Презентация к уроку по рассказу Т.Толстой "Поэт и муза"
презентация к уроку (литература, 10 класс) по теме

Смолова Ираида Михайловна

Данный материал поможет учителю в проведении урока литературы в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon t.tolstaya.ppt396.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ" Тема урока: Быт и мечта (по рассказу Т.Толстой "Поэт и муза«) Татьяна Николаевна Толстая Родилась в 1951 году

Слайд 2

Цели : 1.Определить смысл рассказа «Поэт и муза». 2.Способствовать духовному обогащению учащихся. Задачи урока: Выявить нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие рассказа. Создать условия для самостоятельной работы учащихся. Способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения. Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ"

Слайд 3

Оборудование урока: Рассказ «Поэт и муза», мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран, аудиотекст. Дидактические цели: 1.Формировать компетентность в сфере самостоятельной деятельности. 2.Формировать навыки исследовательской работы с художественным текстом на уроке русской литературы. 3.Развить информационную культуру. 4.Формировать умения планировать и реализовывать проектную деятельность, работать в команде над решением единой проблемы. Методические задачи: 1.Познакомить с методами исследовательской работы. 2.Приучить к аналитической беседе. Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ"

Слайд 4

Словарь: Муза - в греческой мифологии каждая из 9 богинь, покровительниц искусств и наук. Юродивый - чудаковатый, помешанный. Безумец, обладающий даром предвидения. Новелла (от итал. novella – новость) – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка. Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ"

Слайд 5

II. Биография писательницы Родилась в семье с богатыми литературными традициями. Дед по отцовской линии – писатель Алексей Николаевич Толстой, бабушка – поэтесса Крандиевская- Толстая Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ"

Слайд 6

Примерный тезисный план статьи 1. Семейные традиции. Истоки творчества. 2. Учеба и работа. Первый рассказ. 3. Творчество во имя человека (включаем ответы на первое задание). 4. Психологическое состояние человека, личность — главное в творчестве. Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ"

Слайд 7

Нина Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ" «Нина была прекрасная, обычная женщина, врач и, безусловно, заслужила, как и все, свое право на личное счастье. Она это очень хорошо сознавала. К тридцати пяти годам после длительного периода невеселых проб и ошибок - не стоит о них говорить - она ясно поняла, что ей нужно: нужно ей безумную, сумасшедшую любовь, с рыданиями, букетами, с полуночными ожиданиями телефонного звонка, с ночными погонями на такси, с роковыми препятствиями, изменами и прощениями, нужна такая звериная, знаете ли, страсть - черная ветреная ночь с огнями, чтобы пустяком показался классический женский подвиг - стоптать семь пар железных сапог, изломать семь железных посохов, изгрызть семь железных хлебов - и получить в награду как высший дар не золотую какую-нибудь розу, не белый пьедестал, а обгорелую спичку или автобусный, в шарик скатанный билетик - крошку с пиршественного стола, где поел светлый король, избранник сердца. Ну, естественно, очень многим женщинам нужно примерно то же самое, так что Нина была, как уже сказано, в этом смысле самая обычная женщина, прекрасная женщина, врач». К тому же убежденная, что «она заслужила право на счастье, она имела все основания занять очередь туда, где его выдают».

Слайд 8

Григорий оказался поэтом (по совместительству дворником), уже втянувшимся в жизнь художественной богемы. «Гришуня узнал, что счастливая Нина останется с ним до гробовой доски; вначале он немного удивился и хотел отсрочить наступление нечаянного счастья или, если уж это нельзя, – приблизить встречу с доской, но после, по мягкости характера, стал покладистее, только просил не разлучать его с друзьями. Временно, пока он не окреп, Нина пошла ему навстречу. Конечно же, это была ошибка: он быстро встал на ноги и снова втянулся в бессмысленное общение со всей этой бесконечной оравой: тут были и какие-то молодые люди неопределенных занятий, и старик с гитарой, и поэты-девятиклассники, и актеры, оказывавшиеся шоферами, и шоферы, оказывавшиеся актерами, и одна демобилизованная балерина, говорившая: "Ой, я еще позову наших", – и дамы в бриллиантах, и непризнанные ювелиры, и ничьи девушки с запросами в глазах, и философы-недоучки, и дьякон из Новороссийска (….) Естественно, все это обилие народу было Нине неприятно. Но самое неприятное было то, что каждый божий день, когда ни забежишь – днем ли, вечером ли после дежурства, – в дворницкой сидело, пило чай и откровенно любовалось Гришиной мягкой бородой убогое существо (курсив мой – Г.П.) не толще вилки - черная юбка до пят, пластмассовый гребень в тусклых волосах, – некто Лизавета. Конечно, никакого романа у Гришуни с этой унылой тлей быть не могло. Посмотреть только, как она, выпростав из рукава красную костлявую руку, неуверенно тянулась за каменным, сто лет провалявшимся пряником - будто ждала, что ее сейчас стукнут, а пряник отберут. И щек у нее было меньше, чем требуется человеку, и челюстей больше, и нос хрящеватый, и вообще было в ней что-то от рыбы -черной, тусклой глубоководной рыбы, ползающей по дну в непроглядном мраке и не смеющей подняться выше, в светлые солнечные слои, где резвятся лазурные и алые породы жителей отмелей». И делается вывод: «Нет, какой уж тут роман. Но Гришуня, блаженненький, смотрел на этот человеческий остов с удовольствием, читал ей стихи, подвывая и приседая на рифмах, и после, сам, расчувствовавшись от собственного творчества, сильно, со слезой мигал и отворачивался, поглядывая на потолок, чтобы слезы втекли обратно, а Лизавета трясла головой, изображая потрясение всего организма, сморкалась и имитировала детские прерывистые вздохи, будто тоже после обильных рыданий». Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ" Г Р И Ш А

Слайд 9

Стилистические особенности произведения 1.Многоголосие. 2.Характеристика героя по восприятию его другим героем. 3. Использование повторов- символов. 4. Метафоричность. 5. Особенности синтаксиса. Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ"

Слайд 10

Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ" Над умирающим заламывала руки омерзительно красивая женщина с трагически распущенными волосами (потом, правда, оказалось, что ничего особенного, всего лишь Агния, школьная подруга Гришуни, неудавшаяся актриса, немножко поет под гитару, ерунда, не с той стороны грозила опасность) - да, да, она вызывала врача, спасите! Она, знаете ли, зашла случайно, ведь дверей он не запирает и никогда не зовет на помощь. Гриша, дворник, поэт, гений, святой! И вот: Нина отклеила взгляд от демонически прекрасного дворника, осмотрела комнату - большая зала, пивные бутылки под столом, пыльная лепнина на потолке, синеватый свет сугробов из окошек, праздный камин, забитый хламом и ветошью. - Он поэт, поэт; он работает дворником за жилплощадь, - бормотала Агния. Нина выгнала Агнию, сняла сумку, повесила на гвоздь, бережно взяла из Гришуниных рук свое сердце и прибила его гвоздями к изголовью постели. Гришуня бредил в рифму. Аркадий Борисыч растаял, как сахар в горячем чае. Тернистый путь был открыт. Вновь обретя слух и зрение, Гришуня узнал, что счастливая Нина останется с ним до гробовой доски; вначале он немного удивился и хотел отсрочить наступление нечаянного счастья или, если уж это нельзя, - приблизить встречу с доской, но после по мягкости характера стал покладистее, только просил не разлучать его с друзьями. Временно, пока он не окреп, Нина пошла ему навстречу. Письменная работа (анализ фрагмента текста по типу заданий ЕГЭ)

Слайд 11

Домашнее задание: Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ" Написать сочинение на тему «В чем же заключается смысл человеческой жизни? »

Слайд 12

Рефлексия 1. Сумели ли высказать свое суждение на уроке? 2. Чьё выступление вам больше понравилось? Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Напольнокотякская СОШ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" ( 1-я часть)

Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек" (1-я часть)...

Презентации к уроку английского языка в 5 классе "Музеи Лондона"

Занимательный урок английского языка в 5 классе. вы сможете провести виртуальную экскурсию по музеям Лондона, которая оставит неизгладимое впечатление у ваших учеников. Подходит для любого УМК. Более ...

Презентации к уроку английского языка в 5 классе "Музеи Лондона"

Занимательный урок английского языка в 5 классе. вы сможете провести виртуальную экскурсию по музеям Лондона, которая оставит неизгладимое впечатление у ваших учеников. Подходит для любого УМК. Более ...

Презентации к уроку английского языка в 5 классе "Музеи Лондона"

Занимательный урок английского языка в 5 классе. вы сможете провести виртуальную экскурсию по музеям Лондона, которая оставит неизгладимое впечатление у ваших учеников. Подходит для любого УМК. Более ...

Презентации к уроку английского языка в 5 классе "Музеи Лондона"

Занимательный урок английского языка в 5 классе. вы сможете провести виртуальную экскурсию по музеям Лондона, которая оставит неизгладимое впечатление у ваших учеников. Подходит для любого УМК. Более ...

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок и презентация к уроку по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Биография автора, литературоведческие термины, анализ рассказа....