Статья "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Нравственный поединок двух антиподов."
статья по литературе (7 класс)
Цели:
- дать понятие о том, как Лермонтов смог показать историзм и своеобразие характера героя через знакомство с историческим материалом о правлении Ивана Грозного;
- обучать умению давать характеристику героям и мотивировать свое мнение о них, понимать их нравственный мир;
- показать связь литературного произведения с фольклорными жанрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_._lermontov.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.
Нравственный поединок двух антиподов.
«Если захочу вдаться в поэзию народную,
то, верно нигде больше не буду искать,
как в русских песнях».
М. Ю. Лермонтов
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» поднимает тему чести и достоинства. Данная проблема была одной из самых распространённых в русской литературе. Особенно ярко она проявился в творчестве писателей XIX века. Произведение описывает события, когда власть Ивана Грозного была неограниченной.
После окончания гвардейской Школы писатель отправляется в Царское Село. Там он начинает работу над поэмой. У Лермонтова формируется своя точка зрения насчет событий, происходящих в России. Он признает неоспоримые достоинства своего народа, а в его бедах винит власть, которая не в состоянии справедливо вершить суд. К тому времени поэт и сам пострадал от тяжелой руки царя: попал в ссылку за стихотворение, посвященное смерти Пушкина.
Изначально поэма «Песнь про купца Калашникова» была издана анонимно в 1838 году, в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году произведение вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».
В заглавии отражены только три героя, самый настоящий из них купец Калашников, потому что он идет на смерть, защищая честь жены, семьи в поединке с царским опричником. Герои расположены в заглавии в соответствии с иерархией.
М. Ю. Лермонтов высоко ценил устное народное творчество. Близость произведения к фольклорным сказаниям («добрый молодец», «сыра земля» и проч.) указывает на то, что оно написано в направлении романтизма. Также очевидны и другие компоненты этого литературного движения: конфликт личности с обществом и трагический финал. Народная песня передается из поколения в поколение, она всегда правдива, так как изображаемые события и отношение к героям показывается с позиций народа. Содержание посвящено конкретным историческим событиям или реальным лицам русской истории в народно-поэтической обработке. В исторической песне живёт само время, их породившее, реальный человек.
Поэмы пишутся стихами и воспевают героические деяния. В поэме отражён 16 век, время деспотичного правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.
Он объявил наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. Опричные земли царь роздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью.
По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением.
Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.
Калашников и Кирибеевич – центральные герои произведения. Степан Калашников – исключительно положительный герой, в то время, как Кирибеевича сам автор считает отрицательным героем. Не случайно Лермонтов не называет Кирибеевича по имени, а лишь иногда использует выражение «басурманский сын». Степан Парамонович является примерным семьянином, любит жену и заботится о детях. Кирибеевич не женат, но мечтает об Алене Дмитриевне, жене Калашникова. Он позорит женщину перед людьми, совершенно не задумываясь о последствиях.
Камнем преткновения станет молодая жена-красавица купца Калашникова, Алена Дмитриевна, на которую положил глаз любимый опричник Ивана IV, Киребеевич. Потакая собственной слабости, «буйный молодец» подкарауливает Алену Дмитриевну после вечерней службы и прямо перед соседями признается ей в своих чувствах, тем самым позоря ее на всю Москву. В свою очередь героиня не поддается уговорам царского слуги, не берет его драгоценности: ведь она в «церкви божией перевенчана» с молодым купцом. Покорная, полная любви и почтения к Степану Парамоновичу женщина просит у супруга защиты, умоляет не дать ее «злым охульникам в поругание». В этот момент раскрывается классический характер русского героя, настоящего мужчины, для которого «закон Божий» и честь семьи превыше всего. Калашников, возмутясь поступком Киребеевича, посягнувшего на самой святое, на семью, понимая, что «не вынести сердцу молодецкому» такой обиды, вызывает опричника на честный кулачный бой.
Для более яркого раскрытия данной проблемы, важно рассматривать не сам процесс поединка, а поведение героев перед боем и после него. Вот Киребеевич, человек бесчестный, вольготно расхаживает по полю, кидает ядовитые реплики:
А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду, племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться.
Подобная дерзость и самоуверенность несомненно отталкивает. Тут автор играет на контрасте, вводя после выходок опричника описание того, как достойно и благородно себя ведет Степан Парамонович перед схваткой:
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.
Сразу видна уверенность купца: «очи его соколины» отражают в себе всю крепкую волю, богатырскую силу и бесстрашие мужчины, который готов на смерть пойти, чтобы защитить не только честь своей семьи, но и «святую правду-матушку», закон христианский.
Взяв верх над Киребеевичем, он побеждает не только обидчика, но и отстаивает свое честное имя. Герой верен себе и даже после смерти опричника не говорит царю об истинной причине конфликта: ведь это может опорочить доброе имя супруги:
Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
Купец не боится ни царского гнева, ни плахи, но в последние минуты жизни он просит государя позаботиться о его семье:
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову,
Да двух братьев моих своей милостью…»
Таким образом, оба героя умирают, но если смерть Киребеевича была расплатой за его бесчестие, то Калашников, человек чести, хотя и погибает, но все ровно остается отважным победителем, постоявшим не только за своих родных, но и за весь русский народ, за святую правду, за «закон Божий». В поэме простой человек – купец Калашников выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
В презентации к уроку предложена сравнительная характеристика героев произведения....
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».
Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного...
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)
Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...
Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.
Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...
Опыт проведения мастерской по поэме М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Описан опыт проведения мастерской по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"...
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Идейно-художественное своеобразие поэмы.
Конспект урока по литературному чтению...