словесной музыки и воспитание толерантности.
Оборудование: проектор, картинки, доска, компьютер, колонки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.
-За что ты любишь свои руки, Ай-Херел? А ты любишь свои руки, Милада? Какие добрые и умные у вас руки! Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей.
-Молодцы!
2.Мотивация к учебной деятельности.
У нас сегодня необычный урок. Представьте себе, что мы все в театре. Посмотрите на афишу, ребята! Ну-ка! Что там у нас? Сегодня просмотр «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (слайд)
Все мы посмотрели сказку. Вы заметили, ребята, что в сказке есть семь богатырей?
3.Объяснение новой темы.
И сегодня наша тема называется Образ богатыря в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (слайд)
- Посмотрите на экран, ребята! Кто это?
-Молодцы! Это богатырь!
Посмотрите на экран и запишите кто же такой богатырь. Слайд Богатырь – это герой былин. Это человек очень большой силы, стойкости и отваги.
Слайд. По словарю Даля Богатырь - это человек рослый, видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.
Физминутка.
Дружно встали, раз-два-три!
Мы теперь богатыри!
Раз, два, три, четыре
Мы теперь силачи!
- Каких богатырей знаете из тувинской литературы, ребята?
Дети: Кангывай-Мерген, Бокту-Кириш.
Молодцы! Правильно. Теперь устроим встречу русского богатыря с богатырем тувинской сказки. Давайте пригласим их, ребята! Ай-Херел будет богатырем из русской сказки, а Арсений – богатырь из тувинской сказки. Выходите к доске, ребята. Возьмите, свои лошади. Будете следовать по моей инструкции. (Звучит тувинская песня)
Послушайте мелодию. Какая она? Кажется знакомая мелодия!
Дети: Сильная, мощная, быстрая.
-Правильно! Эта мелодия такая же, как сам русский богатырь - сильная, мощная, быстрая. (Слышны топот и ржание коня)
А вы слышите, ребята? Они идут! Вот! Скачет тувинский богатырь Бокту-Кириш.
Богатырь: Амыр-ла, амыр, дети! Мир вашему дому!
(Звучит мелодия, слышны топот и ржание коня). Слышите, ребята! Скачет русский богатырь! Это какой богатырь?
Дети: Это богатырь из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
-Правильно! Молодцы!
Русский богатырь: Мир и похвала вашему дому! (Богатыри приветствуют друг друга)
Учитель: Садитесь, ребята. (Дети присаживаются)
Учитель: Видите, ребята, какие наши богатыри смелые, храбрые, не состязаются. Значит, они дружелюбные, добрые и толерантные.
Поэтому вы тоже должны быть такими же, как наши богатыри, такими же смелыми, отважными, благородными и уважать друг друга.
Словарная работа (слайд)
Толерантный – умный, благородный, умеющий сопереживать, сочувствовать и уважать мнение других.
А теперь проведем конкурс между группами. 1 группа – это команда русского богатыря. 2 группа – это команда тувинского богатыря. Задание такое. Солнце богатырей горюет без лучиков. Ваша задача найти лучики с именами прилагательными и прикрепить к солнцу! А эти имена прилагательные должны характеризовать вашего богатыря! Начинаем! Победившей команде – «5»-терки.
Молодцы солдаты! (Учитель ставит оценки)
Учитель: Богатырями можно считать не только героев сказок, но и людей в реальной жизни. Смотрите, ребята! (слайд) Кто это?
Молодцы! Это В.В.Путин – президент РФ.
Богатырём можем назвать и президента РФ В.В.Путина.
Дальше смотрите! Это кто? Молодцы! Это Ш.В.Кара-оол – Председатель правительства РТ. Он тоже богатырь!
Дальше смотрим! Кто это? Молодцы! Это С.К.Шойгу – Министр обороны РФ. Богатырь Земли тувинской!
Теперь выполним упражнения для глаз.
- Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд, ослабить мышцы, глаза открыть.
- Движения зрачков влево-вправо, вверх-вниз, круговые движения зрачками.
Молодцы!
Богатырями считаются не только мужчины, но и женщины! Смотрите, ребята! Это кто? Молодцы! Это Лориса Ооржак, наша землячка, мастер спорта России, чемпионка по женской борьбе! Богатыри есть и в нашей школе! Это кто? Молодцы! Это Роберт Алексеевич Куулар. Богатыри есть еще и в числе учащихся нашей школы. Это выпускник 9 класса – Ооржак Айбес среди футболистов школы. Богатыри нашего класса – это Монгуш Ай-Херел и Хертек Арсений. Молодцы!
Подведение итогов.
Нужны ли в наше время богатыри?
Дети: Да, нужны.
Молодцы! Каких людей мы называем богатырями? Какими качествами обладает богатырь?
Дети: Сильный умный, красивый, благородный, успешный.
В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам доблестными, сильными Защитниками Отечества, преданными родине солдатами и богатырями, о которых узнали сегодня на уроке.
Помните наставления богатырей:
– Защищать свою Родину, беречь её. -
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Эпиграф урока мы доказали, действительно, если вы будете хорошо учиться – вас будут хвалить, если у вас будет хороший конь – он приведет вас к успеху! А ваш конь – это ваш ум и доброта!
Домашнее задание. Выучить наизусть понравившийся отрывок.
Спасибо вам за урок, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения ( 9 класс) на тему «Образ Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Урок Пушкина в татарской школе....
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
На уроке по изучению повести А.С. Пушкина представлено использование различных электронных образовательных ресурсов....
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Образ метели в творчестве А.С. Пушкина"
Этот урок- исследования с элементами арт-терапии....
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...
разработка урока географии в 9 классе по теме "Образ Дальнего Востока с использованием заданий ОГЭ
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков Технология урока: ИКТ, приемы технологии критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, к...