Конспект урока литературы в 7 классе «Легендарный поэт Дагестана» (по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока по литературе в 7 классе "Легендарный поэт Дагестана" (по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова) о жизни и творчестве великого поэта.
Цель: развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе;
Задачи урока: формировать умения грамотно излагать свои мысли, творчески подходить к выполнению домашнего задания, работать самостоятельно, развивать монологическую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_tvorchestvu_rasula_gamzatova.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 7 классе
учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново
Рассоленко Светланы Александровны
«Легендарный поэт Дагестана»
(по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова).
Цель: развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе;
Задачи урока: формировать умения грамотно излагать свои мысли, творчески подходить к выполнению домашнего задания, работать самостоятельно, развивать монологическую речь.
Предметные УУД: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Метапредметные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: усвоение нового материала.
Методы: частично-поисковый, словесный, демонстраций.
Приемы: выразительное чтение, постановка вопросов, беседа.
Оборудование: портрет Расула Гамзатова, книжная выставка (издание произведений Расула Гамзатова), стенд, оформленный учащимися, аудиозаписи песен на стихи Р. Гамзатова, документальный фильм «Кавказец родом из Цада», «Краткий путеводитель в мастерскую поэта Расула Гамзатовича Гамзатова» (Приложение)
Ход урока.
Оформление: портрет Р.Гамзатова, тематическая книжная выставка «Горящего сердца пылающий вздох», посвященная жизни и творчеству Расула Гамзатова, издание произведений Р. Гамзатова.
I. Организационный этап. Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
На доске эпиграф :
«Вся жизнь моя – в моих стихах»
Расул Гамзатов
Учитель: Так говорил лучший и любимый сын дагестанского народа Народный поэт Дагестана Расул Гамзатович Гамзатов, которому в этом году исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Его стихи облетели весь мир, потому что они созданы сердцем и душой, в них поэт пишет о своей жизни.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, вы знаете, что наша страна является многонациональным государством. На территории России проживает более 190 народностей, и для каждого человека наша земля - родной дом. Мы должны интересоваться и знать литературу других, братских нам народов, уважительно относиться к народному достоянию.
Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Расула Гамзатовича Гамзатова - народного дагестанского поэта, автора огромного количества стихов и песен, обогативших культуру многонациональной России. Песни на его стихи Р. Гамзатова столь органично вошли в сознание народа России, что по праву считаются общенациональными российскими шедеврами.
III. Первичное усвоение новых знаний.
(звучит мелодия к стихам Р. Гамзатова).
Учитель: Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в горном селении Цада, которое находится в Дагестане, в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Воспоминания детства Расул Гамзатович выразил в стихотворении «У очага»
Ученик:
Дверцы печки растворены, угли раздуты,
И кирпич закопчён, и огонь тускловат,
Но гляжу на пламень, и кажется будто
Это вовсе не угли, а звёзды горят
Звёзды детства горят, звёзды неба родного
Я сижу у огня, и мерещится мне,
Будто сказка отца вдруг послышалась снова,
Песня матери снова звенит в тишине.
Полночь. Гаснет огонь. Затворяю я дверцу –
Нет ни дома, ни пламени, нет никого.
Что осталось? Тепло, подступившее к сердцу,
Песня матери, сказка отца моего.
(«У очага»)
Учитель: Отец был первым учителем в поэтическом творчестве Расула. Из его уст он услышал народные легенды, сказки, а отцовские стихи знал наизусть. Отец был больше, чем наставник. Позже Расул станет подписывать свои стихи именем отца – Гамзатов (сын Гамзата).
Ученик:
Лишь ступив на житейскую сцену
В предназначенной роли, старик,
Я отца настоящую цену
Поневоле с годами постиг.
И любовь, и терпенье, и слово,
И крутая тропа в вышине
Воедино сливаются снова
Потому, что отец мой во мне.
(«Стихи о Гамзате Цадасе»)
Учитель: Учителями своими Расул Гамзатов считал и учителей «школы Гасана», которая открывалась в Цада, как очаг ликвидации неграмотности, и куда отец отвёл сына в 5 лет. Красоту русского языка открыла там Расулу русская женщина Вера Васильевна, которой он посвятил такие строки:
Ученик:
Вспоминаю себя семилетним пострелом
В дальнем горном ауле осенней порой.
На меня, как родная, она посмотрела
Та приезжая женщина с речью чужой.
Первый русский урок позабыть я могу ли?
День погожий в сиянье сквозной синевы
Друг наш, Вера Васильевна, в горном ауле
Двадцать лет прожила ты – посланец Москвы.
(«Вера Васильевна»)
Учитель: Закончена школа, Расул поступает в Аварское педагогическое училище в городе Буйнакск. После его окончания Расул Гамзатов возвращается в свою школу учителем. Он пишет стихи и не думает о том, что поэтическому творчеству надо ещё учиться. Спустя некоторое время он поступил на службу в Аварский государственный театр в качестве помощника режиссера, а потом устроился заведующим отделом в дагестанскую газету «Большевик гор», где также работал собственным корреспондентом. Дальше судьба его привела на дагестанское радио, и он некоторое время был редактором передач. В это время в жизни Расула Гамзатова происходят важные события: переезд в Махачкалу, выход первой книги на родном языке. А в стране уже полыхает Великая Отечественная война. Война – большое личное горе Гамзатова. Погибли два его родных брата.
Ученик:
Я не забыл глаза скорбящей мамы.
И горький взгляд Гамзата Цадаса,
Когда плясали строки телеграммы
В ладонях потрясённого отца.
Судьба несла нам новую утрату:
В том сорок третьем памятном году.
(«Брат»)
Учитель: Но эти строки он пишет спустя 35 лет. Он не позволил своей боли выплеснуться тогда, понимая, что жертвы несёт весь народ, каждый аул, в который приходили похоронки. Тот 1943 памятный год ознаменуется рождением Расула как поэта. Выйдет его первая книга на русском языке «Пламенная любовь и жгучая ненависть». Поэт говорил, что это была самая незрелая, но зато самая первая книга. В стихах нет крика и причитаний. Им движет достоинство горца, который никогда на людях не уронит слезу.
Ученик:
Говорят, что посмертно
Тела наши станут землею.
Я поверить готов
В немудреную эту молву.
Пусть я стану частицей
Земли, отвоеванной с бою,
Той земли, на которой
Сейчас я всем сердцем живу.
(Отрывок из стихотворения «Говорят, что посмертно»)
Учитель: «Держа под мышкой несколько собственных книг, поэму «Дети Краснодона», имея в кармане членский билет Союза Советских писателей и скудное количество денег, я приехал в Москву, чтобы поступить в Литературный институт им. Горького», - вспоминает Расул Гамзатов. Он стал одним из первых дагестанцев, кому довелось учиться в литературном институте. В 1950 году после окончания университета начинается его литературный путь, приходит известность. Первые стихи книги «Песни гор» полюбились читателям за мудрость и щедрость души.
Ученик: Р.Гамзатов отрывок из стихотворения «Мой Дагестан»
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
«Не край ли далекий тебе полюбился?»
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
«Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
Учитель: Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, чистотой. Мать Расула Гамзатова Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщины гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей людей в горе и радости.
Ученик:
Все то, что мной написано доселе,
Сегодня до строки готов отдать
За песню ту, что мне у колыбели
Вблизи вершин ты напевала, мать.
Там, где вознесся к небу сопредельный
Кавказ, достойный славы и любви,
Не из твоей ли песни колыбельной
Берут начало все стихи мои?
«Автограф на книге, подаренной маме»
Учитель: Известие о смерти матери пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходят к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери еще живы, он говорит:
Ученик:
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней.
Учитель: Всем известно стихотворение «Журавли», ставшее песней – реквиемом. Оно было написано в 1965 году в Хиросиме. Гамзатов увидел проект памятника японской девочке с журавликом в руках. Узнав ее историю, он был взволнован. Девочка лежала в госпитале. В надежде на выздоровление делала бумажных журавликов. Их должно было быть 1000. Но она не успела, умерла. В день, когда поэт узнал эту историю, в небе Японии появились журавли. И пришло сообщение о смерти матери поэта. По дороге домой он думал о матери, о девочке с журавликами, о братьях, не вернувшихся с войны, и так родились стихи «Журавли».
(звучит песня «Журавли»)
Учитель: Как и все горцы, Гамзатов высоко ценит настоящую дружбу. О наставнике – друге, который был, как надлежит учителю, олицетворением совести, строгим судьей, поэт пишет:
Ученик:
Тяжелых льдов не растопить слезами,
Ты не зови друзей своих былых,
Они с коней живыми не слезали
И клятв не нарушали боевых.
