План - конспект урока "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

План - конспект урока в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx589.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет:  
Литература 6 класс

Тема урока: «Чудеса надо делать своими руками».  А.С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.

Тип урока:  Урок изучения нового материала

Деятельностная цель: сформировать представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса».

Предметно-дидактическая цель: приобретение социокультурного опыта через знакомство с классическим произведением русской литературы.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • знают жанрово - композиционные особенности произведения
  • понимают проблематику произведения

Метапредметные:

  • участвуют в постановки цели, планируют свою деятельность, дают оценку своей работе;
  • планируют учебное сотрудничество, ставят вопросы, умеют с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

  • совершенствуют устную речь, ориентируются в нравственно-этической проблематике литературных произведений.

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: изучение нового материала;
  • по способу организации: синтетический;
  • по ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный
  • по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Средства обучения:

  • презентация;
  • подборка произведений по данной тематике.

Ход урока (представлен в таблице)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Формулирование темы  урока и постановка  цели и задач урока.

Цель: мотивация учащихся.

II. «Открытие нового знания»

Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме

IV. Включение нового                    

знания в систему знаний

Цель: знакомство с произведением

V. Подведение итогов. Рефлексия

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

VI. Домашнее задание: оформление «читательского стенда»

На экране – корабль с алыми парусами.

Приветствие.

- Какие ассоциации возникают у вас при виде этого изображения?

Сегодня мы отправимся путешествовать по Гринландии, по деревушке Каперна, что находится в четырёх вёрстах от Лиса, где жила юная мечтательница Ассоль.

А начать наше путешествие я предлагаю со знакомства со страной, созданной фантазией писателя. А. Грин говорил, что «если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить». Как вы понимаете эту фразу?

А теперь давайте познакомимся поближе с писателем Александром Гриневским, это его настоящая фамилия.

Беседа с классом

Где прошли детство и юность Грина?

Где учился Грин?

Что определило выбор его жизненного пути?

Работа над главами повести «Алые паруса»

В 1916 году Грином была задумана повесть «Алые паруса». Однажды на витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

-Почему писатель дал повести подзаголовок «феерия»? Какие волшебные элементы использовал автор в своем произведении? (Феерия в литературе — использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста; В повести Грина главная героиня Ассоль встречается с «волшебником» Эглем, который дарит девочке мечту об алых парусах).

Эпизод встречи Ассоль и Эгля, сегодня мне бы хотелось продемонстрировать вам, как этот важный момент в жизни главной героини отражен в фильме «Алые паруса», снятом в 1961 году. При просмотре фрагмента выделите ключевое слово, которым Эгль называет то, что в будущем должно будет произойти с Ассоль.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Алые паруса», 1961 г. Режиссёр Александр Птушко.

Какое ключевое слово вы выделили? (Сказка). Давайте запишем ряд синонимов: волшебство, сказка…Продолжите его: таинство, чудо.

Старый Эгль поселил в сердце маленькой Ассоль мечту. Чем же стали для девочки алые паруса? Предлагаю просмотреть ещё один фрагмент из фильма: встреча Ассоль и Грэя.

-Итак, теперь давайте проследим судьбу героев повести «Алые паруса» Ассоль и Грея:
Случайно ли они встретились в жизни?
Чем близки эти герои?
Итак, сама судьба свела героев. Вспомним тревожное чувство Грея накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром:
«С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрывы берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль…
Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел ее…»

Алые паруса для Ассоль стали символом веры в хорошее, доброе, символом сбывшейся мечты.

- Повесть «Алые паруса» заканчивается фразой «И думал о счастье…». Когда А. Грин, создавая это произведение, то, наверное, тоже «думал о счастье». А что такое - счастье? Наверное, ответить каждый может по – своему. Поговорим о героях Грина, о том, как они понимали счастье.

- Что необычного, яркого вы запомнили в образе Лонгрена?

- Был ли он счастлив?

- Почему он занялся изготовлением игрушек?

- А что это была за «чёрная игрушка», сделанная им?

- Найдите описание поведения Лонгрена по отношению к Меннерсу в бурю.

- Почему автор сравнивает его с судьёй?

- Не кажется ли вам, что карает негодяя не Лонгрен, а сама природа?

- Заслужил ли он такую кару?

- Мечтал ли о счастье Меннерс?

