Методическая копилка "Интерактивные игры на уроках литературы в 5 - 7 классах"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Роман Анна Анатольевна

В процессе игры на уроках литературы учащиеся становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диалога.Уроки в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные, остаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении программного материала, опросе или тестировании, что способствует повышению качественной успеваемости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интерактивные игры на уроках литературы».

Предлагаю вашему вниманию «Интерактивные игры на уроках литературы». Данный материал будет полезен преподавателям литературы 5 - 7 классов, также информацию можно использовать во время проведения предметной недели по литературе и русскому языку. Играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже начинает понимать литературные процессы, происходящие в то или иное время, увлекается чтением художественных произведений.
Цель: Расширить представление участников об интерактивных играх на уроках литературы и их роли в образовательном процессе.

Задачи:
1.Продемонстрировать эффективные приемы проведения интерактивных игр для учащихся среднего звена и старшеклассников.
2. Сформировать представление о позитивном влиянии игры на усвоение литературного материала учащимися.

Игра, как всем известно, самое увлекательное занятие. Именно в процессе игры проявляются индивидуальные способности ребенка, скромные могут раскрепоститься, а активные – проявить свой незаурядный талант еще больше, а главное - абсолютно все учащиеся подходят к процессу игры творчески, часто привносят что-то свое в правила, тем самым еще быстрее достигается цель каждого учителя литературы - увлечь детей чтением.
Интерактивные игры необходимо использовать в процессе преподавания литературы, ведь они формируют у учащихся умение правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа. А в итоге ученики на таких уроках не только вспоминают факты из текста произведения, но и сами готовятся к реалиям самостоятельной жизни.

Примеры интерактивных игр.

«Письмо»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например,: после изучения повести В. Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба.
В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным. «
Творчество» 

На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.

«Встреча»
Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.
Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

«Сундук»

Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи.
Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).
Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).

«Интерьер»
Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.
«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).
«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». ( Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Перевёртыши»
Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.
Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).
Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).
Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).
Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

«Дальше».
Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.)
9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?
(Хамелеон).
"Пантомима".
Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?
             Итак, подводя итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли достойное место на уроках в школе, потому что в процессе самой игры расширяется кругозор учащихся, приобретаемые знания становятся значимыми, так как ученик побывал в роли литературного персонажа.
На уроке создается атмосфера доверительности, свободного мышления, учитель в роли зрителя равняется в правах с учеником. Коллективная работа помогает учащимся лучше узнать друг друга, вовремя прийти на помощь товарищу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. "Михаил Юрьевич Лермонтов". Урок литературы. 8 класс

Цель урока: Обучающая:Øпрививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова;Øнацелить детей на понимание основных тем творчества по...

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

игра к уроку литературы 6 класс

игра по произведению ЦБ Бадмаев "Сережын Будамшуугай орон нютагаар аяншалга"...

Методическая разработка игры для урока английского языка в 6 классе на тему "Занятия на досуге"

Игра "Jeopardy" по теме " Leisure activities" к обобщающему уроку по учебнику Spotlght 6, Модуль 6 способствует обзорному повторению лексического и грамматического материала по дан...

"Своя игра" для урока литературы в 5 классе. Повторение.

Данный материал можно использовать для уроков литературы в 5 классе в разделе повторения....

Конспект урока литературы, 5 класс (интеллектуальная игра)

Разработка тематического внеклассного мероприятия по теме  «В гостях у сказок Г.Х. Андерсена» (интеллектуальная игра)», 5 класс...