Краткие сведения об И.С. Шмелёве. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkie_svedeniya_o_shmeleve.docx | 36.2 КБ |
kratkie_svedeniya_o_shmeleve.pptx | 128.41 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 51.
Тема. Краткие сведения об И.С. Шмелёве. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня».
Цель:
- выявить художественную идею рассказа И.С. Шмелева «Русская песня»;
- развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом;
- формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления особенностей художественного мира И.С. Шмелева.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Проверка домашнего задания.
• Обращение к статье учебника об И.С. Шмелеве.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Слово учителя.
И.С. Шмелев родился в Москве 21 сентября (3 октября) 1873 г.
Самые ранние впечатления детства навсегда были связаны с Москвой: «Дорога течет, едем как по густой ботвинье. Яркое солнце, журчат канавки, кладут переходы-доски. Дворники, в пиджаках, тукают о лед ломами. Скидывают с крыш снег. Ползут сияющие возки со льдом. Тихая Якиманка снежком белеет... Весь Кремль золотисто-розовый над снежной Москвой-рекой... Что во мне бьется так, наплывает в глаза туманом? Это - мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы... Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, — солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах — милое мое Замоскворечье» («Лето Господне»).
3. Обращение к учебнику. Вид на Московский Кремль. Фотография. Начало XX в.
4. Обращение к фотографии И.С. Шмелева.
5. Слово учителя.
Особое место в детских впечатлениях, в благодарной памяти Шмелева занимал отец Сергей Иванович, которому писатель посвящает самые проникновенные, поэтические строки. «Отец не кончил курса в мещанском училище. С пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и барки с лесом и щепным товаром. После смерти отца занимался подрядами: строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал портомойни на реке, купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы на Девичьем поле и под Новинском. Кипел в делах. Дома его видели только в праздник. <...>Я остался после него лет семи».
Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью («дома я не видел книг, кроме Евангелия»,— вспоминал Шмелев). Патриархальны, религиозны, как и хозяева, и преданы им были слуги. Они рассказывали маленькому Ване истории об иноках и святых людях, сопровождали его в поездке в Троице-Сергиеву лавру.
Эта красочная, разноликая толпа, представляющая, кажется, всю Россию, встретится на страницах многих его книг, но прежде всего в «итоговых» произведениях — «Родное», «Богомолье», «Лето Господне».
6. Выразительное чтение учащимся воспоминаний И. Шмелева.
«В нашем доме,— рассказывал Шмелев,— появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Во дворе стояла постоянная толчея. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружали и раскрашивали щиты для иллюминации. Приходили получать расчет и галдели тьма народу. Заливались стаканчики, плошки, кубастики. Пестрели вензеля. В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов. Художники с Хитрова рынка храбро мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пестрых боев. <...> пели смешные песенки и не лазили в карман за словом. Слов было много на нашем дворе — всяких. Это была первая прочитанная мною книга — книга живого, бойкого и красочного слова.
Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно. Мозолистые руки давали мне с добродушным подмигиваньем и рубанки, и пилу, и топорик, и молоточки и учили, как «притрафляться» на досках, среди смолистого запаха стружек, я ел кислый хлеб, круто посоленный, головки лука и черные, из деревни привезенные лепешки. Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки и ждал балагурство. <...> Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр. <...> Много повидал я на нашем дворе и веселого и грустного. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог. Он делал то, чего не могли сделать такие, как я, как мои родные. <...>
Во дворе было много ремесленников — бараночников, сапожником, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неподражаемых чувствований и опыта. Двор наш для меня явился первой школой жизни — самой важной и мудрой. Здесь получились тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами».
6. Слово учителя.
Шмелев встретился с рабочим людом разных губерний, со вчерашними крестьянами, принесшими с собой свои обычаи, разнообразно богатый язык, песни, прибаутки, поговорки. Все это, преображенное, возникает на страницах шмелевских книг в его сказах.
- Какой реакции маляра на озорство мальчишек вы ожидали? Как вы полагаете, почему маляр не был жесток и груб с ребятишками? Есть ли в тексте рассказа ответ на этот вопрос?
- Вы предполагали, что конец рассказа будет таким — почти гимном русской народной песне? Если нет, то какой финал ожидали вы?
7. Составление цитатного плана рассказа И. Шмелева «Русская песня».
8. Лексическая работа: пускать «монаха», груду парусиновых брюк, на полвершочка, политура, камфара.
9. Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Ну, где у вас тут чего?».
- Почему для героя рассказа ранним вестником весны является полосатый мешок, а вторым важным признаком весны — лета было явление рыжего маляра, а не прилет птиц, например, или капель?
10. Исследовательская работа с текстом.
- Устно нарисуйте портрет маляра.
1 вариант — речь маляра.
2 вариант — внешний вид.
3 вариант — пение.
- Выпишите из текста рассказа словосочетания, которые понадобятся вам для выполнения работы.
