Урок - мастерская по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий".
методическая разработка по литературе (6 класс)

Халиуллина Елена Николаевна

На данном уроке  используются элементы технологии критического мышления. Учащиеся исследуют стиль великого писателя, наблюдая за метким словом в рассказе.  В конце урока ребята создают синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_masterskaya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Цель: 1. Выяснить особенности стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много.

2. Учить видеть красоту, меткость чеховского слова.

3. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.

Тип урока: усвоение содержания произведения, прочитанного самостоятельно.

Вид урока: урок – мастерская

Методы работы: частично – поисковый, репродуктивный, иллюстративный,

словесное рисование.

Технология: элементы технологии развития критического мышления, исследовательские , ИКТ.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, «Листок» из толкового словаря, «Табель о рангах», презентация в Power Point, высказывания об А.П.Чехове.

                                                            Чехов умеет писать так, чтобы словам

                                                            было тесно, а мыслям – просторно.

                                                                                    А.М.Горький

 

                                                             Краткость – сестра таланта.

                                                                                    А.П.Чехов

 1. Стадия вызова.

1) Верные /неверные утверждения:

- Я напомню вам утверждения, которые прозвучали в конце прошлого урока:

1. Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.

2. Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.

3.  Являлся кормильцем в семье.    

4. Терпеть не мог врачей.

5. Писал только юмористические рассказы.

- Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились,  а с какими – нет?

2) Проверка индивидуального домашнего задания. Презентация по биографии А.П.Чехова.

3)Слово учителя .

- В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно.

А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ «толстый и тонкий» постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.

2. Стадия осмысления.

1) Анализ рассказа.

- Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

- А теперь посмотрим, как описал Толстого Чехов?(Работа с текстом)

- Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.

- Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.

- А как у Чехова?

- Какие детали здесь , на ваш взгляд, наиболее значительные?(Тонкий навьючен)

- Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает?

(Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)

- Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза)

- Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый) 

2) Выразительное чтение эпизода.

- А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.

( «Ну как живёшь, друг?.......Две звезды имею»)

- Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Обратите внимание на «Табель о рангах», существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.

3) Работа с таблицей (по II части)

Линии сравнения

«Толстый» во 2-ой части рассказа

«Тонкий» во 2-ой части рассказа

1.Глаголы внутреннего состояния героев

2. Мимика, жесты, поза.

3. Знаки препинания в конце предложений

4. Обращение героев друг к другу.

- Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?

- Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.

- С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?

- Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?

Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?

(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное –С)

- А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?

( Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения)

- Но всё – таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (почтительной кислоты) 

- Как вы понимаете это словосочетание?

- Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?

- А какие в конце слов тонкого? Почему?

(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого)

- Как обращаются друг к другу герои?

- Что  особенно изумляет в составленной вами таблице?

Линии сравнения

«Толстый» во 2-ой части рассказа

«Тонкий» во 2-ой части рассказа

1.Глаголы внутреннего состояния героев

«Хотел возразить…стошнило»

«Захихикал», «приятно ошеломлён»

2. Мимика, жесты, поза.

«поморщился»

«Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры».

«Сам он съёжился, сгорбился, сузился».

«…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»

3. Знаки препинания в конце предложений

Восклицательный знак

Многоточие

4. Обращение героев друг к другу.

«Мы с тобой друзья»

«..ваше превосходительство…Что вы- с Вельможи-с»

3. Стадия рефлексии.

1)Сопоставление разных редакций.

- Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять наше восприятие рассказа.

- Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его в сборник «Пёстрые рассказы». В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.

- Грубит ли толстый?

- Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?

(Такова сила привычки, выработанная годами,- угодливо держаться перед вышестоящим начальником)

- Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (чинопочитание, подхалимство)

- Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?

- Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

- Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?

- Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.

2) Составление синквейна.

1 вариант – Толстый

2 вариант – Тонкий

 1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) –  глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна  к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

4. Домашнее задание.

1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.

2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.

5. Выставление отметок. 

   

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»

Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...

Урок-мастерская по рассказу В.Шаламова "Заклинатель змей"

“Колымские рассказы” В.Т. Шаламова изучаем после художественных произведений о Великой Отечественной войне и плене и произведений А.И.Солженицына о советских концлагерях. Рассказы Шаламова способствую...

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Урок-мастерская по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;стремиться пробудить ...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...