Рабочая программа "Формирование читательской компетентности"
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 5 класса по программе Основного общего образования на 2022 – 2023 учебный год. Количество часов в год - 34 часа, в неделю-1 час. Программа предмета «Формирование читательской компетенции» для 5 класса разработана на основе образовательной программы Меркина Г. С. «Литература 5 класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fchk_5_klass.docx | 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол№ 1 от _____________2022г Председатель МО Н.А. Полканова_____
| СОГЛАСОВАНО на научно-методическом Совете Протокол № от ______________2022г Зам.директора по УВР Селезенева О. О.__________ | УТВЕРЖДАЮ Директор лицея _________/ Д. Г. Звонарева «____»_______2022г |
Рабочая программа
по предмету
Формирование читательской компетентности
для 5 «В» класса
по программе Основного общего образования
на 2022 – 2023 учебный год
количество часов в год: всего – 34 ч, в неделю-1 ч.
Программа предмета «Формирование читательской компетенции» для 5 класса разработана на основе образовательной программы Меркина Г. С. «Литература 5 класс»
Автор: Ленкова Т. Е.,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Лицея №15 Заводского района
г. Саратова
г. Саратов, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Планируемые предметные результаты…………………………….. стр 3
- Содержание учебного предмета, курса……………………………...стр 5
- Календарно-тематическое планирование…………………………...стр 11
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты учащихся 5 класса состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
- формировать умение по пониманию ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- формировать умение по пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания, по выявлению заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- совершенствовать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- формировать умение по определению в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, по пониманию их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- формировать умение по владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- совершенствовать умение по приобщению к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, по сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формировать умение формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- формировать умение собственной интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- формировать умение по пониманию авторской позиции и своего отношения к ней;
- в коммуникативной сфере:
- совершенствовать умения воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- совершенствовать умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- совершенствовать навыки по написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- формировать умение по пониманию образной природы литературы как явления словесного искусства; по эстетическому восприятию произведений литературы; по формированию эстетического вкуса;
- формировать умение по пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
II. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
Введение Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп». | Фронтальная | Выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устном высказывании. Формулировать свои представления о прочитанных ранее книгах и литературных героях. Форму-лировать на основе личных впечатлений вывод о роли книги и чтения в жизни человека и общества. |
Из устного народного творчества | ||
Сказка. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Тема защиты родной земли в произведениях устного народного творчества. «Общее счастье». Из фольклора народов северного Кавказа. Формирование общечеловеческих ценностей | Фронтальная Групповая | Исполнять фольклорный текст с учетом особенностей жанра и пересказывать его близко к тексту. Выявлять особенности содержания и художественной формы сказки; характерные художественные приёмы. Характеризовать героя сказки как воплощение национального характера. |
Из русской литературы 19 века | ||
Басни И. Крылова. Нравственные проблемы и поучительный характер басни. Выразительное чтение. | Фронтальная Групповая | Выразительно читать басню. Определять тему и художественную идею произведения. Выявлять особенности басни. |
Литературные сказки. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Интерес Пушкина к истории Древней Руси. Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Определять тему и художественную идею поэтического произведения. Выявлять особенности поэтической формы, художественно значимые изо-бразительно-выразительные средства и определять их художественную функцию. |
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравственные проблемы сказки. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Воспринимать текст художественного произведения 19 века. Выявлять особенности содержания и художественной формы сказки. Характеризовать героя сказки |
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Отношение человека к природе. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Выразительно читать лирическое произведение. Характеризовать тематику и проблематику лирического произведения, его идейно-эмоциональное содержание. Выявлять авторскую позицию в поэтическом произведении. Формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях от прочитанного. |
Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Характер повествования. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Делать выводы об особенностях проблематики и тематики произведения. Формулировать художественную идею произведения. Читать осознанно художественное произведение, эмоцио-нально откликаться на прочитан-ное, выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту. Выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности. Выявлять художественные средства создания образов. Подбирать цитаты из текста. |
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Знакомство с жанром рождественского рассказа. Мечты юных героев в рождественскую ночь. Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Делать выводы об особенностях проблематики и тематики произведения. Формулировать художественную идею произведения. Читать осознанно художественное произведение, эмоцио-нально откликаться на прочитан-ное, выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту. Выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности. Выявлять художественные средства создания образов. Подбирать цитаты из текста. |
И. С. Тургенев «Бежин луг». Изображение быта и нравов крепостной России. Особенности повествования, авторская позиция | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно – эмоциональное содержание. Находить средства выразительности для создания характеристики героя |
Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». Изображение тяжёлых условий труда детей. Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Формулировать художественную идею произведения. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту. Выявлять заложенные в произ-ведении вневременные нравственные ценности. |
Н. Некрасов «Накануне светлого праздника». Изображение жизни простого народа. Особенности рит-мической организации стихотворения | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Выразительно читать лирическое про-изведение. Характеризовать тематику и проблематику лирических произведений, их идейно-эмоциональное содер-жание. Выявлять авторскую позицию в поэтическом произ-ведении. Формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях от прочитанного. |
Н. С. Лесков «Привидение в Инженерном замке. Из детских воспоминаний». Нравственные проблемы и поучительный характер | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Формулировать художественную идею произведения. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту. Выявлять заложенные в произ-ведении вневременные нравственные ценности. |
А. П. Чехов «Лошадиная фамилия». Особенности образов персонажей в юмористических произве-дениях. Средства создания юмористических ситуаций | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Формулировать художественную идею произведения. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту. |
Из русской литературы XXвека | ||
А. Куприн. «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочи-танное, выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту. Выявлять заложенные в произведении вне-временные нравственные ценности. |
М. Горький «Дети Пармы». Нравственные проблемы и поучи-тельный характер произведения. Особенности повествования. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту. |
И. А. Бунин. «Деревенский нищий». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Воспринимать текст литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Харак-теризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художест-венного мира произведения, писателя. |
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Особенности пове-ствования сказа. Речь героев | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Выявлять языковые особенности про-изведения. Характеризовать образы произведения через детали и осо-бенности речи персонажей. Опреде-лять гуманистическую идею рассказа. Формулировать вопросы для размышления. |
Е. Носов «Варька». Нравст-венные уроки произведения. Удивительный мир главной героини и её взаимоотношения с окружающими | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Подбирать ключевые слова для харак-теристики героя произведения. Де-лать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Подбирать цитаты из текста. Анали-зировать различные формы выражения авторской позиции в произведении. |
Е. Носов «Трудный хлеб». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к уважению к человеку труда. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Читать осознанно художественное произведение, откликаться на прочи-танное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Форму-лировать художественную идею произ-ведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику и идейно-тематическое содержание. Подби-рать ключевые слова для характери-стики героя произведения. |
В. П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?» Нравственные уроки произведения. Взаимо-отношения человека и природы | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Определять тематику и проблематику произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, пробле-матику, идейно-эмоциональное содер-жание. Подбирать ключевые слова для характеристики героя произведения. Делать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Подбирать цитаты из текста. |
В. И Белов «Скворцы». Мир ребёнка-инвалида. Готовность спасти скворцов несмотря на инвалидность | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Читать осознанно художественное произведение, откликаться на прочи-танное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Формули-ровать художественную идею произ-ведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику и идейно-тематическое содержание. |
А. Г. Алексин «Самый счастливый день». Взаимоотношения детей и взрослых. Что значит семья в жизни ребёнка | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Характеризовать сюжет произведения, его тематику и идейно-тематическое содержание. Характеризовать образную систему рассказов. Подбирать ключевые слова для характеристики героя произведения. |
Р. П. Погодин «Тишина». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Определять тематику и проблематику повести, выявлять авторскую само-бытность в постановке общественно значимых проблем. Уметь характе-ризовать идейно-эмоциональное содер-жание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. |
А. Платонов «Неизвестный цветок». Основная тема и идея сказки-были. Сказочное и реальное в сюжете произведения | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Выявлять реальное и фантастическое в сюжете. Выявлять заложенные в произ-ведении признаки вневременных нравст-венных ценностей. Осуществлять худо-жественный пересказ фрагмента произ-ведения. Определять проблематику и идею произведения. Восприни-мать текст литературного произведе-ния. Находить в тексте художественные детали, важные для характеристики сюжета и персонажа |
Любовь Воронкова «Старшая сестра» («Ветка дуба»). Эта книга о дружбе настоящей и ненастоящей, о мужестве и долге. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Делать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. |
