Статья Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
статья по литературе (10 класс) на тему
Статья Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
«Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека…Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников)попал под его власть. Христос пришёл не нарушать, а исполнять закон… Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества. Они не считали себя сверхчеловеками, которым всё дозволено, и потому многое могли дать «человеческому» (Н.Бердяев)
Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современному ему буржуазного строя. «Преступление и наказание»- роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты. Крайняя нищета характеризуется тем, что «идти больше некуда». Образ нищеты постоянно варьируется в романе. Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. «Плача и рыдая, и руки ломая». Она приняла предложение Мармеладова , «ибо некуда было идти». Это и судьба самого Мармеладова. «Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно место, где и его пожалели». «…А пожалеет нас тот, кто всех пожалел и всё понимал, он единый, он и судья». Трагедия отца, вынужденного принять падение дочери. Судьба Сони, совершившей «подвиг преступления» над собой ради любви к близким. Мучение детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей, раздражённой матерью, в атмосфере постоянных ссор.
Допустимо ли ради счастья большинства унижение «ненужного» меньшинства. Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает: нет- и последовательно опровергает теорию Раскольникова – если один человек присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то «простой арифметики» не получится: кроме старухи-процентщицы, Раскольников убивает ещё и Лизавету- ту самую униженную и оскорблённую, ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор.
Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию- защитников униженных и оскорблённых, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым всё позволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорблённым, которых они защищают.
Если разрешишь себе «кровь по совести», то неизбежно превратишься в Свидригайлова. Свидригайлов – тот же Раскольников, но уже окончательно «исправленный»от всяких предрассудков. Свидригайлов преграждает Раскольникову все пути, ведущих не только к раскаянию, но даже к чисто официальной явке с повинной. И не случайно только после самоубийства Свидригайлова Раскольников учиняет явку с повинной.
Достоевский выступает против бунта как такового. Поиск правды, обличие несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человеческом» сочетаются у Достоевского с неверием в насильственную переделку мира. Путь- в нравственном совершенствовании каждого человека.
Важнейшую роль в романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль( особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала произносится в романе приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья своего или чужого путём преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.
Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников.
Религия любви и самопожертвования приобретает исключительное и решающее значение в христианстве Достоевского. Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа. В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны.
Протест Раскольникова связан с острой жалостью к бедным, страдающим и беспомощным. С христианской точки зрения у Раскольникова один, но главный грех – гордыня. Своей теорией и ее неудавшейся пробой он поставил себя над людьми, возомнил о себе, что ему закон не писан – закон человеческий и божеский. Но человеческое и божеское в его душе и сердце оказалось сильнее самых логичных выкладок ума. И это привело Раскольникова к краху как гордого сверхчеловека, супермена, претендующего осчастливить всех.
Как ни парадоксально, в этой же "слабости" Раскольникова, его неспособности перешагнуть через кровь – даже уже пролитую – кроется залог его будущего нравственного возрождения. Характерно, что социальные проблемы Достоевский всегда подает с нравственных позиций – никакую социальную несправедливость нельзя исправить, если в душе нет Бога. И вместе с тем писатель не питает несбыточных надежд и иллюзий. Его мир жесток и реалистичен, но в нем всегда есть шанс на исцеление больной души – если ей достанет на это сил и воли. Все это делает роман Достоевского одним из величайших произведений мировой литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....
Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»
Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...
Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...
Презентация. В мире героев романа Ф. И. Достоевского "Преступление и наказание""
Предлагаю богатый иллюстративный и информативный материал для изучения романа "Преступление и наказание". В презентации много вопросов проблемного характера, помогающих вникнуть в разные т...
психолого-литературоведческая статья на тему «Типы девиантного поведения на примере романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"»
В статье рассмотрены типы девиантного (отклоняющегося) поведения на примере романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Каждый тип девиаций сопровождается примером из текста и объясн...
Психолого-литературоведческая статья на тему «Типы девиантного поведения на примере романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"»
В статье рассмотрены типы девиантного (отклоняющегося) поведения на примере романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Каждый тип девиаций сопровождается примером из текста и объясн...
Конспект урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя".
Конспект урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя...