Конспект урока "Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Цели урока:
- Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Теркина.
- Развивать навыки анализа поэтического текста, навыки связной речи, умения обобщать, делать выводы.
- Воспитание патриотических чувств: уважения к героическому прошлому нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_geroika_i_yumor_v_poeme_vasiliy_terkin_._harakteristika_terkina_.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина.
Цели урока:
- Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Теркина.
- Развивать навыки анализа поэтического текста, навыки связной речи, умения обобщать, делать выводы.
- Воспитание патриотических чувств: уважения к героическому прошлому нашего народа.
Оборудование:
- Учебник Литература 8 класс;
- Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
- Презентация к уроку
- Компьютер, проектор
Ход урока
I Орг. момент
Слово учителя о цели урока.
II. Проверка домашнего задания: чтение наизусть отрывка из поэмы «Василий Теркин»
III. Работа по теме.
- Работа над эпиграфом (работа в тетради)
Как вы понимаете смысл этих высказываний?
- Словарная работа (работа в тетради)
Героика – героическое содержание, героическая сторона в чьей-нибудь деятельности, в каких-нибудь событиях.
Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.
- Инд. задания (вопрос №8 учебника)
Прочитай вопрос, сделай вывод: показывая войну, жизнь героя, поэт знакомит читателя с военными буднями. Каковы они?
Фронтальная работа
Анализ главы «О награде».
- Пересказ главы.
- Аналитическая беседа.
- Как построена эта глава?
(2 части: 1 часть – монолог Теркина, 2 – размышления автора о судьбе народа, о единстве малой и большой Родины.)
- Как проявляется здесь стилевое многообразие поэмы?
(Юмор сочетается с героикой)
- Что нового мы узнали о Теркине из главы «О награде».
(В кругу товарищей-фронтовиков полушутя – полусерьезно Теркин, вспоминая о доме, о детстве, мечтает о том, как после победы вернется в родные места. Бывалый воин, он понимает, что достоин награды, но скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль ему нужна лишь для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. Он мечтает о любви, о женском внимании. С тонким юмором представляет свое возвращение домой. С достоинство и даже гордостью он будет держаться с односельчанами. И кто осудит его за маленькое и даже невинное хвастовство. Простым, человечным, жизнерадостным выглядит Теркин в этой сцене.)
- Что общего у автора и Теркина?
(Теркин из тех же мест, что и автор, оба любят родину.)
- Что значит слово Родина для них?
(Родина не только памятные с детства родимые места, но и вся Россия, дорогая до святости.)
Задание. Найдите в главе строки, которые являются рефреном произведения. Как вы думаете, почему именно такой рефрен включен Твардовским в поэму?
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы
Ради жизни на земле.
(Повтор их не случаен. В этих строках заключена очень важная мысль, в которой выражается авторская оценка событий: судьба каждого человека, судьба его города, поселка, деревни, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа.)
Работа в группах
Анализ главы «Гармонь». (1 группа)
- Пересказ.
- Аналитическая беседа.
- Какой эпизод лег в основу главы?
В центре ее один из военных эпизодов: случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя, танкистами на фронтовой дороге. Казалось бы, ничего значительного. И тем не менее, этот эпизод надолго останется в нашей памяти.
- Каким предстал Теркин перед нами в этой главе?
(В герое проявились природная тонкость, деликатность, тактичность, он – талантливая личность. Теркин напоминает нам деревенского гармониста.)
- Прочитаете диалог Василия Теркина с двумя танкистами, хранящими память о своем погибшем друге.
- На какие качества характера Теркина обращает Твардовский внимание читателя?
(Душевный такт, чуткость, деликатность, он готов помочь товарищам поднять их настроение. Не обижая танкистов, не тревожа светлую память погибшего, скорбя вместе с ними, Теркин добивается все же, чтобы танкисты взглянули на мир иными глазами.)
- Какую оценку игре Теркина дают танкисты? Как вы понимаете слово «мастак»?
(Музыка развеяла угрюмую суровость двух танкистов, разбудила воспоминания. И внезапно образ Теркина – гармониста в их сознании совпал с образом солдата, которого они когда-то раненого доставляли в санбат. Теркин достоин славы их командира; поэтому высоко оценив игру гармониста, они дарят ему памятную реликвию. Мастак – разговорное слово. Это искусный и опытный в каком-нибудь деле человек.)
Анализ главы «Два солдата». (2 группа)
- Пересказ.
- Беседа:
- Какие стороны, характера Василия Теркина раскрываются в главе?
- В чем смысл сопоставления солдат двух поколений – старика-хозяина и Василия Теркина?
- Чем близка глава «два бойца» к народной сказке?
- Прочитайте заключительные строки главы. Почему поэт рифмует слово «Россия» с простым именем Василий?
Анализ главы «Кто стрелял?» (3 группа)
- Пересказ.
- Аналитическая беседа.
- Как построена глава?
- Какой прием использует А.Т. Твардовский для выражения авторской позиции?
Задание. Найдите в тексте главы контрастные образы.
Скопы – пашня;
Фронт, война – дивный вечер;
Жаркое, знойное лето – смертельный зной жаркой битвы;
Звук жука – звук вражеского самолета;
Жизнь – смерть.
- Что нового о Теркине вы узнали из этой главы?
- В чем смысл сопоставления Василия Теркина с его молодыми и, видимо, еще не обстрелянными товарищами?
IV. Обобщение.
-Сделайте выводы по теме урока.
- Как героика и юмор переплетаются в образе главного героя?
(сформулированный вывод записать в тетрадь)
-Какое значение имеет поэма сегодня?
V. Рефлексия
- Как оцениваете свою деятельность на уроке?
- О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять?
- Почему вы считаете это значимым?
VI. Домашнее задание:
- Прочитать главу «От автора»;
- Ответить на вопросы учебника стр 199-200 (№12,№13,№15)
- Подготовить характеристику В. Тёркина (устно)
- Выполнить проект на тему: «Какой бы памятник Вы поставили В. Тёркину» (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок: А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.
Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта....
Тестовые задания по поэме « Василий Теркин».
Проверочная работа на знание содержания поэмы "Василий Тёркин" А. Твардовского...
Поэма"Василий Теркин" А.Т.Твардовского и русская народная сказка
Раскрытие глубокой связи между поэмой и русской народной сказкой....
Презентация к методической разработке "Поэма"Василий Теркин" А.Т.Твардовского и русская народная сказка"
Раскрытие глубокой связи между поэмой и русской народной сказкой....
Конспект урока : «А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».
Урок по жизни и творчеству А.Т.Твардовского был проведен в 7 классе по программе Г.С.Меркина. В основу урока легли краеведческие материалы....
конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин"
Конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин" Цель урока - показать роль поэмы в годы ВОВ...
Конспект урока по литературе на тему: "Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»."
Данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т. Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и восп...