Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Введение.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Мцыри".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_.lermontov._mtsyri.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 8 классе.
Тема: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Введение.
Цели урока:
- Познавательные:
- познакомить учащихся с поэмой «Мцыри»;
- дать представление об истоках интереса писателя к Кавказу, об истории создания поэмы;
- познакомить с особенностями быта монастыря, жизни в монастыре. Работа с незнакомыми словами, работа с названием.
- Развивающие:
- развивать интерес к классической литературе;
- развивать интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова;
- развивать творческое воображение;
- развивать чуткость к поэтическому слову.
- Воспитсательные:
- воспитание интереса к родной литературе;
- воспитание любви к Родине;
- воспитание чувства прекрасного.
Тип урока – вводный урок.
Оборудование: цифровые образовательные ресурсы, учебник, портреты писателя.
План | Ход урока | |
I. Актуализация читательского опыта. Беседа.
| Слово учителя, беседа («Сегодня, ребята, нас ожидает новая встреча с творчеством М.Ю.Лермонтова... Какие произведения поэта вы помните? Какие знаете наизусть?) Чтение учениками нескольких ранее изученных стихотворений поэта, например: «Кавказ», «Пленный рыцарь», «Узник» и пр. | |
II. Слово о М.Ю.Лермонтове. | М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провёл в имении бабушки в Тарханах. М.Ю.Лермонтов получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке). Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в стихах "Кавказ"; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!", поэме «Мцыри», романе «Герой нашего времени». Его кумиром был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», за которое он был сослан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается – и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. На Кавказе же в 1841г. на дуэли поэт погиб. | |
III. Работа с портретом | Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. При этом — портреты все разные, они даже противоречат друг другу. В воспоминаниях современников не существует единого образа Лермонтова. Некоторые характеризуют его как человека злого, тщеславного и мстительного, с уродливым лицом и маленькими злыми глазками. Другие же видят его в совершенно ином свете. Его гений скрашивает черты лица, а сам Лермонтов становится добрым и отзывчивым. Сегодня мы рассмотрим несколько портретов, вышедших из-под пера разных художников. Например, родственник поэта М.Н.Лонгинов писал, что на портрете, написанном художником А.Челышевым, изображён истинный Лермонтов: круглое лицо, высокий лоб, добрые карие глаза, прямой нос и щёгольские усики над пухлым ртом. Разве возможно согласовать этот портрет с гравюрой художника В.А.Фаворского на дереве, где Лермонтов изображен с болезненным лицом, неправильными чертами, узеньким подбородком, коротким, вздернутым носом? И не только художники, но и простые люди видели внешность поэта по-разному. Меликов, современник поэта, пишет: “Мужчина во цвете сил, с пламенными, но грустными по выражению глазами, приветливыми, с душевной теплотой…” А, например, А.И. Тургенев считал, что его глаза никогда не смеялись, даже когда сам он смеялся. Разногласия о внешности касались не только глаз. Е.П. Ростопчиной он казался мало симпатичным, однако М.Б. Лобанов-Ростовский считает, что хоть поэт некрасив и мал ростом, у него очень милое лицо. Сардоническая улыбка, что-то зловещее и трагическое в фигуре, задумчивая презрительность, сумрачная и недобрая сила, тяжелый взор – всё это вызывало неприятное отношение у вышеупомянутого Тургенева. Кстати, и Ростопчина впоследствии поменяла своё мнение. Теперь она считала, что ”эта некрасивость уступила силе выражения и почти исчезнула, когда гениальность преобразила простые черты его лица”. Ярче всего мы видим разногласия в отзывах современников по поводу смерти Лермонтова. “Все плакали, как малые дети”, - говорил С.А. Раевский. Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую лермонтовскую характеристику. И это его сочинения, в которых он отразился весь. А на что вы обратили внимание, глядя на портреты поэта? Что старались передать художники в портрете поэта? (художники старательно пытались передать выражение глаз поэта). Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека). | |
Т.: На первом уроке по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри» мы с вами, ребята, постараемся ответить на главные вопросы: Что значит жить для мцыри? Чем необычен его характер? (запись на доске темы урока, эпиграфа и проблемных вопросов) Ц.: Сегодня мы поговорим о поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», узнаем об истории её создания и замысле поэта. | ||
