Урок литературы в 5 классе «Что за прелесть эти сказки!»
методическая разработка по литературе (5 класс)
урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chto_za_prelest_eti_skazki_wecompress.com_.docx | 498.31 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Урок литературы в 5 классе «Что за прелесть эти сказки!»
(урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» в 5 классе)
Цель: развитие общекультурной компетентности учащихся; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки»
Задачи:
Предметные:
проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, умение определять вид сказки, находить зачин и концовку сказки, традиционные сказочные приёмы);
учить воссоздавать целостное впечатление о прочитанном и услышанном, развивать творческое мировосприятие, активизировать познавательный интерес к предмету, познанию нового.
Метапредметные:
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; свободная ориентация и восприятие текстов; постановка и формулирование проблемы.
Регулятивные – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; уважительно относиться к чужому мнению.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Оборудование урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение): |
Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер: http://fcior.edu.ru/programma-prosmotra-resursov
Ход урока:
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
II . Мотивация к учебной деятельности.
У меня в руке старинная грамота, что же тут спрятано? (разворачиваю грамоту, читаю загадки, дети отвечают)
-Какая это сказка народная или литературная?
1)В какой сказке говорится о концерте одного оригинального музыкального коллектива, до смерти напугавшего целую шайку разбойников?
2)В какой сказке говорится о совершенно неизвестном в современной медицине способе появления на свет-из ячменного зерна?
3)В какой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии?
4)В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжом, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью
5) В какой сказке говорится про необычный союз человека и существа из класса земноводных, повлекший за собой тяжкие испытания для обеих сторон?
6) В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного ,неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?
7)В какой сказке говорится про криминогенную обстановку в лесном массиве, в частности об опасностях, которым подвергаются несовершеннолетние граждане, отправляющиеся без сопровождения родителей в гости к своим бабаушкам?
- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Вы любите сказки?
Работа с высказываниями известных русских писателей о сказках:
«Сказка - воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Г. Паустовский)
«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (А. Толстой)
«Читайте простонародные сказки, чтобы видеть свойства русского языка». (А. С. Пушкин)
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин)
Обсуждение высказываний:
- На какие свойства русских народных сказок обращают внимание маститые художники слова?
- Какое высказывание наиболее близко вам?
- Сформулируйте для себя, что бы вы сегодня на уроке хотели узнать и чему научиться, продолжите высказывание:
Сегодня на уроке я хотел(а) бы …
III. Реализация творческого проекта по плану:
1. Актуализация знаний.
- Сейчас давайте вспомним, что нам с вами известно о русских народных сказках.
- Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, фантастических приключениях героев.)
- Кто является автором сказок? Почему мы их относим к жанрам фольклора? (Cказки сочинялись в глубокой древности талантливыми людьми из народа. Передавались они, как и другие произведения народного творчества, из уст в уста. Записывать сказки начали около двухсот лет тому назад.)
- Какие представления народа отразились в сказках? (В сказках выражена вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.)
- Перечислите виды сказок, дайте их краткую характеристику.
В зависимости от темы сказки делятся на три вида:
- волшебные сказки,
- сказки о животных,
- бытовые сказки.
В волшебных сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются ковры-самолёты, сапоги-скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.
В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.
Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.
- Какие композиционные особенности сказок вы знаете?
В сказке есть зачин и концовка.
Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».
Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.
- Перечислите художественные приёмы сказок.
Художественные особенности:
- повторы слов, выражений и эпизодов;
- использование устойчивых выражений («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);
- троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);
- постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).
2. Отражение сюжетов русских народных сказок в живописи. Работа с репродукциями картин В.М. Васнецова «Ковер-самолет», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке».
Народные сказки вдохновляли людей творчества на создание неповторимых образов.
-Иллюстрациями к каким русским народным сказкам являются эти картины?
Центральные персонажи народной сказки Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк изображены на полотне рукой мастера. Трое героев спасаются от погони, мчась на встречу судьбе через непролазный и дремучий лес. Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и с тревогой следит, не догоняют ли их преследователи. Его наряд ярко свидетельствует о высоком положении юноши — дорогой кафтан, красная шапка, отороченная мехом, чёрные перчатки с узором и красные сапоги с рисунком. За спиной у Царевича виден меч в ножнах — доказательство того, что молодой человек будет до последней капли крови биться за своё счастье. В объятиях Ивана-царевича на Сером Волке едет Елена Прекрасная. Выражение лица её печально и сосредоточенно. Она опасается за свою жизнь и жизнь любимого, боится, что не удастся им убежать от своих врагов. Её руки спокойно ( и даже безвольно) лежат на коленях, демонстрируя полную отдачу своей судьбы во власть Ивана-Царевича. Она доверяет юноше, но сердце её ещё не спокойно, ведь погоня совсем рядом. Длинные волосы Елены Прекрасной волнами ниспадают ей на плечи и развеваются по ветру от быстрой скачки. На девушке прелестное платье небесного цвета с отделкой золотом. На ножках Елены красуются золотые сапожки, а на голове — богатая шапочка с драгоценными каменьями. Нитка жемчуга украшает шею беглянки. «Моделью» образа Елены Прекрасной стала племянница художника — Наталья Мамонтова. Главный помощник влюблённой пары изображён уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый Волк бежит с колоссальной скоростью, спасаясь от погони — мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мускулы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти — зверю нелегко нести на себе беглецов и стремительно нестись вперёд.
При взгляде на картину у зрителя возникает ощущение тихой грусти и спокойного восхищения красотой природы. В центре композиции — печальная девушка, склонившая голову так низко, как только возможно. Основная тема произведения — тоска Алёнушки по потерявшемуся брату. В то же время, лицо героини выражает надежду на счастливое будущее, которое, конечно же, обязательно наступит. Минорный настрой полотна подчёркивают неподвижные ели, тёмная вода и хмурое небо. Отлично показана связь, существующая между природой и человеком. Кажется, что всё живое сопереживает Алёнушке и как бы старается её утешить. Все фрагменты полотна не диссонируют с общим настроем, а лишь дополняют и подчёркивают его. Каждая деталь навевает грустные мысли и заставляет испытывать щемящую тоску.
3. Отражение сюжетов и героев русских народных сказок в музыке и живописи. Работа с произведением М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки» и рисунка В.А. Гартмана «Избушка на курьих ножках»
В. Гартман «Избушка на курьих ножках»
- Какой показана Баба-Яга в пьесе Мусоргского?
- Где более точно передается характер персонажей – на рисунках В. Гартмана или в музыке М.Мусоргского?
У В. Гартмана – эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках.
Фантазия М.Мусоргского изобразила совершенно другое – мощный, динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы». Вначале звучат несколько резких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полет в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги»
- Подумайте, какими красками звучит музыка?
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа с электронным учебным модулем «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки».
Задание 1. Соотнесите фрагменты из русских народных сказок с их названиями.
Задание 2. В представленном отрывке из русской народной сказки «Емеля-дурак» подчеркните сказочный зачин.
Задание 3. Введите в поле ввода пропущенное слово (постоянный эпитет) в приведённом ниже фрагменте из русской народной сказки «О молодце-удальце, молодильных яблоках и святой воде».
Задание 4. Как называется средство художественной выразительности, используемое во фрагменте русской народной сказки «Царевна-лягушка» и основанное на сопоставлении одного предмета с другим?
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
IV. Рефлексия (подведение итогов урока).
- Ребята! В начале урока вы сформулировали для себя цель. Давайте посмотрим, что вы узнали и чему научились на уроке. Продолжите высказывание:
Сегодня на уроке я узнал(а), научился …
V. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к народной сказке, бытующей в селе Суворове «Жил жилец».
VI. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке. Чтение стихотворения С. В. Викулова «Русские сказки».
Русские сказки
О сказки! О бессмертные творенья,
Далёких предков наших сочиненья,
На полках не лежавшие вовек!
Кто вас творил?
Доподлинно известно:
Русоволосый, живший повсеместно,
С умом расхожим русский человек.
Творил стоустно, слово подбирал
Правдивое, не мудрствуя лукаво.
Он, как отец, имел на это право.
Он всё из жизни брал.
И если врал –
Не из тщеславия, жаждая успеха,
И не из лести – участи льстеца.
В сём деле он не ведал…
Врал для смеха,
Из озорства, для красного словца…
И слово - всё, чем он владел пока, -
Рождало эхо. Грохотало громом!
И поднимался во весь рост над злом он
В обличии Ивана-дурака.
Он всё умел, дурак, и всё он мог!
И неспроста, играя опояской,
Он ухмылялся в ус: мол сказка сказкой,
А дело делом… Дайте только срок!
Использованные источники:
http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyy-test-po-teme-folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html - электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение)
http://www.proza.ru/2012/01/16/625 - стихотворение С. В. Викулова «Русские сказки»
http://citater.ru/cite/9741 - высказывание А. Толстого о сказках
http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/public/skazka-budet-zhit-vsegda.htm - К. Г. Паустовский «Сказка будет жить всегда»
https://www.livelib.ru/author/4215/quotes - цитаты А. С. Пушкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытых интегрированных уроков по теме: "Что за прелесть эти сказки!" (для учеников 1-4 классов)
Различаем образы в программной музыке ("О чем рассказывает музыка?). Передаем их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей....
Интегрированный урок в 4 классе "Что за прелесть эти сказки!"
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства или технологии в 4 классе. К уроку разработана презентация, состоящая из 3-х частей: вводной, основной и заключительной 3 -й. Ссылки на первую ...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....
Внеклассное мероприятие по литературе. Игра "Что за прелесть эти сказки".
Внеклассное мероприятие по литературе. Игра "Что за прелесть эти сказки" для 5 классов....
Урок внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина.
Цели:1. Образовательные:закрепить знания сказок А.С. Пушкина;совершенствовать навык беглого, выразительного, осознанного чтения;обогащать словарный запас. 2. Коррекционно - развивающие:коррекция ...
Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5-6 классов "Что за прелесть эти сказки!"
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов. Цели: прививать учащимся любовь к чтению; расширять читательский кругозор, учить ребят выразительно читать, играть на сцене, раскрывая о...
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5 классе «Что за прелесть эти сказки!»
Литература 5 класс. Внеклассное мероприятие "Что за прелесть эти сказки!"(А.С.Пушкин). Тема: Народная и авторская сказка. Цель: привить обучающимся любовь к литературе и чтению....