Презентация к уроку по рассказу И.А. Бунина "Кавказ"
презентация к уроку по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1. Прочитайте фрагмент рассказа «Кавказ» от начала «Приехав в Москву, я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником …» до слов «… уткнув лицо в воротник пальто» . В 1 абзаце найдите слова, указывающие на внутреннее состояние главного героя: воровски, незаметно, томительно, затворником Докажите, что портрет героини является психологическим, указывает на её внутреннее состояние . Докажите, что и героиня, и её муж страдают. Как это удаётся показать Бунину? Честь мужа и офицера — воровски …, жил затворником; тёплое кавказское побережье — холодная и дождливая Москва. Назовите прием. бледна прекрасной бледностью, взволнованной женщины, голос у нее срывался Мне кажется, что он что-то подозревает… Антитеза Найдите во фрагменте городской пейзаж и прокомментируйте его смысл. Найдите во фрагменте прилагательные , обозначающие цвет. Как цветовой колорит раскрывает состояние героя?
Задание 2. Прочитайте фрагмент рассказа «Кавказ» со слов «В маленьком купе первого класса…» до слов «…лучше смерть, чем эти муки ». Какие действия, жесты героя в купе поезда указывают на его внутреннее напряжение? Какие художественные детали передают его сильное волнение? Похолодел , ледяная рука Проанализируйте реплики героини. Что можно сказать о её характере и душевной организации, если она говорит , что не обедала и хочет пить, если она даже не поцеловала героя , придя в его купе? Найдите во фрагменте звуковые образы. Какова их роль в понимании состояния героя? шумно лил дождь, ударил второй звонок , третий звонок оглушил
Задание 3. Прочитайте фрагмент рассказа «Кавказ» со слов «Утром , когда я вышел в коридор… » до слов «…никогда не будет конца этому покою, этой красоте ». Какие запахи подчёркивает автор в этом фрагменте? С какой целью? пахло мылом, одеколоном, душистый туман , жаренная на шкаре рыба, белое вино, орехи и фрукты Какое настроение вызывают картины природы и как они меняются ? Герой или героиня видят их? Обоснуйте свой ответ. Почему красота и покой, которые чувствуют герои, совпадают со временем ясного утра и жаркого дня? Какие образные детали являются во фрагменте главными: цвета, звуки или запахи? Важно ли это для понимания состояния героев? Обоснуйте свой ответ.
Задание 4. Прочитайте фрагмент рассказа «Кавказ» со слов « На закате часто громоздились за морем удивительные облака… » до конца рассказа. Почему ожидание бли зости развязки сопровождается для героя и героини картинами южного вечера и ночи? Покажите, как автор рисует звуковые , цветовые картины, как он пользуется особыми, «живописными » словами , описывая облака, ночь, речку, грозу. Зачем подробно описаны детали последнего дня мужа-офицера? Предположите , почему он выстрелил в себя сразу из двух револьверов: чтобы увеличить вероятность смерти; для внешнего эффекта; от отчаяния , что его обманули сразу два человека; чтобы сильнее обезобразить собственный труп; потому что по законам чести хотел дуэли со своим соперником и приготовил для неё два револьвера. Аргументируйте свой ответ и исключите неверные, на ваш взгляд , версии .
Основания для сопоставления Герой Героиня Муж-офицер Первое появление героев в рассказе «…я воровски остановился в незаметных номерах» (сам о себе) «…каждый раз входила поспешно со словами: «Я только на одну минуту...» (он о ней) «…он что-то подозревает… он даже знает что-то... Я думаю, что он на всё способен» (она о муже) Портреты героев «…надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто» «…бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался…» «…был поражён его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке» Нравственная позиция героев «План наш был дерзок…», «слишком великим счастьем казалось нам это» «…чтобы наш план удался, я должна быть страшно осторожна» «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»
Основания для сопоставления Герой Героиня Муж-офицер Действия и по ступки, их динамика «Жил… затворником», «купе первого класса… я заказал заранее», «кон дуктору… я ледяной рукой сунул десятирублёвую бумажку...» ( большая сумма ) «…она, бросив куда попало зонтик, спешила поднять вуальку и обнять меня», «она даже не поцеловала меня, только жалостно улыбнулась», «закрывала лицо… и плакала» «…хозяйственно вошёл… вместе с нею, оглянулся, - хорошо ли устроил её носильщик, - и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя её...», «он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи» Психологическое состояние героев «потрясало меня жалостью и восторгом», «всё внутри у меня замирало от тревоги и холода», «похолодел от страха» «…голос у неё срывался», «сказала она, в первый раз говоря мне “ты”», «радостно плакала», «лучше смерть, чем эти муки...» «…он купался… в море… брился, надел чистое бельё… выпил… шампанского, выкурил сигару», «лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов» Особенности речи героев У героя всего одна реплика вслух, он живёт внутренней жизнью, рассказывает о своих душевных переживаниях Героиня много говорит, речь полна восклицаний, пауз, эмоциональных слов и экспрессивных интонаций У мужа-офицера тоже всего одна реплика («Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь…»), но её озвучивает героиня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" ( 1-я часть)
Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек" (1-я часть)...
Презентация к уроку по рассказу Е. Носова "Кукла"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Если ты слеп, если душа твоя глуха..." Урок - размышление по рассказу Е.И. Носова "Кукла"...
Презентация к уроку по рассказу В Набокова "Посещение музея"
Презентация к уроку "Человек и история" по рассказу В.Набокова "Посещение музея"...
Презентация к уроку по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"
в презентации представлены факты из жизни писателя, история создания рассказа и материал для работы над рассказом....
Презентация к уроку по рассказу А. П. Чехова "Тоска"
Эта презентация сопровождает урок и содержит отрывок из фильма "Карусель", поставленного по мотивам рассказов А. П. Чехова....
Презентация к уроку по рассказу Т.Толстой "Поэт и муза"
Данный материал поможет учителю в проведении урока литературы в 11 классе...
Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа....