Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок литературы на тему: "Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке» | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по литературе №3
Тема урока | Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке» | |||
Цели урока |
| |||
Тип, вид урока | Урок открытия нового знания | |||
Личностные УУД |
| |||
Предметные результаты |
| |||
Метапредметные универсальные учебные действия | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
| |||
Образовательные ресурсы урока | Ноутбук, презентация по теме урока, учебник (Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Ч.2. /Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2014.) | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | |||
I. Орг.момент | Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок. – Добрый день, ребята! Сегодня урок литературы проведу у вас я – меня зовут Юлия Андреевна. – Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Записывают дату в тетради, включаются в деловой ритм урока. | Личностные УУД: -создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Коммуникативные УУД: -взаимодействие с учителем; -осознание познавательной задачи. | |
II. Мотивация к изучению нового материала | – Дома вам нужно было подготовиться к пересказу эпизода на выбор произведения И.А. Куприна «Тапер». Давайте послушаем желающих. Проблемный вопрос для открытия темы урока - Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, вам всем оно хорошо известно. Ваша задача вспомнить имя поэта, написавшего эти строки (стихотворение «Белая береза») - Кто автор стихотворения? - Верно, это Сергей Есенин. - Сегодня мы познакомимся с Сергеем Александровичем Есениным и его творчеством, со стихотворением «Песнь о собаке». Запишите тему урока. - Давайте подумаем, какие цели будут нами достигнуты сегодня на уроке? | Пересказывают эпизод на выбор. Слушают учителя, пытаются определить тему урока. Участвуют в открытии темы урока, Беседуют с учителем. Определяют цели на сегодняшний урок. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности. Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказываний. | |
III. Актуализация опорных знаний урока | – Ребята, перед тем как прослушать стихотворение, предлагаю познакомиться с биографией автора, узнать его жизненный и творческий путь (презентация биография С. Есенина) - А вы знали, что из 339 рассмотренных стихотворений Есенина в 123 упоминаются животные? Конь – 13 раз; Корова – 8 раз; Ворон, пёс, соловей – 6 раз; Телята, кошка, голубь, журавль – 5 раз; Овца, кобыла, собака – 4 раза; Жеребёнок, лебедь, петух, сова – 3 раза; Воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица – 2 раза; Аист, баран, бабочка, грач, гусь, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, сороки, сом, свинья, чибис, шмель, ягненок – 1 раз. - Как мы видим, чаще всего автор обращается к образу коня и коровы, он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемой части жизни русского мужика, с древних времен домашние животные сопровождали человека в его нелёгком труде. - Что нового вы узнали о Сергее Есенине? Какая была его жизнь? - Пришло время прослушать стихотворение «Песнь о собаке». | Знакомятся с биографией поэта, беседуют с учителем о жизни и творчестве Рубцова. Слушают аудиозапись стихотворения. | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней. Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания. | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | Обсуждение по прослушанному стихотворению - Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? - Почему песнь, а не песня? - А теперь прочитаем строки, иллюстрирующие каждую картину еще раз, выделим ключевые слова, образы, цвет (чтение стихотворения по строфам)
- Выделите ключевые слова, в каких словах выражено отношение собаки к своим щенкам? - Какое чувство выражено в этих двух словах? - Понаблюдайте за цветовой палитрой строф, назовите слова, передающие цвет Какого цвета получилась «радость»?
- Как меняется настроение стихотворения? - Какими словами выражена эта агрессия? - Какие слова ярче всего выражают отношение хозяина к происходящему? Эти слова подчеркивают механический характер действий хозяина, его грубость, он не просто сложил щенят в мешок, а «всех поклал». Как вы думаете, почему хозяин изображен хмурым? - Какие чувства выражают ключевые слова? Выделите слова, содержащие цвет. Зарисуйте цветовую гамму. Что выражено в этом цвете?
- Почему в этой строфе мы выделили две картины? Какую сцену опустил поэт и почему? Выделим ключевые слова в этих двух картинах. - Почему поэт акцентирует внимание на том, что гладь «долго дрожала»? При помощи какого приема усиливается впечатление от этой картины? - Какое чувство выражено в словах «бежала», «поспевая бежать»? - Как во второй картине этой строфы меняются чувства собаки? - Давайте попробуем определить, в каких словах выражен цвет. Какие это цвета?
- Какой образ добавляется в этой картине? С какой целью автор обращает на это внимание? Найдите ключевые слова. - Почему собака «глядела звонко?» Что можно сказать о чувствах собаки по этой картине? Найдите слова, содержащие цвет.
| Беседуют с учителем по тексту стихотворения, разбирая каждую строфу. | Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. | |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | – А теперь попробуем определить тему и идею стихотворения. О чем это стихотворение? - Скажите, а от нее что-нибудь зависело? Могла она что-либо изменить? - А от кого зависит судьба собаки? - Мы вышли с вами на идею стихотворения. Как вы думаете, в чём она состоит? - «Песнь о собаке» говорит о том, как жестоки люди, они даже не замечают собственного бессердечия, оно становится привычным. Описывая трагедию собаки-матери, поэт заставляет нас почувствовать боль собаки-матери. - Что можно сказать об авторе этого стихотворения? Какими чертами он обладает? | Беседуют с учителем, определяют тему и идею стихотворения. | Коммуникативные УУД: умение осмыслять полученную информацию; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группе. | |
VI. Рефлексия учебной деятельности | - А теперь рассмотрим получившуюся цветовую гамму всего стихотворения. Что можно сказать, глядя на эту палитру? - Какие цвета связаны с образом хозяина? А с образом собаки? - Собака противопоставлена человеку. Каким изображается человек? - Изображает ли поэт его лицо, глаза? - А какой мы видим собаку? –Дайте оценку своей деятельности (очень хорошо, средне, плохо). Если у вас всё получилось, то поднимите руку. | Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и обобщения. Оценка деятельности на уроке. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
VII. Подведение итогов | – Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим на цели, которые мы ставили перед собой. Удалось ли нам решить их? Что мешало и что помогало в достижении цели? –Вы отлично поработали на уроке, давайте приступим к выставлению оценок. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. Слушают оценки, участвуют в их комментировании. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов. | |
VIII. Домашнее задание |
–Спасибо за урок, ребята. Желаю вам хорошего дня, до свидания! | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания. Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Василий Андреевич Жуковский. Краткие сведения о поэте. Презентация к уроку литературы в 6 классе
Презентация по литературе к уроку в 6 классе (УМК Г. Меркина). Содержит краткие сведения о биографии поэта....
Краткие сведения о С.А. Есенине. "Песнь о собаке"
Презентация к уроку литературы в 6 классе (по программе Г. Меркина) "Краткие сведения о С.А. Есенине"...
Краткие сведения о М.М. Пришвине.
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Г. Меркина "Краткие сведения о М.М. Пришвине"...
Краткие сведения о поэте. Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950-60-х годов. Творческая работа №8. Классное сочинение-рассуждение по творчеству Н. Заболоцкого
Маршрутный лист дистанционного урока по творчеству Н. Заболоцкого...
Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях. Образный строй. Тв. работа № 11. Устное сочинение-миниатюра «Тихая моя Родина».
Маршрутный лист дистанционного урока...
Краткие сведения об И.С. Шмелёве. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня».
Конспект урока...
Технологическая карта урока литературы: "Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей»"
Технологическая карта урока литературы Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей»...