Ушли друзья, ушли невозвратимо.
Их не вернешь ни зовом, ни мольбой.
И, раньше срока став седее дыма,
Я голову склоняю пред тобой.
Учитель: Сегодня мы говорили о Расуле Гамзатове как о живом. Встречая свой 80–летний юбилей, поэт просил у судьбы, у Бога ещё хотя бы год жизни, чтобы привести в порядок свои «земные» дела. Но жизнь распорядилась иначе… 3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия. Восемь десятилетий своей жизни на земле он сумел использовать сполна. Он создал столько великих творений, что современникам и потомкам нужны еще долгие годы, чтобы осмыслить и оценить это бесценное наследие.
О жизни и творчестве Р. Гамзатова созданы кинофильмы «В горах мое сердце», «Кавказец родом из Цада», «Наш Расул» и другие. Сейчас мы посмотрим фрагмент документального фильма "Кавказец родом из Цада" (Учащиеся смотрят фрагмент кинофильма)
IV.Первичная проверка понимания.
Учитель: Сейчас мы проверим, что нового вы узнали о жизни и творчестве Гамзатова. Перед вами на партах лежит краткий путеводитель в мастерскую поэта Расула Гамзатовича Гамзатова. (Приложение )
Откройте его и заполните кроссворд. (Учащиеся заполняют кроссворд)
V.Первичное закрепление.
Учитель: Мы сегодня слушали песню на стихи Р. Гамзатова «Журавли». Благодаря этому стихотворению Р.Гамзатов получил широкую известность. Внимательно послушайте это стихотворение еще раз и заполните таблицу, определив художественные средства, которые автор использует для передачи своих чувств.
(Учащийся читает наизусть стихотворение «Журавли»)
- Каким вы видите лирического героя?
- Почему стихотворение называется «Журавли»?
- Какие изобразительно- выразительные средства есть в стихотворении?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?
-В задании №2 краткого путеводителя вам необходимо заполнить таблицу. (Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (см. Приложение 1))
VI. Домашнее задание.
- Подготовить сообщение «Чему научил нас Р.Гамзатов» или написать мини- сочинение на тему «Какой бы памятник я поставил Р.Гамзатову?»
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.
VII. Рефлексия.
- Что вы узнали о Расуле Гамзатове?
- О чём писал поэт?
-Какие стихотворения вам особенно запомнились и почему?
Хотелось бы закончить наш урок словами аварской поэтессы и писательницы Фазу Алиевой: «Расул Гамзатов – поэт со своей яркой художественной позицией. Для него характерно обострённое восприятие жизни: любить – так любить, ненавидеть – так ненавидеть. Он – поэт жизни, видит жизнь подробно, детально, осязаемо, конкретно…»
Приложение
«Краткий путеводитель в мастерскую поэта Расула Гамзатовича Гамзатова»
Задание №1
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
- В какой город переезжает Р. Гамзатов после ВОВ.
- Кем работал Р.Гамзатов в газете «Большевик гор».
- Какое творческое имя заимствовал Р.Гамзатов у своего отца.
- Во сколько лет Расул Гамзатов написал свое первое стихотворение.
По вертикали:
- Где Р.Гамзатов работал редактором передач.
- Помощником кого был Расул Гамзатов в Аварском государственном театре.
- В какое училище поступил поэт, окончив 8 классов.
- В каком селе родился Расул.
- Кто вручил Гамзатову орден Андрея Первозванного в 2003 году.
Задание №2.
Внимательно прочитайте стихотворение Р.Гамзатова и заполните таблицу.
ЖУРАВЛИ
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?
Летит, летит по небу клин усталый –
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый –
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Тема | |
Предмет изображения | |
Чувства (ноты) | |
Художественные средства, лексика |
Задание №3
Нарисуйте Ваши ассоциации к стихотворению «Журавли»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
конспект урока литературы КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПОЭТЕ. «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ», «ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ», «В ГОРНИЦЕ». ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ РУБЦОВА. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ТИХОЙ ЛИРИКЕ РУБЦОВА. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
Материал для подготовки к урокам литературы (6 класс)....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Конспект урока литературы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь, творчество. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством поэта; развивать у учащихся способность понимания художественного текста, учить работе с текстом, используя исследовательский метод.Оборудование: ноутб...
Конспект урока литературы 11 класс. Творчество Валерия Брюсова
Конспект урока литературы. Творчество Валерия Брюсова. Особенности поэтики....