Рабочая программа по литературе. 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Черемных Светлана Минаманехровна

Рабочая программа по литературе. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx83.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

                  Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с:

  • -  основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения    (2010 г.) с изменениями и дополнениями;
  • - на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе под редакцией В.Ф. Чертова. Рабочие программы. Предметная линия  учебников (М.: Просвещение,      

2015);

  • -  учебника  из Федерального перечня для общеобразовательных организаций «Литература». В 2-х частях. Под ред. В.Ф.Чертова. 4-ое изд. М., «Просвещение», 2017 г.;
  • - Учебного плана МКОУ Кондинская  СОШ;
  • - Положения о рабочей программе по учебному предмету педагога.

         Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

 -  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

-  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

-  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

-  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 -  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;

-  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

-  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

             Задачей изучения литературы является формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений, но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа, а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.

               Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы:

5 класс (3 часа в неделю) — художественный образ в литературе;

6 класс (3 часа в неделю)  — образ человека в литературном произведении;

7 класс (2 часа в неделю) — сюжет как метафора жизни;

8 класс (2 часа в неделю) — художественный мир; литературные жанры;

9 класс (3 часа в неделю) — художественный мир; направление; композиция.В условиях инклюзивного образования преподавание предмета «Литература»  является очень значимым для обучающихся с ОВЗ. При планировании уроков для них предусматривается как коллективная, так и индивидуальная работа. Используются личностно ориентированные технологии, игровые приемы, работа с карточками, картинами и др. 

Содержание учебного предмета    (5-9 классы)

А

 (обязательные произведения)

В

(обязательные авторы)

С

(литературное явление)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.)[1]

Древнерусская литература–  1-2 произведения на выбор, например:«Поучение» Владимира Мономаха,  «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.)

(6-8 кл.)

Русский фольклор:

сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782)

(8-9 кл.)

Н.М. Карамзин  «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.)

М.В.Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года» и др.(8-9 кл.)

Г.Р.Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.)

И.А. Крылов – 3 басни по выбору, например:  «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др.

(5-6 кл.)

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.)

В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др.

(7-9 кл.)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831)(9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836)

(7-8 кл.).

Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

(5-9 кл.)

А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823),

 «К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829),

 «Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836)  и др. (5-9 кл.)

«Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.)

«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.)

Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др.

(7-9 кл.)

Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др.

(5 кл.)

Поэзия пушкинской эпохи, например:

К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский(2-3 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.)

Стихотворения:  «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

(5-9 кл.)

М.Ю.Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например:

«Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гёте («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.)

Поэмы

 -1-2 по выбору,например: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др.

(8-9 кл.)

Литературные сказки XIX-ХХ века, например:

А.Погорельский, В.Ф.Одоевский, С.Г.Писахов, Б.В.Шергин, А.М.Ремизов, Ю.К.Олеша, Е.В.Клюев  и др.

(1 сказка на выбор, 5 кл.)

Н.В.Гоголь

«Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.)

Н.В.Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например:«Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др.

(5-9 кл.)

Ф.И. Тютчев – Стихотворения:

 «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866).

(5-8 кл.)

А.А. Фет

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887).

(5-8 кл.)

Н.А.Некрасов.

Стихотворения:«Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848),  «Несжатая полоса» (1854).

(5-8 кл.)

Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х),  «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869),  «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др.

(5-8 кл.)

А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857),  «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них –  у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др.

(5-8 кл.)

Н.А.Некрасов

- 1–2 стихотворения по выбору,например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.)

Поэзия 2-й половины XIX в., например:

А.Н.Майков, А.К.Толстой,

Я.П.Полонский и др.

(1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

И.С.Тургенев

- 1 рассказ по выбору, например: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор,  например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор,  например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878),«Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др.

(6-8 кл.)

Н.С.Лесков

- 1 повесть по выбору, например: «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др.

(6-8 кл.)

М.Е.Салтыков-Щедрин

- 2 сказки по выбору, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др.

(7-8 кл.)

Л.Н.Толстой

- 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др.

(5-8 кл.)

А.П.Чехов

- 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др.

(6-8 кл.)

А.А.Блок

- 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др.

