«Русское зарубежье. Люди и судьбы» ( По творчеству З. Гиппиус, М. Цветаевой.)
статья по литературе

Касымова Фатима Яхиевна

Статья показывает причины побудившие наших соотечественников покинуть Россию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Русское зарубежье. Люди и судьбы»

( По творчеству З. Гиппиус, М. Цветаевой.)

Литература русского зарубежья- неотъемлемая часть русской литературы. Глеб Струве писал: « Зарубежная русская литература есть временно отведенный в сторону поток общерусской литературы, который- придет время – вольется в общее русло этой литературы.»

В европейских столицах организуются русские литературные центры, издательства, выходят многочисленные газеты и журналы. В 1920 году, например, возникло 138 русских газет; в 1921 – 112. Журнал «Современные записки» состоит из 70 томов, именно в нем печаталась почти вся эмигрантская литература: Бунин, Куприн, Цветаева и др. Несмотря на то, что русские эмигранты жили далеко от России, они не теряли связь с родной землей: их мысли и души были вместе с родиной. Красной нитью через все творчество многих писателей и поэтов проходит чувство тоски по Родине.

Об утерянной России с грустью и нежностью писали Игорь Северянин и Владислав Ходасевич, Георгий Иванов и Саша Черный.

Проклинал судьбу умерший в 1924 году молодой поэт Алексей Гессен. «Нет дня,- вспоминал Константин Бальмонт,- когда бы я не тосковал по России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться..»

Самые тяжелые чувства в душах представителей русского зарубежья вызывали факты уничтожения русской деревни и русского крестьянства, репрессии межвоенных лет. Лагерная тема стала постоянной на страницах эмигрантских газет и журналов.

        Много написано представителями русского зарубежья о Сталине. Напряженно следили эмигранты за становлением культа личности вождя и последствиями, вызванные культом. В 1931 году в Стокгольме вышла книга Дмитриевского «Сталин.» Автор ненавидел советскую власть и предлагал разобраться в переменах, произошедших в России после октября: «Сталина, как и людей, сейчас его окружающих, надо знать такими, какие они есть. Со всеми их недостатками. Чтобы бороться с людьми революции – надо знать, надо изучать их».

        22 июня 1941 года заставило каждого русского человека, живущего за границей, ответить на вопрос: « Каково мое истинное отношение к Родине?» Некоторые русские писатели        взяли на вооружение лозунг: «Победа Германии – воскресение России!» Но большинство русских эмигрантов были в трудные годы солидарны с русским народом.

Она не погибнет – знайте!

Она не погибнет, Россия!

Они всколосятся – верьте-

Поля ее золотые…

Итак, Октябрьская революция и гражданская война разделили русскую литературу: на советскую и зарубежную. Долгое время эти две литературы жили взаимными нападками. Но теперь сбывается пророчество Владислава Ходасевича о слиянии двух потоков русской литературы.

        Более века отделяет нас от того времени, когда в русскую литературу вошла Зинаида Гиппиус. Поэзия, художественная проза, критика, драматургия – в каждом из этих жанров ею были созданы значительные произведения. Однако в течении долгих лет имя Зинаиды было в нашей стране запретным. Это объясняется в первую очередь политическими взглядами писательницы, занявшей после октября 1917 года непримиримую позицию по отношению к большевизму. Ее сочинения не переиздавались, мнение о них можно было встретить лишь в специальных работах.

Родилась Зинаида Гиппиус в городе Белеве Тульской губернии. Образование, которое получила Гиппиус в детстве, в основном было домашним. Уже в юном возрасте она пыталась писать стихи, вела дневники, кроме того, увлекалась музыкой, верховой ездой. Летом 1888 года в Боржоми происходит ее знакомство с Мережковским, за которого через несколько месяцев она выходит замуж. Этот брак оказывается решающим событием в жизни каждого из них.

Свой путь в литературе З. Гиппиус начинает как поэт. В ее ранних стихах отчетливо звучат те ноты, которые были характерны для «усталого» поколения 80-х годов 19 века: меланхолия и скорбь, пессимизм, неверие в жизнь и свои собственные силы.

        Революцию Зинаида Гиппиус встретила с величайшим воодушевлением, с головой ушла в политическую жизнь. Ратуя за революционное творческое начало, она впоследствии безмерно отчаивается, видя, как революция от месяца к месяцу, из-за политических ошибок ее лидеров, безвластия, разброда в среде интеллигенции, способствует нарастанию диких разрушительных сил.

Продолжая жить в первые послереволюционные годы в Петрограде, Мережковские в полной мере ощутили на своей судьбе все гримасы эпохи военного коммунизма – голод, разруху, обыски, реквизиции, враждебное отношение к интеллигенции. Житейские тяготы эмиграции для Мережковских были менее болезненными, чем для других изгнанников, поскольку еще с довоенных времен в столице Франции у них осталась своя квартира. И все же чувство утраты Родины и осознания всей глубины катастрофы делало их внешне благополучную жизнь горькой и мучительной.

        Тяжелейшим ударом для З. Гиппиус стала кончина Д. Мережковского ( 7 декабря 1941 года). Последние годы своей жизни она посвятила работе над биографической книге о нем. Книга оборвалась буквально на полуслове, как на полуслове оборвалась и сама жизнь Зинаиды Гиппиус. Она пережила мужа менее чем на 4 года. Зинаида Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года.

        Марина Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Ее отец, благодаря личным способностям и трудолюбию, достиг известности как филолог и   искусствовед. Мать Марины была талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна.

Марина Цветаева начала писать очень рано. В 1910 году была издана ее первая книга «Вечерний альбом». И хотя она вышла маленьким тиражом, ее заметили. В 1912 году Цветаева выпустила сборник «Волшебный фонарь».

Жизнь Марины Цветаевой прошла в лишении и одиночестве, и лишь преданность поэзии мирила ее с всегдашним бытовым и душевным неустройством, придавала ей силы переносить удары судьбы.

Цветаева не приняла революцию и в 1922 году выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону, участнику белого движения, к тому времени находившемуся в эмиграции. Вскоре Марина Цветаева потеряла возможность издаваться в эмиграции. Последняя ее книга вышла в 1928 году.

        Трудно, мучительным путем разочарований, Марина Цветаева идет к мысли о возвращении в советскую Россию. Она решает вернуться на Родину. Муж и дочь Цветаевой уже получили разрешение на это. В 1939 году Марина Цветаева возвращается в советский союз: делает выбор, ставший для нее роковым. Арестованы муж и дочь Марины Цветаевой. После начала войны она попадает в эвакуацию, оказывается с сыном в городе Елабуге. Потерявшая близких, разлученная с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, находясь в состоянии глубокой депрессии, на этот раз она утратила силу сопротивляться ударам судьбы. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Липецкий край в судьбе и творчестве русских писателей

Презентация для литературно-музыкальной композиции "Липецкий край в судьбе и творчестве русских писателей". Содержит портреты писателей и поэтов, связанных с нашим краем, рисунки Жуковского, фотографи...

Урок литературы в 11 классе "Поэты и писатели русского зарубежья" ( Жизнь и творчество З.Гиппиус, М.Цветаевой,В.Набокова)

Конспект урока, на котором рассматривается  жизнь и творчество писателей, эмигрировавших  после революции 1917 года....

Русская литература и литература русского зарубежья.

Интегрированный урок литературы. 11 класс....

Творчество З.Гиппиус

В данной работе представлена биография поэтессы с последующим анализом творчества, акцентированном на поэзии. Таким образом, мы попытаемся проследить, как развивалась тематика произведений, какие идеи...

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920- 1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова и др.

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920- 1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова и др....

Урок по литературе в 11кл. Марина Цветаева. Судьба и творчество

Цели урока: Образовательные: • познакомить с основными этапами жизни и творчества М.И. Цветаевой, дать полный очерк творчества поэта; • закрепить умение работать с художественной и критическ...

Методическое пособие "Тема Родины в творчестве поэтов Серебряного века периода Русского зарубежья"

Литературный феномен Русского Зарубежья начала XX века является важной частью великого культурного наследия всей русской литературы. Вопреки тому, что революция 1917 года разделила мир русской литерат...