Открытый урок в 9классе.2022
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Зайцева Оксана Анатольевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.esenin_sobake_kachalova.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок чтения в 9 классе.

Тема. Сергей Есенин «Собаке Качалова».

Цель: познакомить с содержанием произведения.

Задачи:

I.  Дидактические:

- совершенствовать технику чтения.

II. Коррекционные:

- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, установлении причинно-следственных связей, обобщении;

- корригировать устную диалогическую и монологическую речь на основе упражнений в выразительном чтении, ответов на вопросы, пересказа;

- корригировать память на основе упражнений на припоминание, воспроизведение.

III. Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения, нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:

- Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова. Москва, «Просвещение», 2009;

- презентация, ноутбук, экран, проектор;

- карточки.

I. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку: полный порядок на столе, проверка наличия всех школьных принадлежностей. Эмоциональный настрой на урок.

II. Проверка домашнего задания.

1. (Слайд 1) Обратить внимание учащихся на картину В.Д.Поленова «Ранний снег» и на сходство её со стихотворением Есенина (и там, и тут поздняя осень). 

2. Выделите главную мысль произведения (Слайд 2).

3. Дайте вспомним фразы из стихотворения, для этого составьте словосочетания, подобрав недостающие слова. Задание на карточках. (сущ.+прил. – слабые ученики; остальные – глаголы +…) (задание 1)

Сжатые (нивы)

Голые (рощи)

Тихое (солнце)

Взрытая (дорога)

Звонкая (чаща)

Зима (седая)

Рыжий (месяц)

Примечталось (сегодня)

Скатилось (за сини горы)

Скатилось (колесом)

Ждать (немного)

Ждать (зимы)

Запрягался (в наши сани)

Запрягался (жеребёнком)

4. Вспомните и повторите сюжетную линию произведения по составленному плану. (Слайд 3)

1.Осеннее небо.

2.Природа засыпает.

3.Ожидание зимы.

(Наизусть)

III. Объяснение нового материала.

1.-Сегодня мы продолжаем работу над творчеством Есенина. Стихотворение «Собаке Качалова»  - это продолжение стиля Сергея Александровича. (Слайд 4) Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, в последний год его жизни, является одним из наиболее известных произведений поэта. (Слайд 5)  Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовал и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминаниям очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами. (Слайд 6) . А вот кто та таинственная незнакомка, про которую разговаривает автор с собакой? Тут мнения разделились, одни считали, что он имел в виду свою последнюю супругу Софью Толстую, другие – Тайную поклонницу Галину Бениславскую.

2.Показательное чтение учителя.

- Послушайте стихотворение, и ответьте, в каком настроении автор беседует с собакой?

- Как автор относится к Джиму?

- Как вы думаете, почему автор просит лизнуть руку женщине?

3-.Самостоятельное чтение стихотворения. Отменив незнакомые слова и выражения.

4.Словарная работа.

- Что Вам было непонятно? Какие слова показались незнакомыми?

НОРОВИ́ТЬ, - Настойчиво стремиться сделать что-н. или добиться чего-н

ПРИЯТЦА- В Словаре Даля, в статье, посвящённой прилагательному приятный, указано существительное приятство, очень похожее на использованное Есениным слово и имеющее тот же смысл: «приятельское расположение, дружба».

5. -Композиционно произведение можно разделить на три части.

-Я вам помогла. Озаглавила их. (задание 2)

Вам нужно будет составить их по порядку.

-Раскаяние перед любимой женщиной.

-Общение с собакой.

- Поиск смысла жизни.

В первой части лирический герой обращается к псу, во второй части поднимает тему поиска смысла жизни, в третьей части выражает своё раскаяние перед некогда любимой женщиной.

6. Работаем со стихотворением по строфам.

1 и 2 строфы – читаем бегло, правильно, без ошибок.

О чем эти строфы? (Общение с собакой)

3 и 4 строфы – читаем спокойно, размышляя.

О чем эти строфы? (Поиск смысла жизни)

5 и 6 строфы – в этом отрывке много  знаков препинания, мы будем учиться читать выразительно, с чувством раскаяния, соблюдая все знаки препинания.

О чем говорится? (Раскаяние перед любимой женщиной)

Физминутка.

 Дружно встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Ладони разотрите,
Ногами все встряхните.
Шею  разомните,
Свои места займите.

IV. Закрепление знаний.

Перед вами стихотворение. Вставьте по памяти или с учебником прилаг., глаголы и сущ.

Дай, Джим, на счастье (лапу) мне,
Такую лапу (не видал) я сроду.
Давай с тобой (полаем) при луне
На тихую, (бесшумную) погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
 (Слайд 7)

Пожалуйста, голубчик, (не лижись).
(Пойми) со мной хоть самое простое.
Ведь ты (не знаешь), что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
 (Слайд 8)

(Хозяин) твой и мил и знаменит,
И у него (гостей) бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти (бархатной) потрогать.
 (Слайд 9)

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою (доверчивой) приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты (лезешь целоваться).
 (Слайд 10)

Мой (милый) Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех (безмолвней) и грустней,
Сюда случайно вдруг (не заходила)?
 (Слайд 11)

Она (придет), даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня (лизни) ей нежно (руку)
За всё, в чем был и не был виноват.
 (Слайд 12)

V. Итог урока.

1.Прочитать стихотворение с соблюдением требований к технике чтения: правильно, бегло, выразительно, осмысленно.

2.Назовите главных героев произведения и дайте им характеристику, убрав лишние слова из группы.

(На доске) главные герои произведения – автор и Джим. Автор: радостный, грустный, искренний, лживый, любит животных, издевается над ними, осуждает любимую женщину, просит у неё прощения. Джим: злой, добрый, ласковый, красивый, безобразный, шерсть бархатная, шерсть грубая свалявшаяся, доверяет людям, боится людей.

3.Выделим главную мысль стихотворения (на экране), о чём хотел сказать автор. (Слайд 13) Главная мысль стихотворения Сергея  Есенина «Собаке Качалова»: страдание по любимой женщине.                                  

   Среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

4.Подведем итог нашего урока и решим тест  на карточках. Проверим (Слайд 14, 15, 16 ,17) поставьте оценки.

5. Оцените свою работу на уроке, за дом работу, работу на уроке и тест.        

VI. Домашнее задание. Д/з: с. 194-195, выразительное чтение (Слайд 18)

1 Произведение «Собаке Качалова» написано в жанре лирического стихотворения. В произведении основными являются размышления лирического героя о жизни, о лжи и предательстве, а также завуалированное раскаяние перед некогда любимой женщиной. Именно собаке лирический герой может излить свою душу.

4.Композиционно произведение можно разделить на три части. В первой части лирический герой обращается к псу, во второй части поднимает тему поиска смысла жизни, в третьей части выражает своё раскаяние перед некогда любимой женщиной..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...