Урок - мастерская по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий".
методическая разработка по литературе (6 класс)
На данном уроке используются элементы технологии критического мышления. Учащиеся исследуют стиль великого писателя, наблюдая за метким словом в рассказе. В конце урока ребята создают синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_masterskaya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Цель: 1. Выяснить особенности стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много.
2. Учить видеть красоту, меткость чеховского слова.
3. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.
Тип урока: усвоение содержания произведения, прочитанного самостоятельно.
Вид урока: урок – мастерская
Методы работы: частично – поисковый, репродуктивный, иллюстративный,
словесное рисование.
Технология: элементы технологии развития критического мышления, исследовательские , ИКТ.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, «Листок» из толкового словаря, «Табель о рангах», презентация в Power Point, высказывания об А.П.Чехове.
Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно.
А.М.Горький
Краткость – сестра таланта.
А.П.Чехов
1. Стадия вызова.
1) Верные /неверные утверждения:
- Я напомню вам утверждения, которые прозвучали в конце прошлого урока:
1. Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
2. Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
3. Являлся кормильцем в семье.
4. Терпеть не мог врачей.
5. Писал только юмористические рассказы.
- Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились, а с какими – нет?
2) Проверка индивидуального домашнего задания. Презентация по биографии А.П.Чехова.
3)Слово учителя .
- В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно.
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ «толстый и тонкий» постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
2. Стадия осмысления.
1) Анализ рассказа.
- Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
- А теперь посмотрим, как описал Толстого Чехов?(Работа с текстом)
- Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.
- Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.
- А как у Чехова?
- Какие детали здесь , на ваш взгляд, наиболее значительные?(Тонкий навьючен)
- Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает?
(Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)
- Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза)
- Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый)
2) Выразительное чтение эпизода.
- А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
( «Ну как живёшь, друг?.......Две звезды имею»)
- Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на «Табель о рангах», существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
3) Работа с таблицей (по II части)
Линии сравнения | «Толстый» во 2-ой части рассказа | «Тонкий» во 2-ой части рассказа |
1.Глаголы внутреннего состояния героев | ||
2. Мимика, жесты, поза. | ||
3. Знаки препинания в конце предложений | ||
4. Обращение героев друг к другу. |
- Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
- Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
- С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
- Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное –С)
- А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
( Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения)
- Но всё – таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (почтительной кислоты)
- Как вы понимаете это словосочетание?
- Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
- А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого)
- Как обращаются друг к другу герои?
- Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
Линии сравнения | «Толстый» во 2-ой части рассказа | «Тонкий» во 2-ой части рассказа |
1.Глаголы внутреннего состояния героев | «Хотел возразить…стошнило» | «Захихикал», «приятно ошеломлён» |
2. Мимика, жесты, поза. | «поморщился» | «Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры». «Сам он съёжился, сгорбился, сузился». «…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты» |
3. Знаки препинания в конце предложений | Восклицательный знак | Многоточие |
4. Обращение героев друг к другу. | «Мы с тобой друзья» | «..ваше превосходительство…Что вы- с Вельможи-с» |
3. Стадия рефлексии.
1)Сопоставление разных редакций.
- Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять наше восприятие рассказа.
- Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его в сборник «Пёстрые рассказы». В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
- Грубит ли толстый?
- Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,- угодливо держаться перед вышестоящим начальником)
- Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (чинопочитание, подхалимство)
- Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?
- Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
- Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?
- Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.
2) Составление синквейна.
1 вариант – Толстый
2 вариант – Тонкий
1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
4. Домашнее задание.
1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.
2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.
5. Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»
Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...
Урок-мастерская по рассказу В.Шаламова "Заклинатель змей"
“Колымские рассказы” В.Т. Шаламова изучаем после художественных произведений о Великой Отечественной войне и плене и произведений А.И.Солженицына о советских концлагерях. Рассказы Шаламова способствую...
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)
Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...
Урок-мастерская по рассказу В.Распутина "Уроки французского"
Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;стремиться пробудить ...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)
Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска»: «Тоска громадная, не знающая границ» (урок внеклассного чтения)
Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова в 9м классе....