План - конспект урока "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Литература 6 класс
Тема урока: «Чудеса надо делать своими руками». А.С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Деятельностная цель: сформировать представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса».
Предметно-дидактическая цель: приобретение социокультурного опыта через знакомство с классическим произведением русской литературы.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
- знают жанрово - композиционные особенности произведения
- понимают проблематику произведения
Метапредметные:
- участвуют в постановки цели, планируют свою деятельность, дают оценку своей работе;
- планируют учебное сотрудничество, ставят вопросы, умеют с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
- совершенствуют устную речь, ориентируются в нравственно-этической проблематике литературных произведений.
Тип урока:
- по ведущей дидактической цели: изучение нового материала;
- по способу организации: синтетический;
- по ведущему методу обучения: проблемный.
Методы обучения:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый;
- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля: устный
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Средства обучения:
- презентация;
- подборка произведений по данной тематике.
Ход урока (представлен в таблице)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока. Цель: мотивация учащихся. II. «Открытие нового знания» Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме IV. Включение нового знания в систему знаний Цель: знакомство с произведением V. Подведение итогов. Рефлексия Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. VI. Домашнее задание: оформление «читательского стенда» | На экране – корабль с алыми парусами. Приветствие. - Какие ассоциации возникают у вас при виде этого изображения? Сегодня мы отправимся путешествовать по Гринландии, по деревушке Каперна, что находится в четырёх вёрстах от Лиса, где жила юная мечтательница Ассоль. А начать наше путешествие я предлагаю со знакомства со страной, созданной фантазией писателя. А. Грин говорил, что «если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить». Как вы понимаете эту фразу? А теперь давайте познакомимся поближе с писателем Александром Гриневским, это его настоящая фамилия. Беседа с классом Где прошли детство и юность Грина? Где учился Грин? Что определило выбор его жизненного пути? Работа над главами повести «Алые паруса» В 1916 году Грином была задумана повесть «Алые паруса». Однажды на витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». -Почему писатель дал повести подзаголовок «феерия»? Какие волшебные элементы использовал автор в своем произведении? (Феерия в литературе — использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста; В повести Грина главная героиня Ассоль встречается с «волшебником» Эглем, который дарит девочке мечту об алых парусах). Эпизод встречи Ассоль и Эгля, сегодня мне бы хотелось продемонстрировать вам, как этот важный момент в жизни главной героини отражен в фильме «Алые паруса», снятом в 1961 году. При просмотре фрагмента выделите ключевое слово, которым Эгль называет то, что в будущем должно будет произойти с Ассоль. Просмотр фрагмента из кинофильма «Алые паруса», 1961 г. Режиссёр Александр Птушко. Какое ключевое слово вы выделили? (Сказка). Давайте запишем ряд синонимов: волшебство, сказка…Продолжите его: таинство, чудо. Старый Эгль поселил в сердце маленькой Ассоль мечту. Чем же стали для девочки алые паруса? Предлагаю просмотреть ещё один фрагмент из фильма: встреча Ассоль и Грэя. -Итак, теперь давайте проследим судьбу героев повести «Алые паруса» Ассоль и Грея: Алые паруса для Ассоль стали символом веры в хорошее, доброе, символом сбывшейся мечты. - Повесть «Алые паруса» заканчивается фразой «И думал о счастье…». Когда А. Грин, создавая это произведение, то, наверное, тоже «думал о счастье». А что такое - счастье? Наверное, ответить каждый может по – своему. Поговорим о героях Грина, о том, как они понимали счастье. - Что необычного, яркого вы запомнили в образе Лонгрена? - Был ли он счастлив? - Почему он занялся изготовлением игрушек? - А что это была за «чёрная игрушка», сделанная им? - Найдите описание поведения Лонгрена по отношению к Меннерсу в бурю. - Почему автор сравнивает его с судьёй? - Не кажется ли вам, что карает негодяя не Лонгрен, а сама природа? - Заслужил ли он такую кару? - Мечтал ли о счастье Меннерс? - А теперь снова обратимся