- А теперь снова обратимся к героине, а именно к тому эпизоду в книге, где она встречает собирателя сказок Эгля. Как по – вашему, счастлив ли Эгль?

- Найдите портретное описание девочки.

- Подумаем, с каким чувством Грин описывает Ассоль? Как к ней относится? (очень трогательно живописует её автор, любуется ею, показывает светлый образ девушки)

- Что говорит мудрый старик Эгль об её имени?

- Как вы думаете, что это такое – Прекрасная Неизвестность? (Может быть судьба, а может быть, мечта)

- Что предсказал Эгль Ассоль?

- Услышав от дочери сбивчивый и радостный рассказ, отец сказал: «…будут тебе алые паруса». Что подразумевал, на ваш взгляд, он под этой метафорой?

Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах? (Они будут возмущены, будут говорить о том, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Появятся прозвища у Ассоль: чокнутая, тронутая, «не в себе»; оскорбления, после которых ноет грудь как от удара. И, наконец, Корабельная Ассоль – прозвище, которое услышит Грэй.)

- Как жила Ассоль?

- Как к ней относятся отец и жители городка?

- В чём описание внешности Грэя противопоставляется внешности Ассоль? (Ассоль – «в стиранном много раз платье» - бедность девушки; Грэй, воспитанный в обеспеченной семье, в роскоши, «с маленькими руками и внешностью девочки».)

- Какой художественный приём лежит в основе этого произведения? (Контраст, противопоставление, антитеза)

В повести А. Грина происходят чудесные события, которые помогают понять основную мысль текста. Какую истину открывает нам Александр Грин, вкладывая её в уста капитана Артура Грэя?

«Чудеса надо делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда, сделай для него это чудо. Новая душа будет у него, новая душа будет у тебя».

Имя Ассоль с испанского переводится «к солнцу». Опираясь на новое знание и на пройденные этапы урока, порассуждайте, как вера в чудо, мечта помогли Ассоль сохранить в душе светлые чувства, остаться чуткой, несмотря на жестокую реальность жизни?

-Творчество Грина стало ярким явлением в русской классической прозе. Вера писателя в жизнь, добро и справедливость, в сильных духом, красивых людей особенно необходимы в наш век «смятения и разлада».

Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин?
Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово.
Владеть этим, значит, владеть всем».
Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена?

Чему учит нас Ассоль?

Разделитесь на творческие группы, оформляем стенд по феерии (Рисунки к произведению, цитаты, значимые факты, имеющие отношение к феерии).

Подготовка к уроку.

Осмысление вопроса, высказывания детей, выявление имеющихся знаний.

Формулируют тему урока и ставят цели и задачи.  Прогнозируют результат работы: узнать неизвестные факты о произведении и героях.

Творческая группа учащихся (заранее подготовилась дома) рассказывает интересные факты из биографии писателя. Остальные слушают, затем отвечают на вопросы.

Читают отрывки из глав, устанавливают взаимосвязи в произведении, выстраивают сюжетную линию. Анализируют.

Высказывают своё мнение.

Смотрят фрагменты из фильма, обмениваются мыслями.

-

Отвечают на вопросы

Личностные

Актуализировать личностное осмысление учащимися к изучению темы.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные

Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Познавательные

Самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные

Содействовать развитию у детей  умению общаться, доказывать свою точку зрения.

Познавательные

Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Предметные

Знание текста, осознанное понимание.

Познавательные

Самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме.

Предметные

Умение извлекать соответствующую информацию из текста

Метапредметные

Овладение приёмами отбора и систематизации информации

Личностные

Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала

Познавательные

Строить логические цепи рассуждений

Развитие читательского воображения

Коммуникативные

Развитие у школьников  монологической и диалогической речи; умение аргументировать свою точку зрения

Предметные

Воспринимать художественный текст как произведение искусства.

Коммуникативные

Содействовать развитию у детей  умению общаться

Личностные

Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, стремлений,

 потребностей, желаний

Познавательные

Овладеть навыками свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля

Коммуникативные

Речевое отображение содержания совершаемых действий в форме речевого значения

        D:\Локальный диск\Documents\Рабочий стол\IMG_20220314_130254 (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей

Обобoение знаний о главных героях повести,  его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся   в  составлении характеристик литературных героев с помощью с...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...