Конспект урока литературы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь, творчество. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Куракина Ольга Васильевна

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством поэта; развивать у учащихся способность понимания художественного текста, учить работе с текстом, используя исследовательский метод.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, раздаточный материал (стихотворение поэта), экран. 

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь, творчество. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

УМК «Литература. 11 класс» Т. Ф. Курдюмовой

Он явился как чудо.

А. А. Ахматова

Чтобы быть поэтом, размер, рифма, образ, даже если владеть ими в совершенстве, недостаточны, нужно другое, неисчислимо большее: свой, неповторимый, голос, своё, незыблемое, мироощущение, своя, никем не разделённая судьба.

Н. Струве

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством поэта; развивать у учащихся способность понимания художественного текста, учить работе с текстом, используя исследовательский метод.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, раздаточный материал (стихотворение поэта), экран.  

Тип урока: изучение нового материала.

Комментарии:

Учащиеся  готовят сообщение на темы:

1. «Факты» биографии О.Э. Мандельштама (1891-1938);  

2. История создания стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Изучение нового материала.

- Как вы понимаете слова А. Ахматовой?

О. Мандельштам  -  уникальная личность с неповторимой судьбой и поэтическим даром. Его можно сравнить с чудом.

-Учащийся делает сообщения «Факты биографии поэта».

Запись в тетрадях.

Осип Мандельштам -  один из самых загадочных русских поэтов, чей вклад в литературу 20 века неоценим. Его раннее творчество относится  к Серебряному веку.

Итак, жизнь Мандельштама, как и  его  произведения, интересна, загадочна и противоречива одновременна. Этот поэт был из тех людей, которые не могут быть равнодушными ко всему тому, что происходит вокруг. Мандельштам глубоко чувствует, в чём истинные ценности и где правда... Творческая судьба поэта - это поиск слова, которое бы в полной мере выражало внутреннее состояние поэта. Одним из лучших произведений Мандельштама является его стихотворение «Бессонница. Гомер Тугие паруса…», которое было написано в 1916 году в Крыму (чтение стихотворения подготовленным учеником).

- Беседа  с учащимися:

- Чем привлекло это стихотворение, какие чувства вызвало?

- Какие образы создаёт?

- Какие строчки отражают главную мысль?

(стихотворение привлекает спокойствием, таинственностью, величием. Автор создал образы ахейцев из «Илиады» Гомера, кораблей, моря, лирического героя. Главная мысль в строчке: всё это движется любовью).

Сообщение подготовленного ученика об известных фактах, связанных с историей создания стихотворения.

 -  По одной из версий,  на это стихотворение Мандельштама вдохновил найденный Максимилианом Волошиным , у которого он гостил в Коктебеле, обломок древнего корабля. Однако тематика античности в целом характерна для ранних стихов Мандельштама. Увлечение поэта древним миром -  это его стремление к эталону красоты и к основе, породившей эту красоту.

    Тема моря, как и тема античности в стихотворении не случайна, и вызвана не только местом рождения стихотворения: Мандельштам первый раз оказался в Коктебеле именно в июне 1915 года.

Многие критики отмечали, что Мандельштам предпочитал всем стихиям воду. При этом его предпочтение -  не стремительные потоки, падающие с небес или мчащиеся по горам; его привлекает спокойное и вечное движение: равнинные реки, озёра, но чаще – самая грандиозная форма – океан, величественно катящий огромные валы. Тема моря неразрывно связана с темой античности: и то, и другое величественно, грандиозно, спокойно, таинственно. Известен факт, что Мандельштам в этот период жизни был влюблён в Марину Цветаеву, но она не отвечала ему взаимностью.

- Что же происходит с лирическим героем?

- Как в стихотворении передано ощущение бессонницы?

(Лирического героя мучает бессонница. На берегу Чёрного моря он читает Гомера, размышляя о том, что и ахейцев, и Гомера вдохновляла любовь).

В этом стихотворении автор, как и его герой, обращается к древнегреческой эпической поэме Гомера «Илиада».

Мифологической основой Троянской войны стала месть Менелая за похищение у него жены прекрасной Елены. Елена, дочь Зевса и  богини возмездия Немизида. Прекраснейшая из женщин, она вызывает зависть Афродиты, богини Красоты.

Сам слух о красоте Елены способен вызвать распри: все эллинские вожди и герои сватаются к ней. Елена принесёт боль и бесчестье своему мужу Менелаю, смерть Парису, с которым она сбежит, не в силах противиться страсти, внушённой Афродитой. Город, приютивший беглянку – Троя, - будет разрушен до основания, большинство женихов Елены, отправившиеся к стенам Трои, погибнут.

Ахейское войско, готовое побить царицу камнями, остановятся перед её красотой, и её с почётом возвратят домой, в Спарту. Елена - значит факел, светоч. Это имя  -  средоточие всех линий стихотворения.

- Итак, перед нами оживают картины былых времён. Лирический герой воссоздаёт в своём воображении древние корабли, которые отправились завоёвывать Трою. Где это сказано в стихотворении?

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда- то поднялся.

Складывается  впечатление, что лирический герой перечитывает строки из «Илиады», где список кораблей становится символом силы и мощи эллинов.

- Что же стало  причиной похода их войск против Трои?  

( Похищена  была  прекрасная Елена).

Как журавлиный клин в чужие рубежи –

На головах царей божественная пена –

Куда плывёте вы?

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

Картины, возникшие в воображении лирического героя, увлекают его и наводят на размышления.  

-  Что же является смыслом жизни?

(в итоге он приходит к выводу, что всё в жизни подчинено любви).

И море, и Гомер - всё движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море Чёрное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

- Итак, что способно  пробуждать в человеке самое лучшее? (только любовь заставляет совершать порой неожиданные, но самые верные действия и поступки).

- К каким сравнениям прибегает автор в стихотворении?  Как он называет корабли?

(корабли он называет «длинным выводком, поездом журавлиным и ещё ярче какое сравнение «журавлиный клин», но оно имеет под собой и реальную основу. Корабли в те далёкие времена, когда выходили в военные походы , действительно выстраивались клином).

- Обратим внимание на эпитет «тугие паруса».

- На что он указывает?

( Он указывает на то, что корабли готовы к выходу в море).

Обычно движение в поэзии передаётся с помощью быстрой сменой глаголов, энергичных слов, у Мандельштама мало глаголов, большинство предложений назывных, неполных, что создаёт ощущение замедленности, длительности. Итак, перед нами корабли , если так можно сказать, в неподвижном движении, поэт создал образ застывшего времени -  прошедшего, вечно остающегося настоящим.

- Кого напоминает поэт ещё?  

( Царей, на головах которых «божественная пена»).

- О чём это говорит?

(Об их величии и силе).

- Кому здесь уподоблены цари?

(Греческим богам. Складывается ощущение, что боги Олимпа одобряют этот поход в «чужие рубежи» за Еленой).

- Какой образ вводит Мандельштам в этом стихотворении?

( Образ Чёрного моря, которое «витийствуя, шумит», этот образ придаёт стихотворению яркость и ощущение реальности происходящего.

- Обратим внимание на лексику.

- Какой части речи больше всего в этом стихотворении?

(Существительных: паруса, корабли, пена, голова, море и есть отвлечённые понятия – бессонница, любовь)

Можно ли эти слова считать ключевыми?

( Они необходимы для понимания идеи и темы стихотворения).

В стихотворении есть также и риторические вопросы. Они говорят об особом состоянии лирического героя. Он находится в каком состоянии? (Состоянии задумчивости, размышления, философствует).

«Илиада» Гомера становится для лирического героя чем- то загадочным, непостижимым и прекрасным одновременно.

-О чём размышляет герой? (записи в тетрадях).

Об истине, о прекрасном, о смысле жизни, о законах Вселенной. А главное - любовь - вот что пробуждает человечество к действиям, в этом и проявляется преемственность поколений.

Итак, подводя итог урока, хочется сказать: «И море, и Гомер – всё движется любовью, нужно ещё отдаться этому движению, подчиниться всеобщему закону, как подчинились року ахейцы, отправляясь к стенам Трои. Вот откуда бессонница лирического героя. Жить полной жизнью, стремиться к красоте, любить - очень нелегко, на это требуется мужество и душевные силы».

Беседа по итогам анализа стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…».

Учащиеся фиксируют в тетрадях особенности поэзии О. Мандельштама

- Какие особенности  ранней поэзии О. Мандельштама удалось выявить с помощью анализа стихотворения «Бессонница…»?

( Понимание искусства как связующей нити между поколениями, понимание жизни как движения к любви, требующего мужества и душевных сил.)

Итоги урока

Рефлексия

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Как вы оцениваете свою работу?  

Заключительное слово учителя

- На уроке мы пытались понять стихи одного из самых загадочных и самых значительных русских поэтов 20 века – О. Мандельштама, осознать особенности его творчества раннего периода, общечеловеческое значение поэзии; развивали умения и навыки анализа художественного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы на тему "Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество".

Презентация содержит материал об образовании, первых произведениях, театральной деятельности А. П. Чехова....

Разработка конспекта урока литературы по теме "Особенности пейзажа в стихотворении Б.Л.Пастернака "Золотая осень"

урок разработан с целью научить детей видеть в стихотворении изобразительно-выразительные средства, анализировать лирическое произведение,развивать творческие их способности ....

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Мандельштам "Бессонница. Гомер. Тугие паруса"

Анализ стихотворения О.Мандельштама.  Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста....

Конспект урока литературы по теме: "Роль книги в жизни человека" для 5 класса

Литература – это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи – все это есть богатейший мир человеческих чувств, мысл...

Урок литературы по теме "А.А. Блок: жизнь, творчество, личность". 11-й класс

Знакомство с жизнью, творчеством, личностью поэта А.А. Блока”, атмосферой, в которой вырос великий поэт. Факты личной биографии в поэзии А.А. Блока, особенности поэтики его стихотворен...