IV. Введение темы урока | Тема тюрьмы, узничества – одна из важных в творчестве Лермонтова. Вспомните, например, известные вам стихотворения «Сосед» (1837), «Пленный рыцарь» (1840), «Желание» (1832), «Узник» (1837), «Соседка» (1839). Эта тема со всей остротой стоит в поэме «Мцыри». Но эту тему нельзя понимать узко, в буквальном смысле. Узничество для Лермонтова – это, прежде всего, духовная несвобода, выражающаяся в духовном разладе, в неприятии окружающей действительности. Монастырь для Мцыри – это настоящая тюрьма. Его свободолюбивая натура зовёт его «От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы». | |
V. Замысел поэмы | В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди»- монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимают монологи-исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году. Именно в ней замысел Лермонтова нашёл наиболее совершенное воплощение. | |
VI. Работа с текстом | На рукописи поэмы Лермонтова выставлено число: 1839 года 5 августа. А на обложке написано заглавие: "Бэри". К этому слову Лермонтов сделал примечание: "Бэри по-грузински - монах". Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу ткнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду и вот я должен умереть». Но народ сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он». Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна». Почему, по—вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)? Как эпиграф связан с темой и идее произведения? | |
VII. Историко-бытовой комментарий. Словарная работа. | Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь прежде всего означала уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, служение Богу, выражающееся прежде всего в постах и моливах. Главное условие жизни в монастыре - послушание. Принявший монашеский обет навсегда оказывался отрезанным от человеческого общества, возвращение монаха к жизни запрещалось. Монах-(греч. μοναχός — одиночный, единичный) - обычно — член религиозной общины, в соответствии с обетом(клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пу́стынях, лаврах. Инок - одно из названий православного монаха. Монасты́рь (греч. μοναστήριον) -религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих. Ке́лья или ке́ллия — жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре. Кадильница - сосуд для благовонных курений. Кадило (церк., обл. и устар.). Кадильница входит в число церковной утвари и используется в большинстве богослужебных обрядов. Обет - в религии — даваемое Богу (и/или духовному учителю/наставнику) обещание совершить какое-либо дело милосердия, благочестия, совершить пожертвование или нести какой-либо аскетический подвиг. Неисполнение обета является тяжким грехом. Черне́ц — то же, что монах. И́споведь — в иудаизме, христианстве и в исламе признание в своих совершённых грехах перед Богом. Откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов. Обитель - Монастырь (церк.). Аул - традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа. | |
VIII. Выразительное чтение поэмы учителем или использование аудиозаписи актерского чтения. | ||
IX. Выявление первичного восприятия. Беседа | Для того, чтобы выявить первичное восприятие поэму «Мцыри» школьниками необходимо провести беседу по вопросам:
| |
X. Итог урока | 1. С каким произведением мы сегодня познакомились? Что узнали? 2. Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас? 3. Чем необычна поэма «Мцыри»? 4. Какие сцены в поэме наиболее запомнились, впечатлили вас? 5. Каким вы представляете себе главного героя? 6. Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения? 7. Каким вы назовете главное настроение поэмы? 8. Какие вопросы возникли при чтении поэмы? | |
XI. Домашнее задание | Составить план поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» |
Использованная литература:
- Учебник «Литература». Начальный курс. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.И.Беленький. М.: Мнемозина, 2008
- «Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература» Пособие для учителя под ред. Г.И. Беленького / М.: Мнемозина, 2010
- Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/ Н.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"
Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Конспект вводного урока литературы в 8 классе Тема: М.Ю.Лермонтов «ПОЭМА МЦЫРИ». Мультимедийная презентация.
Цели урока:1. Познавательные:·...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...
Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...