Статья Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
статья по литературе (10 класс) на тему

 Статья Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

«Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека…Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников)попал под его власть. Христос пришёл не нарушать, а исполнять закон… Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества. Они не считали себя сверхчеловеками, которым всё дозволено, и потому многое могли дать «человеческому» (Н.Бердяев)

Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современному ему буржуазного строя.  «Преступление и наказание»- роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты. Крайняя нищета характеризуется тем, что «идти больше некуда». Образ нищеты постоянно варьируется в романе. Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. «Плача и рыдая, и руки ломая». Она приняла предложение Мармеладова , «ибо некуда было идти». Это и судьба самого Мармеладова. «Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно место, где и его пожалели». «…А пожалеет нас тот, кто всех пожалел и всё понимал, он единый, он и судья». Трагедия отца, вынужденного принять падение дочери. Судьба Сони, совершившей «подвиг преступления» над собой ради любви  к близким. Мучение детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей, раздражённой матерью, в атмосфере постоянных ссор.

Допустимо ли ради счастья большинства унижение «ненужного» меньшинства. Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает: нет- и последовательно опровергает теорию Раскольникова – если один человек  присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то «простой арифметики» не получится: кроме старухи-процентщицы, Раскольников убивает ещё и Лизавету- ту самую униженную и оскорблённую, ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор.

Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию- защитников униженных и оскорблённых, то они неизбежно должны считать себя людьми  необыкновенными, которым всё позволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорблённым, которых они защищают.

Если разрешишь себе «кровь по совести», то неизбежно превратишься в Свидригайлова. Свидригайлов – тот же Раскольников, но уже окончательно «исправленный»от всяких предрассудков. Свидригайлов преграждает Раскольникову все пути, ведущих не только к раскаянию, но даже к чисто официальной явке с повинной. И не случайно только после самоубийства Свидригайлова Раскольников учиняет явку с повинной.

Достоевский выступает против бунта как такового. Поиск правды, обличие несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человеческом» сочетаются у Достоевского с  неверием в насильственную переделку мира. Путь- в нравственном совершенствовании каждого человека.

Важнейшую роль в романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль( особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала произносится в романе приговор.  Для Сони все люди имеют одинаковое право  на жизнь. Никто не может добиваться счастья своего или чужого  путём преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.

Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников.

Религия любви и самопожертвования  приобретает исключительное и решающее значение в христианстве Достоевского. Мысль о неприкосновенности любой  человеческой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа. В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны.

Протест Раскольникова связан с острой жалостью к бедным, страдающим и беспомощным. С христианской точки зрения у Раскольникова один, но главный грех – гордыня. Своей теорией и ее неудавшейся пробой он поставил себя над людьми, возомнил о себе, что ему закон не писан – закон человеческий и божеский. Но человеческое и божеское в его душе и сердце оказалось сильнее самых логичных выкладок ума. И это привело Раскольникова к краху как гордого сверхчеловека, супермена, претендующего осчастливить всех. 
               Как ни парадоксально, в этой же "слабости" Раскольникова, его неспособности перешагнуть через кровь – даже уже пролитую – кроется залог его будущего нравственного возрождения. Характерно, что социальные проблемы Достоевский всегда подает с нравственных позиций – никакую социальную несправедливость нельзя исправить, если в душе нет Бога. И вместе с тем писатель не питает несбыточных надежд и иллюзий. Его мир жесток и реалистичен, но в нем всегда есть шанс на исцеление больной души – если ей достанет на это сил и воли. Все это делает роман Достоевского одним из величайших произведений мировой литературы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...

Презентация. В мире героев романа Ф. И. Достоевского "Преступление и наказание""

Предлагаю богатый иллюстративный и информативный материал для изучения романа "Преступление и наказание".  В презентации много вопросов проблемного характера, помогающих  вникнуть в разные т...

психолого-литературоведческая статья на тему «Типы девиантного поведения на примере романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"»

В статье рассмотрены типы девиантного (отклоняющегося) поведения на примере романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Каждый тип девиаций сопровождается примером из текста и объясн...

Психолого-литературоведческая статья на тему «Типы девиантного поведения на примере романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"»

В статье рассмотрены типы девиантного (отклоняющегося) поведения на примере романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Каждый тип девиаций сопровождается примером из текста и объясн...

Конспект урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя".

Конспект урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя...