"Путешествие за мечтой" по произведению Владислава Крапивина "Тень Каравеллы"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
"Путешествие за мечтой" по произведению Владислава Крапивина "Тень Каравеллы"
№ этапа | Деятельность учителя |
I этап. Организационный момент. II этап. Введение в тему занятия.
III этап. Путешествие за мечтой.
1. Словарная работа.
3. “Мой крылатый кораблик”.
4. “Узы дружбы самые крепкие.
IV этап. Итог занятия, выводы. | - Сегодня ребята я приглашаю вас в путешествие. Сравните свое объяснение с толкованием этого слова в толковом словаре ПУТЕШЕСТВИЕ, я, ср. 1.Поездка (реже – передвижение пешком), обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания. - Вы, верно, понимаете это слово. Вот сегодня мы и отправимся в путешествие с таким же мальчиком, как вы, вслед за его мечтою. Главный герой повести “Тень Каравеллы” когда-то, давно, в послевоенное время, жил в нашем городе. Его имя Влад. Ему 7 лет. Сейчас я вам прочту фрагмент повести, а вы карандашом в тексте отметьте незнакомые слова и попытайтесь ответить на вопрос: “Как относится Влад к миру, в котором живёт?” Чтение учителем отрывка из повести “Тень Каравеллы”: “Мир, в котором жили мы, был устроен удобно и просто. В середине его стоял наш длинный двухквартирный дом, который назывался флигель. По сторонам, в разных концах заросшего двора, находились другие постройки: бревенчатый сарай с сеновалом, двухэтажный дом с каменным низом, скрипучая, кривая голубятня и кирпичный магазинчик, окруженный забором из неструганых горбылей”. - Встретились ли непонятные слова в тексте? Учитель объясняет детям значения слов. Заросший двор – двор, который зарос травой, кустами, неухоженный; - Как относится Влад к миру, в котором живёт? Найдите в тексте подтверждение этим словам. - О чём мечтал главный герой повести? - Прошло немного времени – Влад собирался поступать учиться в школу. Его ждали новые интересы, трудности, задания, как у любого первоклассника. Но, тем не менее, в его жизни появилась красивая мечта, не похожая, ни на какие другие. Чтение учителем в паре с учеником отрывка из повести “Тень Каравеллы”: “А тополь цвел. И видимо, в этом белом кружении под безоблачным небом лета прозвучал для меня впервые голос синих пространств. Голос, который делает из мальчишек моряков, поэтов и путешественников”. - Какой прием использовал автор, описывая летнее безоблачное небо? С чем он его сравнивает?
- Почему герой мечтает именно о крылатом кораблике? Чем он особенный? Сначала мальчик мечтает полетать в тополиной метели, а потом, из рассказов Павлика узнаёт о море. И два цвета – синий и белый – становятся связанными с мыслями о море, “ а в синие летние дни впервые задела крылом Павлика и меня Тень Каравеллы”. У мечты появляется имя. - Как вы думаете, осуществил ли свою мечту мальчик? - В действительности, мечтая о море и никогда не видя его, может человек построить корабль и путешествовать на нем? Н: Карта и каравелла появились у нас почти в одно время. Карта – на сутки раньше… …Павлик тем временем гордо поднял жерди, тряхнул их, и предо мной с треском развернулась карта полушарий. Со сдержанным торжеством Павлик сказал: Д: Во! Видал? Н: Я оглушено молчал. Первое впечатление было такое, словно непонятный великанище глянул на меня в синий бинокль. Потом почудилось мне в карте что-то знакомое. Конечно, таких больших карт я раньше не видел, но все равно знакомое в ней было. Она была синяя и белая. Учитель: Два синих круга на белом поле. Желто-зеленые материки с темными жилками рек лишь чуть-чуть вносили пестроту... Д: …Кораблик был нарисован на бумаге, вырезан и держался на маленькой подставке. То есть мне сначала показалось, что он нарисован, а потом я разглядел, что это печатная картинка. Были у кораблика круглые борта, высокая узорчатая корма, туго надутые паруса разных размеров и форм. Самый маленький парус пристроился под задорно вздернутым бушпритом. Удивительный был кораблик – весь наполненный ветром. Павлик ласково сказал: - Каравелла… Вот она какая. Так появилась у нас каравелла…
В этой удивительной повести ребята - Влад и Павлик, находят ответы на очень трудные вопросы, а сможете ли вы ответить на них? На карте полушарий “намечен” маршрут “путешествия”. Найдите соответствующие толкования морских терминов (выдержки из толкового словаря) на карточках, расположенных на стенах класса. 1ряд “путешествует” к Америке, 2 ряд “путешествует” к Африке, 3 ряд – Евразии. Каравелла – в XIII-XVII вв. морское парусное 3-х или 4-х мачтовое судно с одной палубой, высокими бортами и надстройками в носовой и кормовой части. Бриг – военный 2-мачтовый корабль, предназначенный для разведывательной, крейсерской и посыльной службы. Вооружался 10-24 орудиями, обладал хорошими мореходными и маневренными качествами. Бригантина – от французского"briganol" - разбойник) - 2-мачтовое парусное судно ХVII-ХIХ вв. Мачта – вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д. Шхуна (от английского "schooner" – шхуна) – парусное судно, имеющее 2 и более мачты с косыми (треугольными) парусами. Использовались как посыльные суда. Шхуны русского флота имели водоизмещение 100-800 т. Вооружение до 16 орудий. Экипаж – 1) Личный состав судна. Разделялся на офицеров и команду. 2) Береговая воинская часть, входящая в состав флота Матрос (англ. – seamen) – лицо из состава верхней команды на судне. - Прочитайте вслух правильное толкование морских терминов. Какие из них вызвали у вас затруднения? - Какой учебный предмет помог вам преодолеть их? В действительности этот мальчик Влад- Владислав Крапивин, писатель, который родился и вырос в нашем городе, написал повесть “Тень Каравеллы” о своем детстве и детстве таких же мальчишек. В повести писатель рассказывает нам о детских мечтах своего героя Влада. Он, действительно не видя моря, мечтал построить настоящий корабль. Позже, будучи взрослым, сам писатель осуществил свою мечту. В его жизни появились и корабли, которые могли “ходить” под парусами, и команда матросов, состоящая из таких же, как он сам когда-то подростков. А сам он принял звание “командор” для своей команды. А начало всему положила та самая красивая мечта в детстве. - Как вы думаете: без чего мечта остается только мечтой и никогда не сбывается? Действительно путешествие без труда и знаний не принесет успеха. Поэтому я вам предлагаю, сегодня сделать первый шаг к познанию морского дела и научиться завязывать морской узел. - Как вы думаете, где применяются такие узлы в жизни? - Осваивая такелажное мастерство, ребята не только постигали очень сложное дело, но между ними развивалась взаимовыручка, зарождалась и крепла дружба. Недаром в народе говорят, что узы дружбы самые крепкие. - Как вы думаете, Владик и Павлик сохранили свою дружбу, став взрослыми? Почему сохраняется дружба между людьми на долгие годы? Приведите примеры из личного опыта - Как вы считаете, дружба, возникшая в детстве, может сохраниться на долгие годы? Каждый читатель, сопереживая героям произведения, учится дружить, мечтать, потому, что без мечты грустно, неинтересно жить. Владислав Крапивин написал стихи к песне “Синий краб”. Необыкновенное чудо, каким и был синий краб, удивляло ребят, и они верили, что он действительно существует. Так и самая необыкновенная красивая мечта, если верить в нее, всегда сбудется. Я предлагаю вам послушать эту песню и по старому морскому обычаю поместить в бутылку свои записочки, а через 10, а может быть и через 20 лет, их откроем и прочитаем. Только одно условие- каждый записывает свою самую красивую мечту. Д/З |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПУТЕШЕСТВИЕ- поездка (реже - передвижение пешком), обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания.
Владислав Крапивин
Морской словарь Бриг Бригантина Мачта Экипаж Шхуна Матрос Каравелла
Владислав Крапивин
Владислав Крапивин
Владислав Крапивин
Такелажное дело
Владислав Крапивин
Владислав Крапивин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
путешествие поАфрике . по произведению К.И.Чуковского" Айболит"
Данный материал можно использовать в рамках недели"География, или на уроке учета знаний по данному материку. Данный урок-КВН удачно "вписывается" в программу, т.к. это и путешествие по природным зонам...
путешествие поАфрике . по произведению К.И.Чуковского" Айболит"
урок квн по Африке, позволяет в игровой форме вспомнить весь материк...
Программа ЛОЛ Каравелла "Мое прекрасное сегодня"
Программа "Мое прекрасное сегодня" и план творческих дел на первую и вторую смены летнего оздоровительного лагеря "Каравелла". План творческих дел на первую и вторую смены. ...
Путешествие по России (по произведению А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву")
Урок комплексного применения знаний с включением экономического аспекта. Рассматриваются актуальные экономические проблемы нашего времени в сопоставлении с проблемами 18 века на примере отдельных глав...
Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"
Тема: Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"...
Тема «История одного путешествия» (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)
цель урока - применение знаний на практике...
Урок внеклассного чтения в 7 классе по книгам Владислава Крапивина "Нравственные проблемы в произведениях Крапивина"
Урок в форме защиты книг Крапивина Цели урока: Образовательная: Открыть для себя имя Владислава Крапивина, познакомиться с его произведениями....