М. Самарский «Сирота». О непростой доле ребёнка, оставшегося без попечения родителей | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Читать осознанно художественное про-изведение, откликаться на прочи-танное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Формули-ровать художественную идею произве-дения. Характеризовать сюжет произ-ведения, его тематику и идейно-тематическое содержание. Характери-зовать образную систему рассказов. Подбирать ключевые слова для характеристики героя произведения. |
Сергей Георгиев «Дедушка». Уважение к старшим, внимательное отношение к тем, кто нуждается в нашей поддержке. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Делать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. |
Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей». Рассказы о детях, о станов-лении детского характера, о преодолении первых трудно-стей, о дружбе | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Подбирать ключевые слова для харак-теристики героя произведения. Де-лать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Подбирать цитаты из текста. Ана-лизировать различные формы выраже-ния авторской позиции в произведении. |
Михаил Самарский «Фор-мула добра». Тема и идея произведения. Мир животных | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Делать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. |
С. Алексеев «Подвиг Ленинграда (1941–1944)»Прославление мужества и героизма жителей Ленинграда во вражеской блокаде. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Определять тематику и проблематику повести, выявлять авторскую позицию Уметь характеризовать идейно-эмоцио-нальное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. |
Илья Миксон «Жила, бы-ла». Стойкость и мужество Тани Савичевой и ленинградцев в блокадном городе. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Подбирать ключевые слова для харак-теристики героя произведения. Де-лать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Под-бирать цитаты из текста. Анализиро-вать различные формы выражения ав-торской позиции в произведении. |
III. Календарно-тематическое планирование
№пп | Тема урока | Кол-во часов | Сроки реализации | Корректировка |
1 четверть | ||||
1 | Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп». | 1 | 01.09-03.09 | |
Из устного народного творчества | ||||
2 | Сказка. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» | 1 | 05.09-10.09 | |
3 | Общее счастье. Из фольклора народов северного Кавказа. | 1 | 12.09-17.09 | |
Из русской литературы 19 века | ||||
4 | Басни И. Крылова. Выразительное чтение | 1 | 12.09-17.09 | |
5 | Литературные сказки. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». | 1 | 19.09-24.09 | |
6 | А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» | 1 | 26.09-01.10 | |
7 | М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» | 1 | 03.10- 08.10 | |
8 | Сочинение «Чему учат сказки» | 1 | 10.10-15.10 | |
9 | Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» | 1 | 17.10-22.10 | |
10 | Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» | 1 | 24.10-28.10 | |
2 четверть | ||||
11 | И. С. Тургенев «Бежин луг» | 1 | 07.11-12.11 | |
12 | Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» | 1 | 14.11-19.11 | |
13 | Н. Некрасов «Накануне светлого праздника» | 1 | 21.11-26.11 | |
14 | Н. С. Лесков «Привидение в Инженерном замке. Из детских воспоминаний» | 1 | 28.11-03.12 | |
15 | А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» | 1 | 05.12-10.12 | |
16 | А. Куприн «Чудесный доктор» | 1 | 12.12-17.12 | |
17 | М. Горький «Дети Пармы» | 1 | 19.12-24.12 | |
18 | И. А. Бунин «Деревенский нищий» | 1 | 26.12-28.12 | |
3 четверть | ||||
19 | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка» | 1 | 09.01-14.01 | |
20 | Е. Носов «Варька» | 1 | 16.01-21.01 | |
21 | Е. Носов «Трудный хлеб» | 1 | 23.01-28.01 | |
22 | В. П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» | 1 | 30.01-04.02 | |
23 | В. И. Белов «Скворцы» | 1 | 06.02-11.02 | |
24 | А. Г. Алексин «Самый счастливый день» | 1 | 13.02-18.02 | |
25 | Р. П. Погодин «Тишина» | 1 | 20.02-25.02 | |
26 | А. Платонов «Неизвестный цветок» | 1 | 27.02-04.03 | |
27 | Любовь Воронкова «Старшая сестра» («Ветка дуба»). | 1 | 06.03-11.03 | |
28 | М. Самарский «Сирота». | 1 | 13.03-18.03 | |
29 | Сергей Георгиев «Дедушка». | 1 | 20.03-23.03 | |
4 четверть | ||||
30 | Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей». | 1 | 03.04-08.04 | |
31 | Михаил Самарский «Формула добра». | 1 | 10.04-15.04 | |
32 | С. Алексеев «Подвиг Ленинграда (1941–1944)» | 1 | 17.04-22.04 | |
33 | Илья Миксон «Жила, была». Документальная повесть о Тане Савичевой и ленинградцах в блокадном городе. | 1 | 24.04-29.04 | |
34 | Защита проекта «Моя золотая полка» | 1 | 01.05-06.05 | |
Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательской компетентности учащихся
Резюме по рассмотрению проблемы развития читательской компетентности учащихся в форме презентации....
Доклад "Формирование читательской компетентности младших школьников"
"Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена,государства исчезали, а книга оставалась",- сказал А.И.Герцен. Формирование читательской компетентности у младших школьников приоб...
Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся
В слайдовой презентации содержится материал для заседания ШМО учителей-предметников по теме "Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся"....
Формирование образовательной среды, способствующей преодолению «кризиса чтения» и развитию читательской компетентности
Материал презентации представляет собой отчет по теме самообразования для выступления на ШМО учителей-предметников. Материал представляет интерес для всех учителей, интересующихся проблемой чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ» для учащихся 7 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»для учащихся 7 классов...
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Рабочая программа по предмету "Формирование читательской компетентности для 5 класса" .
Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 5 класса по программе Основного общего образования на 2022 – 2023 учебны...