к героине, а именно к тому эпизоду в книге, где она встречает собирателя сказок Эгля. Как по – вашему, счастлив ли Эгль? - Найдите портретное описание девочки. - Подумаем, с каким чувством Грин описывает Ассоль? Как к ней относится? (очень трогательно живописует её автор, любуется ею, показывает светлый образ девушки) - Что говорит мудрый старик Эгль об её имени? - Как вы думаете, что это такое – Прекрасная Неизвестность? (Может быть судьба, а может быть, мечта) - Что предсказал Эгль Ассоль? - Услышав от дочери сбивчивый и радостный рассказ, отец сказал: «…будут тебе алые паруса». Что подразумевал, на ваш взгляд, он под этой метафорой? - Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах? (Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся прозвища у Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе»; оскорбления, после которых ноет грудь как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышит Грэй.) - Как жила Ассоль? - Как к ней относятся отец и жители городка? - В чём описание внешности Грэя противопоставляется внешности Ассоль? (Ассоль – «в стиранном много раз платье» - бедность девушки; Грэй, воспитанный в обеспеченной семье, в роскоши, «с маленькими руками и внешностью девочки».) - Какой художественный приём лежит в основе этого произведения? (Контраст, противопоставление, антитеза) В повести А. Грина происходят чудесные события, которые помогают понять основную мысль текста. Какую истину открывает нам Александр Грин, вкладывая её в уста капитана Артура Грэя? «Чудеса надо делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда, сделай для него это чудо. Новая душа будет у него, новая душа будет у тебя». Имя Ассоль с испанского переводится «к солнцу». Опираясь на новое знание и на пройденные этапы урока, порассуждайте, как вера в чудо, мечта помогли Ассоль сохранить в душе светлые чувства, остаться чуткой, несмотря на жестокую реальность жизни? -Творчество Грина стало ярким явлением в русской классической прозе. Вера писателя в жизнь, добро и справедливость, в сильных духом, красивых людей особенно необходимы в наш век «смятения и разлада». Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин? Чему учит нас Ассоль? Разделитесь на творческие группы, оформляем стенд по феерии (Рисунки к произведению, цитаты, значимые факты, имеющие отношение к феерии). | Подготовка к уроку. Осмысление вопроса, высказывания детей, выявление имеющихся знаний. Формулируют тему урока и ставят цели и задачи. Прогнозируют результат работы: узнать неизвестные факты о произведении и героях. Творческая группа учащихся (заранее подготовилась дома) рассказывает интересные факты из биографии писателя. Остальные слушают, затем отвечают на вопросы. Читают отрывки из глав, устанавливают взаимосвязи в произведении, выстраивают сюжетную линию. Анализируют. Высказывают своё мнение. Смотрят фрагменты из фильма, обмениваются мыслями. - Отвечают на вопросы | Личностные Актуализировать личностное осмысление учащимися к изучению темы. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность. Познавательные Самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные Содействовать развитию у детей умению общаться, доказывать свою точку зрения. Познавательные Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Предметные Знание текста, осознанное понимание. Познавательные Самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме. Предметные Умение извлекать соответствующую информацию из текста Метапредметные Овладение приёмами отбора и систематизации информации Личностные Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала Познавательные Строить логические цепи рассуждений Развитие читательского воображения Коммуникативные Развитие у школьников монологической и диалогической речи; умение аргументировать свою точку зрения Предметные Воспринимать художественный текст как произведение искусства. Коммуникативные Содействовать развитию у детей умению общаться Личностные Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, стремлений, потребностей, желаний Познавательные Овладеть навыками свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля Коммуникативные Речевое отображение содержания совершаемых действий в форме речевого значения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей
Обобoение знаний о главных героях повести, его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся в составлении характеристик литературных героев с помощью с...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...