Литература периода Великой Отечественной войны
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе на тему
Роль литературы в годы Великой Отечественной войны очень значительна. Она стала действенным оружием в борьбе с врагом. М.Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателей во время войны: «Была у них одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_perioda_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература периода Великой Отечественной войны.
С первых дней Великой отечественной войны литература вступила в полосу глубоких перемен. Скоротечность и драматичность действий на фронтах определили и новые ритмы писательской работы, требовали немедленного отклика. За короткий срок лучшие литературные силы сосредоточились в армии. Массовое участие писателей всех рангов в боевых действиях, их готовность делить с солдатами все опасности и невзгоды создали неповторимый облик своеобразия публицистики военных лет.
На первом этапе войны основным литературным материалом стал очерк, как более мобильный, экономный и публицистичный среди других жанров. Уже на пятый день войны А.Толстой опубликовал статью "Что мы защищаем"", в которой раскрыл чудовищную программу нацистов: " Фашисты хотят завоевать Европу, Азию, весь мир, - говорит писатель, - провозгласили себя высшей расой. Ради чего льются потоки крови, горят города, истребляются миллионы людей?"
А. Толстой говорит о том, что на советский народ легла великая миссия - освободить мир от коричневой чумы. Раскрывая особенности характера русского человека, его потенциальные героические свойства. статья в целом была пронизана любовью к России. " Это моя Родина, моя родная семья, моё Отечество! И в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе", обращался он к своей Отчизне.
Советские писатели с самого начала войны обратились к публицистике, так как этот жанр давал возможность оперативно отразить происходящие события. В публицистике передавался пафос борьбы, вера народа в победу. Она была наполнена раздумьями и историческими параллелями, сопоставлявшими события войны с выдающимися этапами борьбы русского народа с иноземными захватчиками. Публицистика стала основной формой творчества крупных мастеров художественного слова: М. Шолохова, Л. Леонова, А. Фадеева, Н. Тихонова, И. Эринбурга, Б. Горбатова.
Условия литературного движения 1941-1945гг. требовали оперативности. Почётное место среди других жанров занимал рассказ. Особенностью рассказа было то, что он многими чертами напоминал очерк. В рассказах Н. Тихонова встаёт облик измождённого холодом, голодом, непрерывными боями Ленинграда, предстающего сплошным фронтом, ощетинившейся крепостью, незнающей отдыха ни днём, ни ночью.
Важное место среди произведений войны занимает "Наука ненависти" Шолохова, в которой создан образ непосредственного участника военных событий лейтенанта Герасимова. воплотив в себя русские черты русского народа. Большой известностью пользовались также "Рассказы Ивана Суздарева" А. Толстого, а среди них особенно "Русский характер".
Повести о Великой отечественной войне начали выходить через 2-3 месяца после её начала. К концу 1942 года они исчислялись десятками. а всего за время сражений было опубликовано около полутораста крупных прозаических произведений, в которых многогранно отразились трагизм и величие народного испытания. К героической повести принадлежат "Записки военного корреспондента"С. Исаченко, "По тылам войны" Ю. Слезкина, Значительными произведениями этого времени явились повесть А. Бека "Волоколамское шоссе" о подвиге 28 героев панфиловцев; Ванды Василевской "Радуга", повествующая о жителях небольшого украинского села, захваченного фашистами. В годы войны были созданы главы романа М. Шолохова "Они сражались за Родину", а также пьесы К. Симонова "Русские люди", Л.Леонова "Нашествие", Корнейчука "Фронт".
Наиболее сильно и ярко проявила себя в годы войны поэзия. Литературоведы отмечают, что ни один другой период в истории советского искусства не дал столь бурного, стремительного расцвета разновидности поэмы. В первый же день войны, 22 июня 1941 года была создана "Песня Смелых " Суркова, получившая широкую известность уже на следующий день после публикации. Поэт открыто призывал к стойкости и мужеству:
Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Поэзия, как и вся литература того времени, выполняла воспитательные и воодушевляющие функции, она учила не только стойкости и героизму, но и верности Родине, преданности родной земле, дружбе и товариществу, ненависти к врагу.
