2 урок Тема урока: «Маленький принц» как философская сказка-притча
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Машукова Людмила Петровна

В данном документе представлен второй урок из  системы уроков литературы по философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", проводимых в 6 классе. Система всего состоит из 3 уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФИЛОСОФСКОЙ
СКАЗКЕ-ПРИТЧЕ А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ», ПРОВОДИМЫХ В 6 КЛАССЕ

2 урок

Тема урока: «Маленький принц» как философская сказка-притча

УМК: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. Ч.2 / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной.-М.: Просвещение,2012.

Литература: Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц: рисунки автора / Антуан де Сент-Экзюпери; [пер. с фр. Норы Галь]. – Москва: Эксмо, 2016.

Тип урока: комбинированный урок

Цели:

1) Образовательные: 

-познакомить с притчей как литературным жанром;

- выявить жанровые черты притчи в произведении;

2) Развивающие:

-развитие представлений об истинных и ложных ценностях;

развитие эмоционально-образного и аналитического мышления;

3) Воспитательные:

-воспитание культуры речи учащихся;

-воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Запишите в тетради тему нашего урока: «Маленький принц» как философская сказка-притча.

  1. Актуализация знаний

Ребята, вчера мы с вами анализировали сказку Экзюпери «Маленький принц». Вспомните, что такое сказка, и какие виды сказок бывают?

  1. Этап изучения нового материала

Ребята, давайте подумаем, какие черты сказки есть в произведении Экзюпери?

Правильно. Ребята, Экзюпери заметил, что это не просто сказка, а сказка философская.

 Философия –= от греч. phileo – люблю + sophia – мудрость, – любовь к мудрости. Философия – наука о вечных проблемах бытия: жизни, смерти, любви, дружбе, долге. 

Какие же философские темы и вопросы поднимает автор в «Маленьком принце»?

Ребята, сейчас вы прослушаете сообщение Вани на тему «Притча как жанр литературы» и потом мы с вами подумаем, можно ли назвать философскую сказку Экзюпери притчей?

Итак, ребята, какие черты притчи присутствуют в философской сказке Экзюпери?

Ребята, давайте рассмотрим, какие аллегории есть в «Маленьком принце»?

Правильно, ребята.

Ребята, а о каких баобабах говорит маленький принц?

Вначале назовите лексическое значение слова баобаб.

Чем так грозили его планете баобабы? (Слайд – иллюстрация из сказки баобабов)

Ребята, как вы думаете, только ли о баобабах говорит нам здесь писатель. Закройте глаза. Представьте, что вы – это маленькая планета. И на ней появились баобабы, которые хотят заполонить вашу планету, ваш мир, ваши чувства, мысли. С какими из них вы бы стали бороться?

Верно.

  1. Объяснение домашнего задания

Ребята, дома вам необходимо будем придумать небольшую сказку, либо притчу на одну из предложенных тем:

  1. Добро и зло в жизни человека
  2. Дружба
  3. Умение прощать
  4. Долг и справедливость
  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? Что особенно понравилось?

  1. Выставление оценок

За работу на уроке я поставлю 5 Ване и Кате – они были очень активны и не допускали ошибок.

Ане и Владу я поставлю 4, так как они допускали небольшие ошибки в ответах.

Спасибо за работу. До свидания.

 

Сказка – занимательный рассказ о необычных, часто фантастических событиях и приключениях.

Сказки бывают народные и литературные.

Существует три вида народных сказок: сказки о животных («Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Теремок»), бытовые сказки («Кашица из топора», «Жена-спорщица»), волшебные сказки («Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Марья Моревна»). Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»; П. Ершов «Конек-горбунок»; Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Черты сказки:

- сюжет волшебной сказки

-чудесные помощники (лис, змея)

-борьба добра и зла

- вымысел

В сказке автор раскрывает тему любви, истиной дружбы, тему ответственности за свои поступки.

Ваня:

 (краткая презентация проектной деятельности по теме: Жанр притчи в литературе )

ПРИТЧА – короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.

Особенности:

  • Обобщение значений – то, о чем говорится, можно применить к разным жизненным ситуациям
  • В строении притчи отразилось мироощущение людей, которые начали познавать мир.

Образец классической притчи – библейская притча (о сеятеле, о блудном сыне, о закваске) Притчей зачастую называли мудрое изречение, непременно содержащее напутствие слушающему или читающему. Событие имело притчевый вид только тогда, когда в нем отчетливо проступает наставление: делай так, а не иначе.

Возник жанр притчи на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.

АЛЛЕГОРИЯ (от греческого allos – иной , agoreuo – говорю)

За конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение.

В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей, да увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим.

С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские и свои сочиняли. Правда, порой путали их с баснями. И уже в 18 веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал “Притчи”. Притчи и, правда, похожи на басни. Однако басня отличается от притчи.

ПРИТЧА – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления.

Мораль в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана – видимый и невидимый.

Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха.

Жанровые признаки притчи:

отсутствие конкретно – исторического содержания

условность

дидактическая обусловленность

особый хронотоп (пространственно-временная организация)

малый объем

сказовая форма

кольцевая композиция

иносказание

нравоучение

В этой сказке есть следующие черты притчи:

  1. Отсутствует конкретно – исторического содержание (мы знаем только то, что действие происходит в первое десятилетие 20 века, так как в это время развивалось самолетостроение)
  2. Условность ( молодость – зрелость, опытность, дети – взрослые)
  3. Дидактическая обусловленность
  4. Особый хронотоп (ситуация «острова»: замкнутое, изолированное пространство у героев, «здесь» и «там»; время: «тогда» и «сейчас»)
  5. Поучительные мысли, выраженные в афоризмах
  6. Аллегории

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Не очень большой принц не сразу разглядел настоящую внутреннюю сущность красоты. Хотя в последствии разговора с Лисом ему открылась правда – красота только после этого уже становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. Настоящую сущность вполне вероятно «увидеть» только сердцем. Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Маленький принц спросил у летчика: “...Знаешь, отчего хороша пустыня?” И сам же дал ответ: “Где-то в ней скрываются родники...” Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды, очень значим для Сент-Экзюпери. Вода – первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. Змея – первая, кого встречает Маленький принц на Земле, куда отправился, не найдя того, что искал на маленьких планетах. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. Лис – издавна в сказках именно Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит основам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить.

БАОБАБ, Тропическое дерево с очень толстым стволом.

Если планета маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.

Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает жить человеку. Экзюпери говорит нам, что если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это можно потом дорого заплатить.

Мы повторили понятие сказки, ее виды.

Познакомились с понятием «философия»

Познакомились с новым жанром литературы – притчей.

Проанализировали основные образы – символы философской сказки – притчи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

Конспект урока литературы по теме "Маленький принц" как философская сказка-притча. 6 класс

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Мал...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: решать проблемную задачу.Образовательна...

Конспект урока по литературе Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.

Конспект урока по литературеТема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на осно...

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)

Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...

План-конспект интегрированного урока по английскому языку на тему "Путешествие Маленького принца" в 7 классе

План интегрированного урока по английскому языку в разделе "Зарубежная литература" на тему "Путешествие Маленького принца"...

3 урок Тема урока: «Маленький принц»: вечные истины в сказке А. де Сент-Экзюпери

В данном документе представлен третий урок из  системы уроков литературы по философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", проводимых в 6 классе. Система всего состоит...