(7-9 кл.)

А.А.Ахматова

- 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др.

(7-9 кл.)

Н.С.Гумилев

- 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).

(6-8 кл.)

М.И.Цветаева

- 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915),  из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др.

(6-8 кл.)

О.Э.Мандельштам

- 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др.

(6-9 кл.)

В.В.Маяковский

- 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др.

(7-8 кл.)

С.А.Есенин

- 1 стихотворение по выбору, например:

«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915),  «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др.

(5-6 кл.)

М.А.Булгаков

1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др.

(7-8 кл.)

А.П.Платонов

- 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др.

(6-8 кл.)

М.М.Зощенко

2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др.

(5-7 кл.)

А.Т. Твардовский

1 стихотворение  по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958),  «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору.

(7-8 кл.)

А.И. Солженицын

1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др.

(7-9 кл.)

В.М.Шукшин

1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др.

(7-9 кл.)

Проза конца XIX – начала XX вв.,  например:

М.Горький, А.И.Куприн,

Л.Н.Андреев, И.А.Бунин,

И.С.Шмелев, А.С. Грин

(2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия конца XIX – начала XX вв., например:

К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин,

М.А.Волошин, В.Хлебников и др.

(2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например:

Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий, Д.Хармс,

Н.М.Олейников и др.

(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

Проза о Великой Отечественной войне, например:

М.А.Шолохов, В.Л.Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л.Васильев,  В.В.Быков, В.П.Астафьев и др.

(1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.)

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например:

М.М.Пришвин,

К.Г.Паустовский и др.

(1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.)

Проза о детях, например:

В.Г.Распутин, В.П.Астафьев, Ф.А.Искандер, Ю.И.Коваль,

Ю.П.Казаков, В.В.Голявкин и др.

(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия 2-й половины ХХ в., например:

Н.И. Глазков, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов,А.А. Тарковский, Б.Ш.Окуджава,  В.С.Высоцкий, Ю.П.Мориц, И.А.Бродский, А.С.Кушнер, О.Е.Григорьев и др.

 (3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

Проза русской эмиграции, например:

И.С.Шмелев, В.В.Набоков,

С.Д.Довлатов и др.

(1 произведение – по выбору, 5-9 кл.)

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:

Н.Назаркин, А.Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, М.Аромштам, А.Петрова, С.Седов, С.Востоков , Э.Веркин, М.Аромштам, Н.Евдокимова, Н.Абгарян, М.Петросян, А.Жвалевский и Е.Пастернак, Ая Эн, Д.Вильке и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.)

Литература народов России

Г.Тукай, М.Карим,

К.Кулиев, Р.Гамзатов и др.

(1 произведение по выбору,

5-9 кл.)

Зарубежная литература

Гомер«Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

(6-8 кл.)

Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору)

(9 кл.)

М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)

(7-8 кл.)

Зарубежный фольклорлегенды, баллады, саги, песни

(2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)

В.Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595).

(8-9 кл.)

1–2 сонета по выбору,  например:

№ 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).

(7-8 кл.)

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)

(6-7 кл.)

Д.Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору)

( 6-7 кл.)

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)

(6-7 кл.)

Ж-Б. Мольер Комедии

- 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664),«Мещанин во дворянстве» (1670).

(8-9 кл.)

И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору)

( 9-10 кл.)

Г.Х.АндерсенСказки

- 1 по выбору, например: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843).

(5 кл.)

Дж. Г. Байрон

- 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс  («Какая  радость  заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова),  «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др.

- фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика).

(9 кл.)

Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например:

Ш.Перро, В.Гауф, Э.Т.А. Гофман, Бр.Гримм,

Л.Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Д.Родари, М.Энде, Д.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др.

(2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.)

Зарубежная новеллистика, например:

П.Мериме, Э. По, О`Генри, О.Уайльд, А.К.Дойл, Джером К. Джером, У.Сароян, и др.

(2-3 произведения по выбору, 7-9 кл.)

Зарубежная романистика XIX– ХХ века, например:

А.Дюма, В.Скотт, В.Гюго, Ч.Диккенс, М.Рид, Ж.Верн, Г.Уэллс, Э.М.Ремарк  и др.

