«Как ветви одного дерева. Судьбы поэтов России и Белоруссии в 20 веке»
методическая разработка по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Прошлое богато историческими событиями. Одни освещены в учебниках, о других сняты фильмы, о третьих написаны книги. Старинное изречение гласит «Когда говорят пушки, умолкают музы». Но в годы Великой Отечественной войны музы не молчали. Они не хотели и не могли молчать, они были нужны бойцам, отправляющимся каждый день на бой, на смерть. Наше поколение никогда не должно забывать те страшные годы, людей, которые подарили нам жизнь...
Сегодняшний урок о русских и белорусских поэтах, пронесших свой талант через жестокие годы войны и оставивших потомкам произведения, в которых отражена вся правда жизни тех лет. Они как ветви стремились сохранить это огромное дерево своей общей на то время Родины, жизни, поднимая боевой дух миллионов солдат. Тема нашего урока: «Как ветви одного дерева». Судьбы поэтов России и Белоруссии в 20 веке». Всех их объединяли талант, жажда жизни, преданность Родине и поэзии. Невольно вспоминаешь стихотворение Симонова «Родина»:
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Русский и белорусский народы всегда считались братскими. Борьба с фашизмом – это общая победа! Поэзия не дает забыть о тех страшных годах. А память, даже самая горькая, поднимает человека над временем. Цель нашего урока: рассмотреть биографические сведения некоторых белорусских и русских поэтов 20 века, писавших о ВОв, увидеть, насколько схожи были их судьбы; познакомиться с некоторыми из их стихотворений и выявить общие темы, идеи, сюжеты, обратиться к их художественному своеобразию. Увидеть ту преемственность общих культурно-исторических ценностей, которая была и есть, между русским и белорусским народами.
Разместим в процессе урока портреты поэтов на ветвях одного дерева – березы – символа Руси. На ваших столах лежат тексты стихотворений, о которых мы будем сегодня с вами говорить, и словарики, к которым будем обращаться в случае возникновения трудностей при определении лексических значений некоторых слов в текстах.
- Послушаем сообщение Виктора о Константине Михайловиче Симонове.
- Люба расскажет нам о Петре Устиновиче Бровке.
- Что общего вы заметили в биографии Симонова и Бровки? (Оба они - поэты и прозаики, в годы войны были военными корреспондентами)
- Газета в годы Великой Отечественной войны отражала не только происходящие события, но ещё стала основным посредником между писателем, поэтом и читателем и стала самым влиятельным практическим организатором литературного процесса. Почти все, что было создано во время войны писателями увидело свет на газетной полосе.
- Чтение одного из стихотворений Бровки подготовила нам Афтахова Анна. Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с изображением березы, я попрошу вас в процессе прослушивания всех стихотворений записывать на её ветвях те ключевые слова, которые раскрывают содержание слова война. Работаем в парах.
- Что такое шлях? Махорка? Расквитаться? (В случае возникновения трудностей обращаются к словарикам).
- Прослушаем стихотворение Симонова. Читает Оле́г Па́влович Табако́в - российский актёр, режиссёр театра и кино, педагог. (Включить презентацию как фон к стихотворению).
- Объясните значение слова кринка (тракт, погосты, околица, просёлок, салопчик, плисовый, пажити)?
- Что общего вы заметили в стихотворении Симонова и Бровки? ( Они имеют общую тему – фронтовые дороги).
- Фронтовые дороги солдат были трудными, тяжелыми. Какие картины создают поэты? (Поэты создают правдивые и мрачные картины — «бесконечные, злые дожди», вдовьи слезы, смерть товарищей, пожарища на русской земле, «дым и едкий, и горький,
Стали рвущейся гром).
- Какие средства художественной выразительности поэты используют в стихотворениях? (Эпитеты («бесконечные, злые дожди», «грозовые года»), анафору, синтаксические параллелизмы и олицетворения («Мы вас подождем!» — говорили нам пажити. «Мы вас подождем!» — говорили леса»; «Смерть на каждом пригорке, Смерть под каждым кустом ),
метафору («Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела»).
- Послушаем биографию Мусы Джалиля. (Выносят портрет).
- Схожи сюжеты стихотворения Мусы Джалиля «Варварство» и баллады Купалы «Девять осиновых кольев».
- Читает стихотворение Вильдейс Евгения.
- Биографию Купалы расскажет нам Полина.
- Чтение баллады Купалы «Девять осиновых кольев» Марией Жигановой.
- Что объединяет сюжеты стихотворений. (Расстрел фашистами мирных).
- Какая картина возникает при чтении обоих стихотворений?
- Какой общей мыслью заканчиваются стихотворения?
- Скажите, чем схожи судьбы поэтов, о которых мы сегодня с вами говорили? И почему их можно сравнить с ветвями одного дерева? (Все они пронесли свой талант через жестокие годы войны и оставили потомкам произведения, в которых отражена вся правда жизни тех лет. Они как ветви стремились сохранить это огромное дерево своей Родины, жизни, поднимая боевой дух миллионов солдат. Всех их объединяли талант, жажда жизни, преданность Родине и поэзии. В их стихах показан весь ужас войны.)
- Какие слова раскрывают содержание слова война, обратите внимание на ваши записи. Какой предстает война в произведениях русских и белорусских авторов? ( Зачитывают. Война – это одна из страшных страниц народа, она ужасна. И белорусские и русские авторы говорят об этом. Много общего мы увидели при сравнительном анализе стихотворений: идеи, темы, сюжеты, использование художественно-выразительных средств. Все народы были объединены общей целью – победить фашизмом).