Речь маляра | Внешний вид | Пение маляра |
"… «впущать весну» и наводить ремонт». …говорил мрачно, пока-чиваясь: - Ну, и где у вас тут чего?.. - А ты не реви, дурашка. Такой же растет и у меня в деревне. Что хозяйской краски извел, ду-ра... да еще ревет!.. | «Рыжий маляр, от которого пахло самой весной — замазкой и красками; грязный фартук, плевал на пол, свирепо взглядывал на меня, вскрикивал и вздыхал, взглядывал свирепо исподлобья, казался мне очень страшным; рыжая борода голые маляровы пятки были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, улыбка выползла из-под рыжих его усов на сухие губы» | ...Сердито мурлыкать под нос: «И-ах и те-мы-на-ай ле-со...» Да йехх и те-мы-на-ай... <...> Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра мо-лодца в чужу-дальнюю сы-торонушку!..». И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее? Пел и еще песенки — про «темную ноченьку, осеннюю» и про «березыньку», и еще про «поле чистое»... |
- Какое качество характера маляра проявляется в отношении его к ребятам?
11. Слово учителя.
До конца своих дней чувствовал Шмелев глубокую боль от воспоминаний о России, ее природе, ее людях: «Этот весенний плеск остался в моих глазах — с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. Остался живым в душе, с тысячами Михаилов и Иванов, со всем мудреным до простоты-красоты душевной миром русского мужика, с его лукаво-веселыми глазами, то ясными, как вода, то омрачающимися до черной мути, со смехом и бойким словом, с лаской и дикой грубостью. Знаю, связан я с ним до века. Ничто не выплеснет из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни… Вошло — и вместе со мною уйдет».
- Найдите в тексте слова с повторяющимися приставками вы-, вз-, по-. С какой целью автор использует повторение приставки в этих словах?
Приставки обозначают неоднократно повторяющееся быстрое действие. Такие слова делают язык рассказа метким, точным, выразительным.
12. Слово учителя.
И.А. Ильин в статье «Творчество Шмелева» отметил наиболее яркие особенности языка И.С. Шмелева: «Язык Шмелева приковывает к себе читателя с первых же фраз. Слова Шмелева просты; а душа читателя вдруг как бы просыпается, встревоженная, открывает духовные глаза и начинает напряженно прислушиваться и всматриваться, как в аспидную тучу на горизонте, где сверкнула далекая молния».
А.И. Куприн писал об И.С. Шмелеве: «Шмелев теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка». И действительно, в рассказе мы восхищаемся смело и точно расставленными словами. У Шмелева значимо каждое междометие, каждая неправильность. Это живая, теплая, яркая речь. Оживляют ее и фразеологизмы.
• Какую роль играют фразеологизмы в тексте? Назовите их.
Попал в лапы, маляру было нипочем, состроил рожу.
• Найдите в тексте фразы, в которых звучит ирония. Для чего автор использует ее в рассказе?
• Выпишите из текста рассказа от слов «Впервые тогда...» до конца рассказа слова-антонимы, характеризующие русскую песню, русскую душу, русское слово. Какова их функция в тексте?
III. Подведение итогов урока.
Восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивою, близко восприятию народному. Так возникает особенный цельны художественный мир, где все связано, взаимообусловлено и где бессмысленного - нет. Как ни густо выписан живописный быт, художественная идея, из него вырастающая, возвышается над бытом, приближаясь уже к формам фольклора, сказания.
В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, яви-сказки. Это позволяет автору в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия.
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ М.М.Пришвина «Москва-река».
2.Индивидуальные задания:
- подготовить выразительное чтение фрагмента главы «Образ художника» книги В.Д.Пришвиной «Наш дом»;
- подготовить сообщение о Богемском лесе в Звенигороде.
3.Групповое задание: подготовить выставку книг М.М.Пришвина.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.С. Шмелев родился в Москве 21 сентября (3 октября) 1873 г.
Речь маляра Внешний вид Пение маляра "… « впущать весну» и наводить ремонт». …говорил мрачно, пока- чиваясь : - Ну, и где у вас тут чего?.. - А ты не реви, дурашка. Такой же растет и у меня в деревне. Что хозяйской краски извел, ду-ра ... да еще ревет!.. «Рыжий маляр, от которого пахло самой весной — замазкой и красками; грязный фартук, плевал на пол, свирепо взглядывал на меня, вскрикивал и вздыхал, взглядывал свирепо исподлобья, казался мне очень страшным; рыжая борода голые маляровы пятки были покрыты серой и твердой кожей, похожей на замазку, улыбка выползла из-под рыжих его усов на сухие губы» ...Сердито мурлыкать под нос: «И-ах и те-мы-на-ай ле -со...» Да йехх и те-мы-на-ай... <...> Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как « угы -на-ли добра мо-лодца в чужу -дальнюю сы-торонушку !..». И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее? Пел и еще песенки — про «темную ноченьку, осеннюю» и про « березыньку », и еще про «поле чистое»...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта 5 класс "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."
Технологическая карта. 5 класс.Литература под редакцией Г.С. Меркина. ФГОС.Тема: "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."...
Урок литературы в 5 классе по теме "Две жизненные позиции в рассказе "Кавказский пленник". Художественная идея рассказа."
Урок литературы в 5 классе....
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев
Маршрутный лист дистанционного урока...
У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих и вечных тем. Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. М Сервантес. Роман «Дон Кихот»: проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота.
Маршрутный лист дистанционного урока...
М Сервантес. Роман «Дон Кихот»: проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Рецензия на рассказ И.Шмелёва "Русская песня"
Рецензия на рассказ И.Шмелёва "Русская песня"...
А.П. Чехов "Хамелеон". Особенности сюжета. Художественная идея рассказа.
Урок литературы в 7 классе...