Конспект урока по предмету "Чтение" 8 класс коррекционной школы. Тема: "Что есть красота" (по произведению Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка").
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Изучить стихотворение Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка", побудить ребят задуматься над тем, что является истинной красотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_8_klass.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

   Федотова И.В., учитель русского языка и чтения МБОУ «КШ «Надежда» г. Южно - Сахалинска»

                    Урок чтения в 8 классе коррекционной школы

 

Тема урока:   "Что есть красота?"

(по стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»)

 Цель урока: Изучить стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», побудить ребят задуматься над тем, что является истинной красотой, показать, как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым;  в результате комплексного анализа текста лирического произведения выявить его основную идею, авторскую мысль.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные:

- познакомиться с новым произведением, помочь выявить главную мысль;

- помочь обучающимся понять, что есть красота для Н.А. Заболоцкого.

- учить выразительному чтению стихотворения, познакомить с новыми понятиями, учить работать с толковым словарём.

Развивающие:

- развивать умение анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения;

- развивать эстетический вкус обучающихся.

Коррекционные:

 - коррекция мышления, речи путём ответов на вопросы, используя словосочетания, отрывки текста для подтверждения высказываний

Воспитательные:

- через анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого формировать понятие о нравственных ценностях, побуждать обучающихся к саморазвитию.

- подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека  в гармонии его внешности и внутреннего мира, побудить ребят задуматься над тем, что является истинной красотой, показать, как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.

 Оборудование: портрет Н.А. Заболоцкого; толковые словари; у каждого ученика на столе текст стихотворения;

мультимедийное оборудование, презентация.

 Образовательные технологии: личностно-ориентированная, проблемная, диалогового обучения.  

 Формы работы: коллективная, групповая;

Методы: частично-поисковые, исследовательские, проблемно-сообщающие, наблюдение.

 

 

                                              Ход урока.

  Организационный момент. Мотивация на урок.

Ребята, посмотрите, какой сегодня хороший день. Красивое небо, яркое солнышко. Замечательный день. Вот и  мы сегодня  с вами  на уроке поговорим о красоте.

  Беседа  с учащимися.

  - Что, в вашем понимании, означает слово красота? (ответы учащихся)

   - Что такое внутренняя красота?

Сегодня мы постараемся найти ответ на эти вопросы. Поможет нам в этом разобраться  стихотворение, которое  написал поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.

Стремление разгадать тайну красоты души и ответить на вопрос: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» - заставляет поэта создать такое неповторимое и удивительное стихотворение «Некрасивая девочка» (1955 г.)

- Подумайте и скажите,  какой человек может считаться красивым? (ответы учащихся)

*        Красивое лицо

*        Модная одежда

*         Аккуратная причёска

Это внешняя красота, а я предлагаю вам порассуждать на тему, может ли внешняя красота считаться истинной и что важнее внешняя или внутренняя красота?

  Вступительная беседа

1.     Вернёмся к главной теме урока. Что такое красота? Давайте прочитаем в словаре значения этого слова.

Учащиеся берут толковые словари и находят слово и его значения. Зачитывают определение слова «красота».

 2. Работа со словарем.

*Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы. Красота поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.).

 (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов)

 Сообщение темы урока

Учиться распознавать истинную красоту нас научит стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»

  Первичное чтение стихотворения.

Звучит стихотворение  «Некрасивая девочка». Чтение учителем стихотворения наизусть.

Учащиеся слушают.

 Словарная работа.

В тексте встретились сложные для понимания слова и выражения, давайте разберём их

Охваченная счастьем бытия - радуется каждому мгновению  жизни

Худой умысел - плохие, корыстные мысли

Прельстить воображенье - привлечь внимание

Младенческая грация души - чистая, красивая душа

Обожествляют - превозносят на пьедестал

Лексическая работа.

1. Грация (лат. gratia — красота, прелесть, изящество), особенно в движениях и позах.

- Как понимаете высказывание: «грация души»?

2, Мерцать. Подберите синонимы к словам. Почему автор выбрал именно это слово? (синонимы: мигать, сиять, сверкать, светиться)

 Гимнастика. Дыхательная и зрительная гимнастика

Начнём с того, что красота - это прежде всего здоровье и чтобы сохранить а, может и улучшить своё здоровье, нам поможет дыхательная и зрительная гимнастика (диафрагмальное дыхание - 7-8 раз, зрительная гимнастика: закройте глаза и мысленно напишите слово «красота»)

Учащиеся выполняют дыхательную и зрительную гимнастику

Осмысление

Повторное чтение учащимся.

Постараемся выразительно прочитать стихотворение. Какие правила необходимо соблюдать?

, - короткая пауза

. - длительная пауза

! - восклицательная интонация, повышение громкости голоса

? - вопросительная интонация

- Стихотворение можно разделить на две части.

Где границы частей?

1.О чём рассказывается в 1 части?

2.Чем привлекает вас девочка (обсуждение вопроса, подтверждение ответа текстом) Какую роль в описании девочки играют слова “лягушонок”, “рубашонка”, “колечки”, “зубки”? Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки)

3.  Какие черты характера девочки проявляются в эпизоде покупки мальчикам велосипедов? (Девочка искренне рада за мальчишек, мы отмечаем отсутствие “зависти, умысла худого”, жизнелюбие, интерес к жизни, оптимизм, умение разделить с другими  радость).

  4.Какой она вам представляется? Как иллюстрация помогает вам лучше представить себе внешность девочки? Подберите к иллюстрации строчки из стихотворения.

5.Что поймёт девочка, когда подрастёт?    Какое чувство испытает она? Что же, по мнению автора, даст девочке силу “переболеть боль”, что главное в ней? (“младенческая грация души”). Как вы понимаете эти строки??

 6.Что Заболоцкий говорит о красоте человека?

 7.Что такое внутренняя красота?

 8. С чем  сравнивает красоту поэт в стихотворении? Объясните, как вы это понимаете?  («огонь, мерцающий в сосуде»)

В конце стихотворения автор задает вопрос.  Дает ли он ответ на этот вопрос? (да, ответ на него уже дан всем содержанием стихотворения).

Почему такую красоту “обожествляют люди”? (это большая редкость, очень ценное качество).

Беседа о внутренней красоте человека.

- Ребята, а какими положительными качествами должен обладать каждый по-настоящему красивый человек? (Ребята перечисляют)

Доброта

Расположенность к людям, отзывчивость

Благородство

Порядочность, бескорыстие

Милосердие

Сострадание,  человеколюбие

Честность

Правдивость, добросовестность

Щедрость

Умение делиться с другими

Искренность

Умение разделить с другими горе


Сам поэт обладал этими качествами. Современники отмечали в нем “величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность - то, что входит в понятие “красота  души”. Его стихи очищают и согревают душу читателя.

 

 Рефлексия

Ребята, мы сегодня на уроке вели разговор о красоте души человека.  Добрые и красивые люди умеют видеть хорошие качества в других людях.  Давайте скажем друг другу добрые слова. Начните со слов, обращаясь к своему однокласснику «Ты самый…»

 Урок окончен.

Ребята, учитесь добру, совершайте хорошие поступки и постарайтесь видеть в людях истинную красоту.

 Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, подобрать пословицы, которые подходят стихотворению.

  Подведение итогов урока. Оценивание результатов работы. Выставление оценок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение....

Конспект урока для 9 класса коррекционной школы по теме: "Нахождение нескольких процентов числа"

Урок предназначен для детей с нарушением интеллекта.Назначение данного урока:  познакомить с правилом нахождения нескольких процентов от числа, закрепить умения находить 1 % числа, умения перевод...