- Понравился ли вам урок и почему? (Урок помог мне увидеть ту связь, которая существовала и существует между Россией и Белоруссией. Я поняла, что Россия и Белоруссия – это братские народы, которые вместе пережили все тяготы Великой Отечественной войны. Об это нам говорит не только история, но и литература).
- Об особой связи Белоруссии и России мы слышим и в современном творчестве. Например, в песне «Беларусь и Россия».
Пётр Усти́нович Бро́вка — белорусский советский поэт и прозаик. (Прикрепляет портрет поэта на ветке дерева).
Родился 25 июня 1905 года в деревне Путилковичи (ныне Ушачский район, Витебская область, Беларусь) в крестьянской семье . Окончил церковно-приходскую школу в Лепеле.
Работал переписчиком, делопроизводителем, счетоводом, завотделом Окружкома комсомола в Полоцке, ответственным секретарём редакции газеты. Окончил педагогический факультет Белорусского государственного университета .
В 1941—1942 году служил в Рабо́че-крестья́нской Кра́сной а́рмии, работал во фронтовой и партизанской печати. В 1943—1945 годах был ответственным секретарём Союза белорусских писателем. В послевоенные годы работал главным редактором литературного журнала «Полымя», Белорусской советской энциклопедии.
П. У. Бровка умер 24 марта 1980 года в Минске. Похоронен на Восточном кладбище.
Писатель и поэт Константин Михайлович Симонов (Кирилл – его настоящее имя) родился в 1915 году 28 ноября в Петербурге. Его отец был полковником Генерального штаба. Он пропал без вести во время гражданской войны. Мать вышла замуж за военного в 1919 году, семья жила в Рязани. Отчим был бывший полковник царской армии и оказал влияние на Симонова, на его любовь к армии. Будущий поэт и прозаик учился в Рязани, где закончил семилетку, затем семья переехала в Москву. После школы Кирилл Симонов поступил в Литературный институт.
Уже с первых дней Отечественной войны он был на Западном фронте, под Могилёвом, где чуть не попал в окружение. Симонов вернулся в Москву и стал корреспондентом "Красной звезды". Он прошёл до Берлина в качестве писателя и военного корреспондента. Был одним из лучших журналистов. Он присутствовал на подписании акта капитуляции Германии. Победу встретил молодым двадцатилетним юношей. Он был уже знаменит, как поэт, автор известных стихов, как писатель и лауреат Сталинской премии.
- Прослушаем стихотворение Симонова. Читает Оле́г Па́влович Табако́в - российский актёр, режиссёр театра и кино, педагог. (Включить презентацию как фон к стихотворению).
Янка Купала родился 7 июля 1882 года в Белоруссии в семье арендаторов земли.
В детстве будущий поэт много работал с землей, помогал отцу. Часто их семья переезжала с место на место, это повлияло и на образование будущего поэта.
В 1898 году Купала закончил Белорусское народное училище. В 1908-1909 годах живет в Вильне и работает в редакции газеты. В 1909-1913 живет и учиться в Санкт-Петербурге. Работает в публичной библиотеке. Позже, в 1913 возвращается в Вильню и становится главным редактором газеты.
Позже, в 1915 году, из-за приближения фронта, эвакуируется в город Орел. Переезжает в Москву, где учится в Московском городском народном университете им.Шанявского. Но доучиться ему не удалось — в 1916 году в связи с началом Первой мировой войны началась всеобщая мобилизация, призвали в войска и Купалу. Он служил в дорожно-строительном отряде вплоть до Октябрьской революции. Служба проходила в Минске, Полоцке, Смоленске.
Революция застала поэта в Смоленске. После ее окончания он поселился в Минске. Там же он находился во время польской оккупации и жил в белорусской столице вплоть до начала Великой отечественной войны. Работал библиотекарем, редактором журналов.
После начала войны поэт поселяется в небольшом поселке, который находится недалеко от Казани. Но он не остался в стороне от войны, а вел антифашистскую публицистическую деятельность.
28 июня 1942 года поэт приезжает в Москву и селится в одноименной гостинице. И в тот же день погибает. Обстоятельства смерти до сих пор неизвестны. Писатель упал в лестничный пролет между 9 и 10 этажом. Умер мгновенно. Свидетелей происшествия не было. На столе следователи нашли незаконченную балладу Купалы о евреях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Афанасий Фет. Тайна и трагедия судьбы поэта. Презентация.
В презентации представлен материал о жизни и творчестве Фета. За короткой, как вздох, фамилией поэта скрывается тайна его рождения и происхождения, любви и загадочной гибели его возлюбленной, секрет н...
"Нет ни одной персональной судьбы – все судьбы в единую слиты..." Военная лирика В. С. Высоцкого.
учебно - методический материал для проведения мероприятия к Дню победы....
Урок литературы в 11 классе «…Нельзя отречься от родного…» (судьба поэтов-эмигрантов Серебряного века)
Открытый урок в 11 классе в рамках изучения темы «Творческие индивидуальности Серебряного века» представлен в форме литературно-музыкальной композиции. Основная цель урока - донести до учащихся ...
"Корни и ветви " (из родословной великого поэта А.С.Пушкина)
Внеклассное мероприятие, посвященное биографии А.С.Пушкина (составлено генеологическое древо Е.В.Семеновой)...
«Здесь нет ни одной персональной судьбы - Все судьбы в единую слиты….»
Сценарий классного часа...
конспект литературной гостиной "Судьба поэта в судьбе народа. Н.М.Рубцов"
Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству русского поэта второй половины XX века Н.М. Рубцову. Цель мероприятия познакомить ребят с жизнью и творчеством поэта, сформировать интерес и любовь к...