А. Сурков считал, что писать надо сурово, прямо, беспощадно, правдиво и о главном - ненависти к врагу и любви к Родине, которую нельзя никому отдать. Стихи в прямой агитационной форме призывающие к уничтожению фашистских убийц, появились с первых дней войны:
"Бей врага"В. Инбер, "Встань, ненависть, тебя поём" А. Прокофьева, " Убей его" К Симонова. Характерным в этом ряду произведением являлось стихотворение А. Суркова " Человек склонился над водой":
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьём он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?
Поэт утверждает, что в сердце воина не должно остаться места благодушию по отношению к врагу.
Но они же воспевали проявление истинного братства и товарищества, даже в самые драматичные и безнадёжные моменты:
Давай-ка, товарищ, вставай, помогу,
Мороз подступает железный.
На голом снегу лежать на боку
Совсем тебе не полезно.
...Ты что? Оставить тебя в лесу?
Да ты, дорогой в уме ли?
Не хочешь идти - на себе донесу,
А нет - дотащу на шинели.(А. Твардовский)
Война оторвала солдата от матери, жены, любимой девушки. Но не думать, не вспоминать и не мечтать о встречи с ними он не мог. И эта тема нашла самое широкое воплощение в лирике тех лет. Наверное ни одно произведение советской эпохи не было переписано от руки столько раз, как стихотворение К. Симонова "Жди меня", которое в тысячах и тысячах рукописных экземплярах шло с линии фронта в тыл и обратно. оно посвящено верности девушки, ожиданию ею любимого человека с войны всем смертям на зло. Автор уверен, что сила любви и верности может спасти человека даже среди огня войны:
Жди меня, и я вернусь.
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Стихотворение Симонова выразило самые сокровенные чувства и самые тонкие лирические переживания миллионов советских людей. их веру в спасительную силу любви. Эта же тема развивается и в стихотворении В. Агатова "Тёмная ночь":
Верю в тебя, дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня
Тёмной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою.
Знаю, встретишь с любовью меня,
Чтоб со мной не случилось.
Как и "Тёмная ночь" В. Агатова, в годы войны популярными песнями стали "В землянке" А. Суркова. "Огонёк", "В лесу прифронтовом", "Ой туманы, вы мои, туманы" М. Исаковского.
Таким образом, литература периода Великой Отечественной войны стала яркой страницей истории русской литературы XX века.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Издание второе. Советский писатель.- М., 1975
2. Литература в годы Великой Отечественной войны. Проза военных лет. Поэзия военных лет. www.otvoyna.ru/proza3.htm
3. Материал взят[в сокращении] из Википедии, статья «Священная война» (песня) и газеты «Антенна»
4. Материал взят со страницы http://www. a-pesni.golosa.info/popular20/a-3veka.htm
5. «Образование Подмосковья. Открытый урок». Ежеквартальный журнал. №2 (8) апрель, 2009. Материалы из журнала.
6. Пьяных М.Ф. «Ради жизни на земле»: Русская поэзия в Великой Отечественной войне. М., 1985.
7. Чалмаев В.А., Зинин С.А.Литература,11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2. – 7-е изд., испр.и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект по теме "Литература периода Великой Отечественной войны"
Опорный конспект сжато излагает материал по теме "Литература Великой Отечественной войны". Можно использовать на уроках литературы в 12 классе вечерней школы или 11 классе дневной, при обобщении изуче...
Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы
Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы в 10 классе по теме: "Литература периода Великой Отечественной войны"(лекция).
Данный урок направлен не только на получение занний, но и на эмоциональное восприятие собранного материала....
Урок-концерт литературы в 10 классе на тему: "Литература периода Великой Отечественной войны"
Данный урок является логичным продолжением первого урока лекции по данной теме, который обеспечивает эмоцинальное и чувственное восприятие лирики обсуждаемого периода....
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет....
Проект «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны»
Проект «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны» выполнен обучающимся 10 класса. Актуальность проекта: изучение особенностей развития литературы периода В...