(1-2 романа по выбору, 7-9 кл)

Зарубежная проза о детях и подростках, например:

М.Твен, Ф.Х.Бёрнетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак,  Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер,  К.Патерсон, Б.Кауфман, Ф.Бёрнетт и др.

(2 произведения по выбору,

5-9 кл.)

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например:

Р.Киплинг, Дж.Лондон,

Э.Сетон-Томпсон, Д.Дарелл и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.)

Современные зарубежная проза, например:

А. Тор, Д. Пеннак, У.Старк, К. ДиКамилло, М.Парр, Г.Шмидт, Д.Гроссман, С.Каста, Э.Файн, Е.Ельчин и др.

(1 произведение по выбору,

5-8 кл.)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ (ФГОС)

Личностные

- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- готовность и способность обучающихся  к саморазвитию и самообразованию;

- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;

-  решение коммуникативных задач.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- самостоятельно планировать выполнение учебной задачи;

- планировать выполнение домашней работы, рационально распределяя время на её выполнение;

- сравнивать полученные результаты с учебной задачей, планом её реализации;

- осуществлять систематический самоконтроль, самооценку деятельности

- вносить изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи;

- повысить уровень приобретённых знаний, умений и навыков,

- успех обучения в целом.

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения своих задач;;

- умение работать с разными источниками информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.), находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;    

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование и развитие компетентности в области использования инфрмационно-коммуникационных технологий.

Предметные

1) В познавательной сфере:

 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, произведений русских писателей XIX—XX веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы;

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его

принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

 2) В ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 • понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

3) В коммуникативной сфере: 

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

4) В эстетической сфере: 

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 Тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Общее

Практические работы

Контрольные работы

1.

Сюжет как метафора жизни

1

2.

Древнерусская литература

1

3.

Классические сюжеты в мировой литературе

5

4.

Русская литература 18 века

5

1

5.

Русская литература 19 века

30

3

1

6.

Русская литература 20 века

19

3

1

7.

Зарубежная литература

8

10.

Итоговый урок

1

ИТОГО

70

7

2

Календарно-тематическое планирование уроков_____литературы___в___7_классе на 2022-2023_учебный год

урока

Раздел

Тема

Кол.

   ч.

Форма проведения

 Дата

Корр.

                        По разделу:

Планируе

мые результа

ты

(предмет

ные)

Контроль

Учебно-методическое обеспечение

1

Сюжет как метафора жизни

 1

Лекция,

беседа

Предметные: иметь представление о сюжете и особенностях его построения.

Учебник

Древне

русская

литература

( 1)

2/1

«Поучение» Владимира Мономаха. Художественный  образ и личность  Владимира Мономаха. Своеобразие  сюжета и композиции «Поучение».

 1

Работа с книгой,

беседа.

Предметные: иметь представление о личности Владимира Мономаха,  знать о своеобразии сюжета и композиции «Поучения».

Классичес

кие сюжеты в мировой литературе. (4)

3/1

М. де Сервантес. Роман «Дон Кихот»(фрагменты). «Вечный» сюжет. Дон Кихот как «вечный» образ.

1

Лекция с элементами беседы.

Предметные: знать о фактах биографии и творчества  М. де Сервантеса, У. Шекспира.

Знать  социальную, философскую, нравственную проблематику романа «Дон Кихот».

Знать  основной  конфликт,

образы  трагедия «Ромео и Джульетта».

4/2

 Социальная, философская, нравственная проблематика романа.

Конфликт иллюзии  и реальной действительности.

1

Комментированное чтение

5/3

.

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Вечная тема любви и трагедии.  Основной  конфликт. Тема судьбы.

1

Работа с книгой,

беседа.

6/4

Образы  Ромео и Джульетты   как  «вечные образы». Смысл  финала трагедии.

1

Беседа,

работа с книгой.

Русская литература 18 века. (4+1)

Предметные: иметь  представление об  особенностях конфликта  и его  реализации в сюжете  комедии «Недоросль».

Сочинение

Учебник,

ресурсы интернета.

7/1

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». История создания комедии. Социальная и нравственная проблематика.

1

Презентации,работа с книгой.

8/2

Положительные  герои комедии  и их  конфликт  с миром Простаковых и Скотининых.

1

Чтение по ролям.

9/3

Проблема  воспитания, образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Смысл  финала комедии.

1

Работа с книгой,

беседа

10/4

Р.Р. Практикум.  Характеристика конфликта  и способов  его разрешения в литературном произведении.

1

Работа с книгой,

беседа.

11/5

Р.Р.Практикум. Сочинение (аудиторное№1). Особенности  конфликта комедии и его

реализация в сюжете.

1

Сочинение

Русская литература 19  века

25+3

А.С. Пушкин.

4

Предметные: понимать и формулировать  тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Знать сюжет, героев

повести «Станционный  смотритель».

Иметь представление о

теме «маленького человека» в русской литературе.

Тесты на знание содержания

Учебник,

ресурсы интернета.

12/1

А.С. Пушкин.

Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «Узник»,  «Анчар».Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы  свободы и плена, добра и зла. Символические образы .

1

Лекция  с элементами беседы.

Выразительное чтение.

13/2

Повесть  «Станционный  смотритель». Традиционный сюжет  и его  оригинальное переосмысление в повести.

1

Беседа,

комментированное чтение.

14/3

Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе.

1

Беседа,

комментированное чтение.

15/4

Вн.ч. А.С. Пушкин «Метель»

1

Работа с книгой.

Письменная работа.

М.Ю.Лермонтов

3+1

Предметные: Уметь анализировать литературное  произведение: определять  его принадлежность к одному из  литературных родов  и жанров ; понимать и формулировать  тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Знать  особенности  конфликта в «Песне…»,  нравственную проблематику  произведения.

Письменная работа

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации.

16/1

М.Ю.Лермонтов.

Слово о поэте. Стихотворения»Три пальмы», «Тучи».Своеобразие лирического сюжета. Темы свободы и судьбы.

1

Лекция с элементами беседы.

17/2

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого  опричника  и удалого  купца Калашникова».Нравственная проблематика  произведения.

1

Работа с книгой.

Анализ произведения.

18/3

Особенности  конфликта в «Песне…» . Образы купца Калашникова  и опричника Кирибеевича. Образ Ивана Грозного  и тема «неправедной власти».

1

19/4

Р.Р.Практикум. Характеристика  сюжета литературного произведения.

1

Письменная работа.

Н.В.Гоголь.

6+1

Предметные: определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем. Составлять сопоставительную характеристику героев повести. Характеризовать персонаж.

Сочинение.

20/1

 

Н.В.Гоголь.

Слово о писателе. Повесть  «Тарас Бульба» Историческая основа   повести. Картины природы и картины  народной жизни.  

1

Лекция с элементами беседы.

Работа с книгой.

21/2

.

Изображение героического характера, сильных , мужественных  защитников Отечества.

1

Комментированное чтение.

22/3

Прославление  товарищества. Патриотическая тема и  тема предательства  в повести.

1

Работа с книгой,

беседа.

23/4

Образы Остапа и Андрия  и  средства их  создания. Принципы    контраста  в изображении братьев

1

Комментированное чтение.

24/5

Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Конфликт долга и чувства в душах героев.

1

Работа с книгой.

Беседа.

25/6

Роль детали  в раскрытии  характера. Смысл финала повести.

1

Работа с книгой.

26/7

Р.Р. (Сочинение)

Практикум. Анализ эпизода эпического произведения.

(домашнее№1)

1

Сочинение.

И.С. Тургенев.

3

Предметные:уметь видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров; различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях; видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации.

27/1

И.С. Тургенев. Рассказы «Живые мощи»..Биографическая основа рассказа.

Образ русской крестьянки.

1

Лекция с элементами беседы.

28/2

И.С.Тургенев. «Лес и степь». История создания  цикла «Записки охотника».Мастерство пейзажной живописи.

1

Работа с книгой.

29/3

Вн.ч. И.С.Тургенев. «Бежин луг».

1

Работа с книгой. Беседа.

Ф.И. Тютчев

1

Предметные: уметь интерпретировать поэтическое произведение; понимать красоту русского слова в его эстетической функции, определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.

Определять связь литературного произведения с эпохой их написания, выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Анализ стихотворения

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации.

30/1

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения  «Фонтан», «Еще земли  печален вид…»,  «Неохотно и несмело…».

Философская проблематика стихотворений. Природные образы и средства их создания.

1

Лекция с элементами беседы.

Выразительное чтение.

А.А.Фет.

1+1

31/1

А.А.Фет.

Слово о поэте. Стихотворения «Кто поёт, глаза  прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер». Философская проблематика стихотворений. Традиции балладного сюжета.

1

Выразительное чтение.

Анализ лирического произведения.

32/2

Р.Р.Практикум. Пейзаж в эпических и лирических произведениях.

1

Анализ стихотворения.

Н.А.Некрасов.

2

33/1

Н.А.Некрасов. Слово о поэте Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…».

Изображение народных  характеров. Проблема социальной несправедливости.

Образ   русской крестьянки.

1

Выразительное чтение.

Анализ лирического произведения.

34/2

 

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа  сюжета поэмы. Образ русской дворянки.

1

М.Е.Салтыков-Щедрин.

             2

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Читать и комментировать сказку. Отвечать на вопросы. Готовить устные сообщения, характеристики эпизодов. Пересказывать эпизоды текста. Выделять и объяснять роль художественных деталей.

Читать и комментировать сказку. Отвечать на вопросы. Пересказывать эпизоды текста. Выделять в иллюстрациях черты гротескного изображения.

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации

35/1

М.Е.Салтыков-Щедрин.

Слово о писателе. Сказка «Повесть о том , как один  мужик двух генералов прокормил».

Своеобразное художественное  осмысление проблем  российской  действительности.

1

Лекция с элементами беседы.

36/2

Вн.ч. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

1

Комментированное чтение

А.П.Чехов.

3

Предметные: знать об особенностях сюжета и композиции рассказов Чехова.

Определять способы выражения авторской позиции.

Тест,

письменная работа.

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации

37/1

А.П.Чехов.

Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника».

Смысл  названия рассказа. Особенности сюжета и композиции.

1

Лекция с элементами беседы

38/2

Рассказ «Маска».Способы выражения авторской позиции.

1

Комментированное чтение

39/3

Вн. ч. А.П.Чехов. «Налим»

1

Работа с книгой

Русская литература 20 века

16+3

Изображение исторического события  в литературном произведении.

3

40/1

И.С. Шмелев. «Страх». Образ исторического события в литературном произведении.

1

Лекция с элементами беседы

Предметные:

определять связь литературного произведения с эпохой их написания, выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание

Сочинение

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации

41/2

Е.И. Замятин. «Дракон». Герои и прототипы, образ исторического события и прототипическая  ситуация.

1

Беседа.

Комментированное чтение

42/3

А.А.Фадеев. «Разгром»(фрагменты).Соединение вымысла  и правдоподобия. История в восприятии и оценке автора  и его героев.

1

Беседа.

Работа с книгой.

И.А.

Бунин

           1

43/1

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе.

1

Лекция с элементами беседы

А.И.

Куприн.

2+1

44/1

.

А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Особенности сюжета рассказа. Жизнерадостное настроение  и жизнеутверждающее начало в рассказе.

Авторская позиция.

1

Лекция с элементами беседы

45/2

Вн.ч.  А.И.Куприн. Рассказ «Храбрые беглецы».

1

Комментированное чтение

46/3

Р.Р.  Практикум.

Сочинение   о событии, изображённом в художественном произведении.(аудиторное№2);( по сюжету рассказа И.С. Шмелева «Страх»)

1

Сочинение

В.В.Маяковский

1

Знание терминов из теории литературы:  автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Выразительное чтение стихов

Наизусть,

письменная работа.

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации

47/1

 

В.В.Маяковский.Слово о поэте.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Жизнеподобие  и фантастика в произведении.

Словотворчество Маяковского.

1

Лекция с элементами беседы

А.А. Ахматова.

               1

48/1

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…».

Историческая и биографическая основы  стихотворений.

1

Лекция с элементами беседы.

Анализ стихотворений

Н.А.Заболоцкий

1+1

49/1

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения

«Я не ищу гармонии в природе..», «В этой роще березовой…», «Гроза идёт..». Философская проблематика стихотворений.

1

Лекция с элементами беседы.

Анализ стихотворений

50/2

РР. Практикум. Тропы и поэтические фигуры.

1

Практикум

М.А.

Шолохов

5

Предметные: умение анализировать литературное  произведение: определять  его принадлежность к одному из  литературных родов  и жанров ; понимать и формулировать  тему, идею, нравственный пафос литературного произведения , характеризовать  его  героев.

Сочинение

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации

51/1

М.А.Шолохов Слово о  писателе. Рассказ «Судьба человека».Изображение трагедии в военные годы.

1

Лекция с элементами беседы.

52/2

Судьба  народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа.

1

Комментированное чтение

53/3

История Андрея Соколова и Вани  как типичные истории военного времени. Андрей Соколов как цельный характер.

1

Беседа.

Комментированное чтение

54/4

События и биография  героя. Проблема нравственного выбора в рассказе.

1

Беседа.

Комментированное чтение

55/5

Особенности  композиции. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин военной природы

1

Анализ произведения

В.М.

Шукшин.

2+1

56/1

В.М.Шукшин.

Слово о  писателе. Рассказ

«Срезал».

Изображение события  в жизни  героя как  средство  раскрытия  характера.

1

Лекция с элементами беседы.

Давать общую характеристику художественного мира произведения. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции

Рецензия

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации

57/2

Рассказ «Чудики». Своеобразие  шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей.

Мастерство писателя.

1

Беседа.

Комментированное чтение

58/3

Р.Р.Практикум.

Рецензия на самостоятельно прочитанное  литературное

1

Практикум

Зарубежная литература

10

Отвечать на вопросы. Читать новеллу. Делиться собственным впечатлением о прочитанном. Выделять черты новеллы как жанра.

Тесты

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации

Жанр новеллы в зарубежной литературе.

2

59/1

П.Мериме. «Видение Карла ХI».Жанровые признаки новеллы.

1

Лекция с элементами беседы.

60/2

Э.А.По. «Низвержение в Мальстрём». О.Генри. «Дары волхвов». Особая  роль  необычного сюжета.

1

Лекция с элементами беседы.

Сюжет в детективных  произведениях.

3

61/1

М.Леблан. «Солнечный зайчик». А.К.Дойл. «Знак четырех». Особый тип построения сюжета в детективах.

1

Лекция с элементами беседы.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Читать осознанно художественное произведение.

Письменная работа

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации

 62/2

А.К.Дойл. «Знак четырех». Конфликт добра и зла.

1

Комментированное чтение

63/3

Г.К.Честертон. «Лиловый парик». Соединение двух  сюжетных линий в благополучной развязке.

1

Комментированное чтение

Сюжет в фантастических произведениях.

4+1

Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и низменных. 

Рецензия

Учебник,

ресурсы интернета,иллюстрации

64/1

Дж.Р.Р.Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно». Особый тип  построения сюжета в детективах.

1

Лекция с элементами беседы.

65/2

А.А. Азимов «Поющие колокольчик».

Соединение двух сюжетных линий в благополучной развязке.

1

Комментированное чтение

66/3

Р.Шекли

«Страж –птица» (обзор). Сюжет как цепь испытаний.

1

Комментированное чтение

67/4

Р.Р.Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

1

Написание рецензии

68/5

Рекомендации  книг на лето.

1

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

(промежуточная аттестация)

№ урока

Тема

Дата проведения

план

факт

1

11

Творчество Д.Фонвизина (сочинение)

2

19

Практикум. Характеристика  сюжета литературного произведения.

3

26

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

4

32

Анализ стихотворения

5

46

Сочинение о событии изображенном в худ произведении

6

58

Рецензия на самостоятельно прочитанное  литературное.

Творчество В.М.Шукшина.

7

68

Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....