Презентация "Двойники и антиподы Раскольникова. "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский"
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Данная презентация поможет обучающимся проанализировать героев произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoyniki_i_antipody_rodiona_raskolnikova.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многие литературоведы отмечают, что Федор Михайлович Достоевский в центр своих произведений ставит идею и персонажа-носителя этой идеи. Так, не стал исключением и роман «Преступление и наказание», в котором главную роль играет молодой человек, Родион Раскольников , носитель «наполеоновской» теории. Суть этого учения заключается в том, что есть люди, которые для достижения своей цели могут переступить абсолютно через все нормы и законы, принятые в обществе.
Писатель показывает все этапы развития этой концепции: от ее зарождения до крушения. И вся система персонажей романа подобрана таким образом, чтобы явнее показать эту самую мысль Раскольникова. Именно поэтому остальные герои романа тем или иным образом соотнесены с Родионом, носителем основной идеи романа. Соответственно, Достоевский использует единственный логичный в таком случае прием композиции – введение двойников и антиподов.
Героями, дублирующими Раскольникова, являются Свидригайлов и Лужин . Первый показывает читателю, что идея Родиона в конечном итоге приводит к духовной гибели, к вымиранию нравственного наполнения человеческой личности. А второй образ служит для того, чтобы продемонстрировать интеллектуальное снижение его замыслов.
Лужин – мелкий предприниматель, который с помощью богатства хочет добиться положения в обществе, стать хозяином жизни. Как это схоже с Родионом, нищим студентом, у которого одно-единственное стремление – возвыситься над своим социальным статусом.
Таким образом, эти два героя-двойника совпадают в своем желании выйти за рамки того положения в обществе, которое было им изначально предопределено. Раскольников в достижении этой цели разрешает себе убить старуху-процентщицу, а Лужин – погубить Соню. У обоих в корне неверный посыл – они считают себя лучше других людей, и в частности тех, которых выбирают своей жертвой. Стоит сделать только небольшую оговорку относительно того, что методы, которые выбирает Лужин, намного пошлее.
Антиподом же Родиона в романе выступает его сестра Дуня . Она не считает себя выше брата, даже скорее наоборот, превозносит его над собой. И Раскольников, конечно, не может этого не замечать. Но жертву сестры он категорически отвергает.
Противоположностями являются Родион и Дуня и в плане отношения к другим людям. Девушка и Свидригайлова , морально опустившегося человека, не ставит ниже себя, она видит в нем такую же личность. Чего совершенно нельзя сказать о Раскольникове.
Еще одним антиподом является и Соня Мармеладова , которая осознает греховность своих поступков, но совершает это ради своих маленьких братьев и сестер. Она оправдывает и жалеет абсолютно всех, в этой девушке заключено светлое начало. Соня своим отношением к жизни рушит теорию Раскольникова. Для нее он, подняв топор на старушку, убил не пожилую женщину, убил самого себя.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обломов и Штольц. Антиподы? Двойники?
Конспект урокалитературы в 10 классе с презентацией и раздаточным материалом...
Двойники и антиподы Раскольникова
презентация по литературе...
ТРКМ. Смысловое чтение. Информационно-коммуникативная технология. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Двойники и антиподы Раскольникова.
Урок литературы в 10 классе....
Двойники и антиподы Родиона Раскольникова
Учебная презентация к уроку литературы в 10 классе. Цель - выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя...
Статья "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Нравственный поединок двух антиподов."
Цели:- дать понятие о том, как Лермонтов смог показать историзм и своеобразие характера героя через знакомство с историческим материалом о правлении Ивана Грозного;- обучать умению давать характеристи...