Урок "Во имя жизни"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Методическая разработка урока по произведению М. Горького "Старуха Изергиль". Легенда о Данко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_7_b_klasse_po_rasskazu_m._gorkogo.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 Б классе « Во имя жизни»
(по произведению М. Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко)
Цель урока: выяснить, с какой целью совершаются подвиги.
Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий:
- Предметные: научиться осмысливать прочитанное и определять идею произведения.
- Метапредметные:
1) познавательные – уметь объяснять значение прочитанного;
2) регулятивные – устанавливать причинно-следственные связи, использовать речь для регуляции своих действий;
3) коммуникативные – строить монологические высказывания, совершенствовать умение диалогической речи с учителем.
- Личностные: формирование социально ориентированного взгляда на мир, а также мотивации к самосовершенствованию (подражание герою).
Ход урока:
1. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.
Вы прочитали отрывок из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Как вы думаете, о чём мы будем беседовать сегодня? Как бы вы озаглавили урок?
Я выбрала такое название «Во имя жизни». Вы говорили о подвиге, но подвиг не должен быть безрассудным поступком. Подвиг совершают с какой целью?
Вопрос о подвиге в разные времена и эпохи поднимали многие писатели.
Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
А в жизни?
Нурмагомед Гаджимагомедов. Во время боя получил тяжёлое ранение, но продолжал командовать ротой. Когда попал в окружение, подорвал себя последней гранатой вместе с окружившими его военнослужащими украинской армии. Он сделал все, чтобы спасти своих ценой собственной жизни. Покорить самую высокую точку Европу (Эльбрус) было его заветной мечтой. Он всегда стремился к высотам. Как это его характеризует?
2. Словарная работа.
- А что же такое подвиг? Дома вы работали с толковым словарём Ожегова. Дайте определение этому понятию.
(Героический самоотверженный поступок)
- Как вы понимаете слово поступок?
(Решительное активное действие в сложных обстоятельствах)
-В качестве эпиграфа я взяла слова: «В жизни всегда есть место подвигу». Автор этого высказывания М. Горький. Слова произносит героиня произведения Старуха Изергиль , которая рассказывает три истории: историю своей жизни и две легенды. Нас интересует «Легенда о Данко».
Повторение теории.
Легенда - поэтический или исторический рассказ о каком- либо событии, лице, в основе которого лежит чудо, вымысел, воспринимающийся как достоверный факт.
3. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам.
Можно ли назвать Данко героем? Давайте вспомним, какой подвиг совершил Данко.
(Он вывел людей из леса, дал им возможность начать новую жизнь ценой своей жизни)
Эгоист – альтруист.
Кто же такой альтруист, как это понятие может соотноситься с Данко?
(Альтруист - это человек, стремящийся к деятельности на пользу других, желающий принести пользу ближнему, человек, у которого отсутствует себялюбие)
Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?
Люди струсили и не стали сопротивляться.
Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску. Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.
- Почему люди поверили Данко и сделали его своим вожаком?
(Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы…. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня)
Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец!
Он лидер! В глазах много живого огня.
Какими в легенде показаны люди? Как на протяжении всего повествования они меняются? Как меняется их отношение к Данко?
Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. ... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко…
- А Данко? Он тоже отчаялся?
А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом…
Вы сказали: "Веди!" - и я повел! Что сделали вы в помощь себе?
- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они… видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут.
- Почему же Данко не бросил людей? Ведь он видел, как люди отвергают его?!
Есть ли в этом рассказе какие-нибудь противоречия, которые смутили или взволновали вас?
Какой момент следует считать кульминационным?
(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)
- Чем же отплатили ему люди?
Они забыли про Данко. Он им не нужен, и в какой-то мере опасен. И какой-то осторожный человек наступает на его сердце.
Данко вывел людей и умер. Почему же люди не заметили его смерти?
(Они были счастливы, радостны, полны надежд, ведь светит солнце, перед глазами широкая степь).
- А Данко был ли счастлив перед смертью? Подтвердите свою мысль словами из текста.
( Конечно. Горький пишет: «кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся». Он любил людей и ничего не ждал за свою любовь взамен. Данко счастлив, потому что он помог людям).
- Почему один « осторожный человек» наступил на сердце Данко? Обратите внимание на эпитет «осторожный». Осторожный – это какой?
-Посмотрите, какое значение имеет слово «осторожный в словаре Ожегова».
Предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый. Он человек очень осторожный.
- Чего мог опасаться этот «осторожный» человек?
Испугался показаться хуже него, не каждый способен на подвиг
- Этот человек мог опасаться наказания высших сил за смерть Данко, за неблагодарность и трусость племени.
Противоречие: Данко совершил подвиг, а люди оказались неблагодарными и растоптали его сердце. Напрасна ли смерть Данко? Имеет ли смысл совершать подвиги, если в ответ получаешь неблагодарность?
- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.
Герой без колебаний жертвует собой ради людей, герой любит людей и Родину.
16 сентября 1976 года Шаварш Карапетян с братом и тренером совершали утреннюю пробежку. Случайно они оказались на месте падения троллейбуса в Ереванское водохранилище. Карапетян принялся спасать людей из воды и вытащил 46 пассажиров из 92.
Карапетян тяжело заболел пневмонией, которая осложнилась сепсисом.
- Человек должен быть смелым, решительным, готовым пожертвовать всем ради близких. Не ждать благодарности взамен, а искренне делать добрые дела, решать, порой и непростые, вопросы и принимать, порой нелёгкие, решения. Таким является герой легенды, таким должен быть каждый человек.
(Подвиги нужны людям)
Давайте представим, что бы произошло, если бы Данко не совершил свой подвиг.
(Люди бы погибли)
А смогли бы мы победить в Великую Отечественную войну без подвигов героев?
Итак, мы выяснили, что подвиги необходимы, иначе человечество не смогло бы существовать.
4. Микроисследование: сравнительный анализ «Легенды о Данко» и мультфильм.
Фильм был снят в 2000 году режиссером Бардиным. Это показ обнищания морального духа человечества, которое прогрессирует с каждым днем.
Кроме того, нет уже той толерантности и терпимости к чужому мнению, уважения к мировоззрению, цвету кожи, вероисповеданию — человек человеку волк.
Приходит человек, который хочет прекратить все это и образумить других, в него кидают грязью и говорят, что он ничего не понимает и не знает, как нужно жить.
Такой участи заслуживает и Христос — его презирают и распинают за то, что он хотел принести в человеческое общество больше любви и терпимости к окружающим.
В этом и заключается весь смысл фильма.
Человечеству необходимо меняться в лучшую сторону и стараться сделать любовь главным достоинством своей жизни.
Любовь к людям – это ведь и есть те крылья,
на которых человек поднимается выше всего.
М. Горький
5. Рефлексия.
Какого цвета ваше настроение?
Рефлексия эмоционального состояния. Радуга настроения. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению.
Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? Что нового узнали на уроке? На каком этапе урока испытывали затруднение? Над чем заставил задуматься урок?
6. Домашнее задание.
Напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко «гордым смельчаком»?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.
Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные). Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...
Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...
Урокв 5 классе "Как получить информацию"
Название работы: урок информатики для 5 класса «Как получить информацию» Программа Л.Л. Босовой (5 класс). Урок с сопровождением презентации. Урок направлен на: развитие информационных компетенц...
Урокв 9 классе. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома
Цельурока: расширить и углубить полученные знания по строению атомов химических элементов из курса химии 8-го класса....
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....