Конспект урока по литературе М. Пришвин «Кладовая солнца» 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока по литературе М. Пришвин «Кладовая солнца» 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе.
Учитель Токмакова Л.В.
Тема: М. Пришвин «Кладовая солнца»
Цель: 1. Образовательно- развивающие:
1.1 Обобщение обучающими знаний текста повести-были М. Пришвина
1.2 Применение обучающимися опорных понятий: сказка, быль, двойной жанр, словесный образ, метафора, мечта автора, проблема, герои произведения.
1.3 Развитие у обучающихся УУД:
А)познавательных: смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков(существенных и несущественных), подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.
Б)регулятивные: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда.
В) коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
1.4 Развитие у обучающихся специальных умений: находить в содержании произведения элементов сказки и были, выделять словесные образы, характеризующие героев произведения, давать оценку их поступкам на основе выявления причинно-следственных связей, определить авторскую позицию, доказать принадлежность произведения определенному литературному жанру.
2. Воспитательные цели:
2.1Формирование у обучаемых мировоззрения на основе выявления философских категорий:
Причина – следствие
Сущность – явление
Общее – особенное – единичное
2.2Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание мыслей и поступков героев произведения.
Дидактическое оснащение урока: компьютерная презентация, текст произведения М. Пришвина «Кладовая солнца», карточка «Алгоритм работы в группе», маршрутный лист учащегося, маршрутная схема для работы с текстом.
№/п | Деятельность учителя | Время | Баллы | Деятельность ученика |
1.Мотивационный этап. | Организационный момент Знакомство учеников с заявкой на оценку. Планирование каждым своей оценки, фиксирование ее на полях тетради по литературе. Определение и формулирование учащимися цели урока. Назначение арбитров в каждой группе для учета активности и фиксации на доске результатов на каждом этапе урока. Заявка на оценку: «5» - 28 б и более «4» - 22-27б «3» - 16-21 б - Отметьте на полях количество баллов, которое вы планируете получить в конце урока. Критерии оценки
| 1мин. 2мин. | ||
2.Этап актуализации знаний по предложенной теме | «Сундук с сокровищами» Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «в сундуке». 1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. 2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: и т. д.) 3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него 4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке?) | 2 мин. | 4б | Компас Ложка Ружье Хлеб |
3.Выявление проблемы, постановка учебных задач |
Проблема урока – Каким образом Природа в произведении М. Пришвина помогает каждому герою?
Предположите, какие основные задачи будут стоять перед нами на уроке. Озвучивание учителем задач урока: Сегодня на уроке мы узнаем: - опорные понятия: сказка- быль, двойной жанр, словесный образ, метафора, сравнение, олицетворение, проблема, герои произведения.
| 5мин. | 5б | «СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА» ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА Самооценка результатов устных ответов Озвучивают предположительные задачи на урок. |
4.Составление плана стратегии по разрешению затруднения. | Изучение новой темы . Маршрутный лист с заданиями. Самостоятельная работа. 1.Индивидуальный труд. (общее задание для всех)(10 минут)
сказка- быль
? ? - В чем противоречие? - Как доказать, что произведение М.Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью?
- Чем объяснить, что М.М. Пришвин соединил два столь противоположных жанра воедино? Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов Простая кооперация Обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме: 1 группа – Что в произведении сказочного 2 группа – Что в произведении от были - Каким образом художественное своеобразие сказки – были «Кладовая солнца»М.Пришвина влияет на понимание смысла всего произведения? Простая кооперация - Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? Проследим за героями с самого начала их пути. 1группа отправляется вслед за Митрашей. 2группа следует за Настей. Группы имеют при себе маршрутные карты, на которых обозначены координаты продвижения главных персонажей сказки-были. | 4мин 5мин. | 5б 5б | Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов Сказка – это вымышленный рассказ, в котором изображается что- то чудесное и необычное. Быль – это то, что было на самом деле. - В повести М.Пришвина от были – историческое время, место, реальные герои – дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы ит.д. – Есть и элементы сказки: главный из них –благополучный конец. –Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка. – Травка находит нового хозяина. – Рассказ, как и сказка, имеет зачин. - Прозвища у ребят сказочные. – Как и в сказке дети выбирают одну из дорог. – Природа одухотворена – деревья стонут, рычат, крики птиц переводятся на человеческий язык.
- Автор использует говорящие названия лесных мест(Блудово болото(место, где можно заблудиться); Лежачий камень (плоский); Звонкая борина (сосновый бор,в котором звонко поют птицы); - Эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь», «неизбывная злоба»; - Антитеза (собака «выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»; «они впивались сухими сучьями в живые стволы», ель – сосна; Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов В пунктах остановки героев учащиеся отмечают текстовые подтверждения. Маршрутная схема Митраша Настя
БЛУДОВО камень БОЛОТО |
5.Реализация выбранного проекта. 6.Анализ и оценка выступлений | 3группа - эксперты- вопросы суждения
Сложная кооперация *Выступление групп по своей теме *Возражения, дополнения групп. *Группа экспертов может задать выступающей группе по 1-2 вопроса-суждения. Слово учителя: М.Пришвин говорит читателю: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло. - Что включает Пришвин в понятие «сокровища»?
| 4мин. 3мин. | 5б 10б | Эксперты готовят вопросы – суждения для выступающих Вопросы экспертов: -.Почему Митраша все же становится пленником болота? 2.Каким образом ведет себя Митраша, попав в болото? 3.Чем объяснить, что писатель ставит свою героиню в такое невыгодное положение, рисуя ее жалкой и ничтожной? 4. Как доказать, что Настя сталкивается с трудностями в лесу? 5. Чем объснить поведение Насти, которая оказалась среди такого богатства? 6. Каким образом Природа помогает каждому герою? 1 группа - Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверен в своей тропе (приводят примеры из текста), 2 группа - о Насте, котораю охватывает жадность. Она забывает обо всем, даже о своем брате. Учащихся анализируют выступления одноклассников Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг – вот настоящее, истинное богатство, которым должен обладать человек. |
7.Этап рефлексии деятельности. | * Подведение итогов работы на уроке * Распределение поощрительных баллов. * Подсчет каждым учащимся заработанных на уроке баллов согласно заявке на оценку | 2 мин. | ||
8.Домашнее задание (на выбор) | 1.Написать мини-сочинение «Чему научила мня сказка – быль «Кладовая солнца» 2. Письменно ответить на вопрос «Почему Травка пришла на помощь Митраше»? 3. Подумайте, как будут действовать люди и МЧС в современных условиях в данной ситуации? | 1мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....
План - конспект урока по теме: М. Пришвин "Кладовая солнца", 6 класс
Первый урок по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца", 6 класс...
Разработка урока по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению....
Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й класс
Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й классОборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”. Слайд-презентац...
Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"
данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...
Конспект урока по литературе "И.А. Бунин", 6 класс
Конструкт урока по литературе, 6 класс, УМК: Меркина Г.С. на тему "И.А.Бунин". Данный урок проводился в группах, обучающиеся читали биографию писателя, отбирали важный материал и оформляли в...