Презентация к уроку по рассказу И.А. Бунина "Кавказ"
презентация к уроку по литературе (8 класс)

Гречишникова Марина Анатольевна

Проблемы счастья в рассказе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.a._bunin_kavkaz.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы счастья в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»

Слайд 2

Задание 1. Прочитайте фрагмент рассказа «Кавказ» от начала «Приехав в Москву, я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником …» до слов «… уткнув лицо в воротник пальто» . В 1 абзаце найдите слова, указывающие на внутреннее состояние главного героя: воровски, незаметно, томительно, затворником Докажите, что портрет героини является психологическим, указывает на её внутреннее состояние . Докажите, что и героиня, и её муж страдают. Как это удаётся показать Бунину? Честь мужа и офицера — воровски …, жил затворником; тёплое кавказское побережье — холодная и дождливая Москва. Назовите прием. бледна прекрасной бледностью, взволнованной женщины, голос у нее срывался Мне кажется, что он что-то подозревает… Антитеза Найдите во фрагменте городской пейзаж и прокомментируйте его смысл. Найдите во фрагменте прилагательные , обозначающие цвет. Как цветовой колорит раскрывает состояние героя?

Слайд 3

Задание 2. Прочитайте фрагмент рассказа «Кавказ» со слов «В маленьком купе первого класса…» до слов «…лучше смерть, чем эти муки ». Какие действия, жесты героя в купе поезда указывают на его внутреннее напряжение? Какие художественные детали передают его сильное волнение? Похолодел , ледяная рука Проанализируйте реплики героини. Что можно сказать о её характере и душевной организации, если она говорит , что не обедала и хочет пить, если она даже не поцеловала героя , придя в его купе? Найдите во фрагменте звуковые образы. Какова их роль в понимании состояния героя? шумно лил дождь, ударил второй звонок , третий звонок оглушил

Слайд 4

Задание 3. Прочитайте фрагмент рассказа «Кавказ» со слов «Утром , когда я вышел в коридор… » до слов «…никогда не будет конца этому покою, этой красоте ». Какие запахи подчёркивает автор в этом фрагменте? С какой целью? пахло мылом, одеколоном, душистый туман , жаренная на шкаре рыба, белое вино, орехи и фрукты Какое настроение вызывают картины природы и как они меняются ? Герой или героиня видят их? Обоснуйте свой ответ. Почему красота и покой, которые чувствуют герои, совпадают со временем ясного утра и жаркого дня? Какие образные детали являются во фрагменте главными: цвета, звуки или запахи? Важно ли это для понимания состояния героев? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 5

Задание 4. Прочитайте фрагмент рассказа «Кавказ» со слов « На закате часто громоздились за морем удивительные облака… » до конца рассказа. Почему ожидание бли зости развязки сопровождается для героя и героини картинами южного вечера и ночи? Покажите, как автор рисует звуковые , цветовые картины, как он пользуется особыми, «живописными » словами , описывая облака, ночь, речку, грозу. Зачем подробно описаны детали последнего дня мужа-офицера? Предположите , почему он выстрелил в себя сразу из двух револьверов: чтобы увеличить вероятность смерти; для внешнего эффекта; от отчаяния , что его обманули сразу два человека; чтобы сильнее обезобразить собственный труп; потому что по законам чести хотел дуэли со своим соперником и приготовил для неё два револьвера. Аргументируйте свой ответ и исключите неверные, на ваш взгляд , версии .

Слайд 6

Основания для сопоставления Герой Героиня Муж-офицер Первое появление героев в рассказе «…я воровски остановился в незаметных номерах» (сам о себе) «…каждый раз входила поспешно со словами: «Я только на одну минуту...» (он о ней) «…он что-то подозревает… он даже знает что-то... Я думаю, что он на всё способен» (она о муже) Портреты героев «…надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто» «…бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался…» «…был поражён его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке» Нравственная позиция героев «План наш был дерзок…», «слишком великим счастьем казалось нам это» «…чтобы наш план удался, я должна быть страшно осторожна» «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»

Слайд 7

Основания для сопоставления Герой Героиня Муж-офицер Действия и по ступки, их динамика «Жил… затворником», «купе первого класса… я заказал заранее», «кон дуктору… я ледяной рукой сунул десятирублёвую бумажку...» ( большая сумма ) «…она, бросив куда попало зонтик, спешила поднять вуальку и обнять меня», «она даже не поцеловала меня, только жалостно улыбнулась», «закрывала лицо… и плакала» «…хозяйственно вошёл… вместе с нею, оглянулся, - хорошо ли устроил её носильщик, - и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя её...», «он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи» Психологическое состояние героев «потрясало меня жалостью и восторгом», «всё внутри у меня замирало от тревоги и холода», «похолодел от страха» «…голос у неё срывался», «сказала она, в первый раз говоря мне “ты”», «радостно плакала», «лучше смерть, чем эти муки...» «…он купался… в море… брился, надел чистое бельё… выпил… шампанского, выкурил сигару», «лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов» Особенности речи героев У героя всего одна реплика вслух, он живёт внутренней жизнью, рассказывает о своих душевных переживаниях Героиня много говорит, речь полна восклицаний, пауз, эмоциональных слов и экспрессивных интонаций У мужа-офицера тоже всего одна реплика («Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь…»), но её озвучивает героиня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" ( 1-я часть)

Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек" (1-я часть)...

Презентация к уроку по рассказу Е. Носова "Кукла"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Если ты слеп, если душа твоя глуха..." Урок - размышление по рассказу Е.И. Носова "Кукла"...

Презентация к уроку по рассказу В Набокова "Посещение музея"

Презентация к уроку "Человек и история" по рассказу В.Набокова "Посещение музея"...

Презентация к уроку по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"

в презентации представлены факты из жизни писателя, история создания рассказа и материал для работы над рассказом....

Презентация к уроку по рассказу А. П. Чехова "Тоска"

Эта презентация сопровождает урок и содержит отрывок из фильма "Карусель", поставленного по мотивам рассказов А. П. Чехова....

Презентация к уроку по рассказу Т.Толстой "Поэт и муза"

Данный материал поможет учителю в проведении урока литературы в 11 классе...

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа....