Литература периода Великой Отечественной войны
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Литература периода Великой Отечественной войны
Учитель. Слайд1. Сейчас вы слышите песню времен Великой Отечественной войны, на доске – портреты писателей- фронтовиков. Думаю, вы можете определить тему урока
Ученики. Литература периода Великой Отечественной войны
Учитель. Запишите тему урока в тетрадях. Определим учебные задачи урока.
Учащиеся. Задачи урока: расширить знания о писателях- фронтовиках;
выявить, какой была проза, поэзия, драматургия в годы войны;
определим особенности литературы военного времени
Учитель. Слайд 2. В процессе урока вы должны заполнить таблицу «Литература военного времени», указать поэтов, писателей , их произведения, выявить особенности поэзии, прозы, драматургии военного времени
Дома подготовите устное выступление по теме урока , используя записи в тетради Если у кого-то родятся стихи, тот напишет стихи, кому захочется создать иллюстрацию,выполните это задание. Ответ должен быть проиллюстрирован чтением стихов, пересказом фрагментов произведений.
| Поэзия | Проза | Драматургия |
Поэты, писатели, их произведения |
|
|
|
Особенности литературы |
|
|
|
Прочитайте эпиграф к уроку.(Слайд3) Как вы думаете, почему эти слова ленинградского поэта Игоря Мэя взяты в качестве эпиграфа :
В часы испытаний
И в дни печали,
Грудью вставая за землю свою,
Музы солдатские не замолчали!
Музы шагали
С народом в строю.
Учащиеся.Произведения писателей звали народ на защиту Родины.
Учитель. Древнее изречение гласит: «Когда говорят пушки- музы молчат», но наши музы не молчали, они вели в бой, становились оружием против фашистов, они звали народ на защиту Родины.Из заявлений писателей Ленинграда начала июля 1941 года: «Настал момент, когда наряду с пером в наших руках должна быть винтовка, а наше место – в строю, плечом к плечу с рядовыми бойцами. Мы приносим священную боевую клятву мужественно. Не щадя жизни, выполнить долг, который возлагает на нас грозный час, переживаемый Родиной» .Писатели с первых дней войны , надев солдатские шинели, ушли на фронт. Они были солдатами и офицерами, политработниками и корреспондентами фронтовых газет.Военными корреспондентами стали Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Андрей Платонов, Константин Симонов, Борис Горбатов., Борис Полевой , Сергей Михалков и многие другие.Более 300 литераторов не вернулось с полей сражений. Среди них Аркадий Гайдар, Муса Джалиль.(Слайды4-8)
(Слайд 9) Фронтовая муза началась с песни. Двадцать второго июня 1941 года началась война, а уже 24 июня ,на 3 день войны, в газетах «Известия», «Красная звезда» были опубликованы стихи Лебедева- Кумача «Священная война» ( Чтение или песня) В тот же день композитор Александров написал музыку. «Священная война»была впервые исполнена группой ансамбля Краснознамённой песни и пляски 27 июня 1941 года на Белорусском вокзале. Залы ожидания, перрон и привокзальная площадь были наполнены народом. Здесь были бойцы и командиры, отъезжающие на фронт, провожающие их дети и женщины…Кругом стоял шум. Но вот участники ансамбля поднялись на сколоченные наскоро подмостки, дирижёр взмахнул палочкой, и грянула музыка Тотчас установилась тишина. Прозвучал последний аккорд, зал не шелохнулся. И только затем раздался взрыв рукоплесканий. Как думаете, в чём сила этого произведения?
Учащиеся.Люди почувствовали, что это особая песня, это торжественный гимн, зовущий к борьбе к победе.
Учитель.Какие художественные средства передают призывность песни?
Учащиеся.Побудительные предложения, обращения,глаголы повелительного наклонения
Учитель. «Священная война стала голосом сражающего народа, она отражала порыв народа встать на смертный бой с фашизмом. Вслед за «Священной войной» появляется «Песня смелых» А. Суркова и сердечная, задушевная песня М. Исаковского «До свидания, города и хаты». Особенно любимы были песни М. Исаковского : «В прифронтовом лесу», «Огонёк», «Лучше нету того цвету…», «Услышь меня, хорошая…»Песню «Тёмная ночь»
( слова Агатова, музыка Богословского) пели в окопах, землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «»Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь…» И над детскими кроватками её тоже пели, потому что эта песня помогала ждать.( Звучит песня «Тёмная ночь»)
В первую военную зиму на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение
К. Симонова «Жди меня». (Слайд10)Интересна судьба этого стихотворения. Как только оно появилось, его сразу же переписали в свои блокноты тысячи фронтовиков. Послушайте это стихотворение и подумайте , почему оно так полюбилось бойцам?
Один из учащихся читает стихотворение.
Учитель.Как думаете , почему это стихотворение полюбилось бойцам?
Учащиеся.Оно отражает мысли бойцов, в нём говорится о том, чем жили, о чём думали на фронте. Оно было близко каждому. Сердце каждого заполняет мысль : «Жди меня», в стихотворении Симонов показывает силу умения ждать. Умение ждать- это душевный подвиг.
Учитель.А как вы оцените средства выразительности этого стихотворения?
Учащиеся.Речь скупа, и ритм однообразен. Анафора , однородные члены подчеркивают глубину чувств автора, усиливают проникновенность
Учитель.Константин Симонов, глядя на то, как стихотворение было принято, вспоминал: «И я понял, что это произошло не потому, что стихотворение было каким-то особенно хорошим, а потому, что самой задушевной мыслью людей была мысль о том, что их ждут, что их должны ждать и что ожидание смягчает для них тяготы войны. А подчас и спасает их..»
Говоря о литературе военных лет , мы не имеем права не вспомнить татарского поэта Мусу Джалиля. Хотелось, чтобы вы раскрыли жизненный и литературный подвиг Мусы Джалиля ( Слайд11-13)
Сообщение учащегося.Когда началась война, Муса Джалиль пришёл в военкомат и заявил о своём желании идти добровольцем в армию. Он был назначен корреспондентом газеты «Отвага» . Муса вспоминал: «5 дней недели бываю на передовой и 2 дня в редакции отрабатываю материалы. За день прохожу 25-30 километров». 22 июня 1942 года на передовой поэт был ранен, попал в плен, находился в лагере. Фашисты хотели создать боевые части из числа военнопленных и бросить их против русских солдат. Джалиль решил : «Долг патриота- воспользоваться сложившейся ситуацией для борьбы с гитлеровцами»,- и он вступил в эту преступную организацию, но вёл подпольную работу. Его все звали орлом, это было его подпольное имя. Деятельность подпольной организации была раскрыта за 4 дня до восстания. В организации был предатель. Мусу арестовали. Стихотворения Мусы Джалиля, написанные в заточении, получили название «Моабитского цикла» или «Моабитских тетрадей». Они вбирают всю жизнь поэта. Здесь и стихи о настоящем, прошлом, будущем, о своей жизни
После смерти М. Джалиля в 1945 году в Моабитской тюрьме в Берлине случайно нашли листок с записью поэта.Моабитские тетради приносили и после войны в Союз писателей. В 1956 году Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского союза.
Чтение стихотворения «Варварство»и его анализ.
Учитель.Все ведущие жанры поэзии имели место в литературе военных лет:и лирические стихотворения, и стихотворная сатира,и поэмы. Сатира была широко представлена в «Окнах ТАСС». Над текстами «Окон ТАСС» трудился Демьян Бедный,
С. Маршак , С . Михалков .Д. Бедный создавал басни «По гостю-встреча»,
«Обиженный вор», Маршак пишет сказки,притчи , каламбуры, эпиграммы
Чтение
Годы войны были временем раздумий о жизни, о Родине, о человеке.Замыслы поэтов требовали большой формы. Тяжелейшие годы войны, казалось бы не располагали к работе над крупными произведениями, но в военные годы появилось много талантливых поэм. Какие поэмы вам известны? ( Слайд 14)
Учащиеся.«Василий Тёркин» Твардовского, «Сын артиллериста »К. Симонова.
О. Берггольц создаёт «Ленинградскую поэму», «»Февральский дневник», Антокольский – поэму «Сын», М. Светлов -поэму «Лиза Чайкина»,Маргарита Алигер - поэму «Зоя»
Учитель.Героическому подвигу Зои Космодемьянской, московской школьницы, ставшей партизанкой , посвящена поэма М. Алигер «Зоя» (1942) Вспомните, какой подвиг совершила Зоя Космодемьянская?( Слайд15)
Учащиеся.Подожгла конюшню , где были лошади немцев.
Учитель.Вы послушаете фрагмент из этой поэмы. Хотелось бы услышать,какой отклик вызвал эпизод из поэмы в вашей душе?
Учащиеся читают фрагменты из поэмы
Учитель.Какой отклик вызвал эпизод из поэмы в вашей душе?
Учащиеся.Стихотворение передаёт чувства героини за несколько минут до смерти. Как тяжела дорога к виселице, к столбу! Сколько мыслей возникло у героини? Думает о жизни, о смерти, о том, что жизнь будет продолжаться, о Москве, о маме, о Родине.О самом дорогом…Мысли прерываются. Стихотворение эмоционально. Много многоточий , восклицательных и вопросительных предложений.
Стихотворение включает предсмертную речь героини. Героиня умирает с мыслями о Родине. Она призывает убивать фашистов, вселяет веру в победу. Героиня выражает ненависть к фашистам
Какую роль в эпизоде из поэмы играет пейзаж?
Зимний пейзаж, светлая дорога, снег подчёркивают чистоту духовного мира героини, её правильную судьбу
Учитель.Запишите в таблице об особенностях поэзии военного времени.
Учащиеся.Публицистичность, призывность, лиризм
Учитель.В годы войны на первый план выдвинулись жанры, способные
быстро отреагировать на события. Это прежде всего лирическое стихотворение.
Но и писатели –прозаики не хотели оставаться в стороне.( Слайд16)
Сообщение. На первых порах ведущее место занимала публицистика. На
страницах газет и журналов печатались статьи, очерки, рассказы Алексея
Толстого, Бориса Горбатова, Александра Фадеева, Леонида Соболева, К.
Симонова. 27июня 1941 года в газете «Правда» была напечатана первая статья А. Толстого «Что мы защищаем», в которой был воссоздан образ Родины за тысячелетия, характер русского человека, способного отрешиться от всего привычного и стать нужным в трудный для страны час. Он пишет : «Нужно разбить немецкую армию, дать нашей стране мир, покой, вечную свободу»
В очерке Шолохова «Наука ненависти» показана суровая правда войны. Мы
видим героя в плену. Любовь к Родине, стране помогают ему выстоять ,выжить.
В повести К. Симонова «Дни и ночи» война изображается как каждодневный, упорный труд. Герой ощущал войну, как всеобщую страду человек работает- вот его главное занятие на войне, работает до изнеможения Человек совершает больше, чем он может Сабуров исполняет долг
К концу войны появляются романы Шолохова «Они сражались за Родину», ( на страницах газет стали публиковать в 1943-1944 году главы из романа),Фадеева «Молодая гвардия» и другие.
Учитель.Самостоятельно заполните таблицу . В чём особенность прозы военных лет?
(Документальность , призывность, повседневность)
Что собой представляла драматургия военных лет?
Сообщение. С самого начала войны драматургия встала в один ряд с публицистикой, песней. Драматургия испытала воздействие различных жанров. Страстная публицистичность переплеталась с лиризмом, эпические картины с глубокой психологичностью, бытовые картины – с высокой трагедийностью. Ведущим было героическое начало, в котором раскрылось величие души русского человека. В пьесах Леонида Леонова , К. Симонова , А. Корнейчука и других драматургов правдиво изображены будни военного времени, раскрывались переломы в сознании людей.
В пьесе Л. Леонова «Нашествие»( 1942) главная тема- тема трагических потрясений , горечи невосполнимых утрат , тема преодоления боли, воли к победе.
К Симонов в драме «Русские люди» обращается к внутреннему миру людей. Эта пьеса о людях, стремящихся к победе, лицом к лицу встречающихся со смертью , но просто и буднично исполняющих свой воинский долг. В простых человеческих чувствах , в фронтовой повседневности Симонов искал основы подвига. Главный герой Сафонов мечтателен, мягок и в то же время мужественен, деловит. Глубокое чувство к любимому человеку укрепляет душевные силы разведчицы Вали . побуждают её к подвигу. Сафонов, любя Валю, 3 раза посылает её на боевое
задание , на верную гибель Внутренний мир героев раскрывается через чувства, личные переживания героев. Драматургия близка поэзии.Заполнение таблицы.
Учитель.Сделаем вывод: в чем особенности литературы военного времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект по теме "Литература периода Великой Отечественной войны"
Опорный конспект сжато излагает материал по теме "Литература Великой Отечественной войны". Можно использовать на уроках литературы в 12 классе вечерней школы или 11 классе дневной, при обобщении изуче...
Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы
Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Литература периода Великой Отечественной войны
Роль литературы в годы Великой Отечественной войны очень значительна. Она стала действенным оружием в борьбе с врагом. М.Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателе...
Урок литературы в 10 классе по теме: "Литература периода Великой Отечественной войны"(лекция).
Данный урок направлен не только на получение занний, но и на эмоциональное восприятие собранного материала....
Урок-концерт литературы в 10 классе на тему: "Литература периода Великой Отечественной войны"
Данный урок является логичным продолжением первого урока лекции по данной теме, который обеспечивает эмоцинальное и чувственное восприятие лирики обсуждаемого периода....
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет....