- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята. Садитесь. Запишите в тетради тему нашего урока: «Маленький принц» как философская сказка-притча. - Актуализация знаний
Ребята, вчера мы с вами анализировали сказку Экзюпери «Маленький принц». Вспомните, что такое сказка, и какие виды сказок бывают?
- Этап изучения нового материала
Ребята, давайте подумаем, какие черты сказки есть в произведении Экзюпери?
Правильно. Ребята, Экзюпери заметил, что это не просто сказка, а сказка философская. Философия –= от греч. phileo – люблю + sophia – мудрость, – любовь к мудрости. Философия – наука о вечных проблемах бытия: жизни, смерти, любви, дружбе, долге. Какие же философские темы и вопросы поднимает автор в «Маленьком принце»?
Ребята, сейчас вы прослушаете сообщение Вани на тему «Притча как жанр литературы» и потом мы с вами подумаем, можно ли назвать философскую сказку Экзюпери притчей?
Итак, ребята, какие черты притчи присутствуют в философской сказке Экзюпери?
Ребята, давайте рассмотрим, какие аллегории есть в «Маленьком принце»?
Правильно, ребята.
Ребята, а о каких баобабах говорит маленький принц? Вначале назовите лексическое значение слова баобаб.
Чем так грозили его планете баобабы? (Слайд – иллюстрация из сказки баобабов)
Ребята, как вы думаете, только ли о баобабах говорит нам здесь писатель. Закройте глаза. Представьте, что вы – это маленькая планета. И на ней появились баобабы, которые хотят заполонить вашу планету, ваш мир, ваши чувства, мысли. С какими из них вы бы стали бороться?
Верно. - Объяснение домашнего задания
Ребята, дома вам необходимо будем придумать небольшую сказку, либо притчу на одну из предложенных тем: - Добро и зло в жизни человека
- Дружба
- Умение прощать
- Долг и справедливость
- Рефлексия. Подведение итогов урока
Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? Что особенно понравилось?
- Выставление оценок
За работу на уроке я поставлю 5 Ване и Кате – они были очень активны и не допускали ошибок. Ане и Владу я поставлю 4, так как они допускали небольшие ошибки в ответах. Спасибо за работу. До свидания. |
Сказка – занимательный рассказ о необычных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают народные и литературные. Существует три вида народных сказок: сказки о животных («Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Теремок»), бытовые сказки («Кашица из топора», «Жена-спорщица»), волшебные сказки («Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Марья Моревна»). Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»; П. Ершов «Конек-горбунок»; Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
Черты сказки: - сюжет волшебной сказки -чудесные помощники (лис, змея) -борьба добра и зла - вымысел
В сказке автор раскрывает тему любви, истиной дружбы, тему ответственности за свои поступки.
Ваня: (краткая презентация проектной деятельности по теме: Жанр притчи в литературе ) ПРИТЧА – короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. Особенности: - Обобщение значений – то, о чем говорится, можно применить к разным жизненным ситуациям
- В строении притчи отразилось мироощущение людей, которые начали познавать мир.
Образец классической притчи – библейская притча (о сеятеле, о блудном сыне, о закваске) Притчей зачастую называли мудрое изречение, непременно содержащее напутствие слушающему или читающему. Событие имело притчевый вид только тогда, когда в нем отчетливо проступает наставление: делай так, а не иначе. Возник жанр притчи на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. АЛЛЕГОРИЯ (от греческого allos – иной , agoreuo – говорю) За конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей, да увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим. С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские и свои сочиняли. Правда, порой путали их с баснями. И уже в 18 веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал “Притчи”. Притчи и, правда, похожи на басни. Однако басня отличается от притчи. ПРИТЧА – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана – видимый и невидимый. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха. Жанровые признаки притчи: отсутствие конкретно – исторического содержания условность дидактическая обусловленность особый хронотоп (пространственно-временная организация) малый объем сказовая форма кольцевая композиция иносказание нравоучение
В этой сказке есть следующие черты притчи: - Отсутствует конкретно – исторического содержание (мы знаем только то, что действие происходит в первое десятилетие 20 века, так как в это время развивалось самолетостроение)
- Условность ( молодость – зрелость, опытность, дети – взрослые)
- Дидактическая обусловленность
- Особый хронотоп (ситуация «острова»: замкнутое, изолированное пространство у героев, «здесь» и «там»; время: «тогда» и «сейчас»)
- Поучительные мысли, выраженные в афоризмах
- Аллегории
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Не очень большой принц не сразу разглядел настоящую внутреннюю сущность красоты. Хотя в последствии разговора с Лисом ему открылась правда – красота только после этого уже становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. Настоящую сущность вполне вероятно «увидеть» только сердцем. Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Маленький принц спросил у летчика: “...Знаешь, отчего хороша пустыня?” И сам же дал ответ: “Где-то в ней скрываются родники...” Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды, очень значим для Сент-Экзюпери. Вода – первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. Змея – первая, кого встречает Маленький принц на Земле, куда отправился, не найдя того, что искал на маленьких планетах. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. Лис – издавна в сказках именно Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит основам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить.
БАОБАБ, Тропическое дерево с очень толстым стволом.
Если планета маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.
Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает жить человеку. Экзюпери говорит нам, что если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это можно потом дорого заплатить.
Мы повторили понятие сказки, ее виды. Познакомились с понятием «философия» Познакомились с новым жанром литературы – притчей. Проанализировали основные образы – символы философской сказки – притчи |