КИМ по литературе
методическая разработка по литературе (5 класс)

Игнатьева Лидия Николаевна

Контрольно-измерительный материал по литературе для 5 класса в конце года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kim_literatura.doc233.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к итоговой работе по литературе в 5-ом классе

    Промежуточная аттестация по литературе в 5 классе проводится в форме теста (4 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней, аналогично тестам ГИА и ЕГЭ, что является пропедевтикой подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах.

Требования к уровню подготовки учащихся

    По окончании 5 класса учащиеся должны знать:

  1. авторов и содержание художественных произведений, входящих в программу;
  2. основные теоретические понятия: сюжет, композиция, род и жанр литературы, тропы и др.

По окончании 5 класса учащиеся должны уметь:

  1. излагать сюжет изученного произведения, объясняя внутренние связи его элементов;
  2. стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, а также самостоятельно их формулировать;
  3. использовать при обсуждении произведений теоретические знания по литературе;
  4. находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении и определять их роль;
  5. отличать стихотворную речь от прозы, пользуясь основными средствами стихосложения.

Комментарии по выполнению заданий и их оценке

 и времени выполнения

    Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части -7 баллов.  На выполнение части А – отводится 5-10 минут.

    Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из 1 – 3 слов). За каждое верное выполненное задание части В начисляется от 1 до 3 баллов, в зависимости от типа задания. Максимальное количество балов – 6.  Примерное выполнение задания 10 минут.

    Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Однако ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно 3-5 предложений.

Критерии оценивания ответа к заданию С1

Балл

1. Содержание  ответа (сочинение)

Работа соответствует теме и заданию.

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания.

1

0

2. Речевое оформление ответа (сочинения)

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения.

Допущена одна логическая ошибка.

Допущено более 1 логической ошибки.

Точность и выразительность речи.

Однообразие грамматического строя речи.

Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи.

2

1

0

2

1

0

3. Грамотность.

Соблюдены орфографические нормы.

Допущена 1 ошибка.

Допущено более 1 ошибки.

Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка).

Допущены 1-2 ошибки.

Допущено более 2 ошибок.

Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет).

Допущены 1-2 ошибки.

Допущено более 2 ошибок.

Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок).

Допущены 1-2 ошибки.

Допущено более 2 ошибок.

2

1

0

2

1

0

2

1

0

2

1

0

Максимальное количество баллов  за часть С

13

Время выполнения части С – 15-20 минут.

    Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 26 баллов, время выполнения – 40 минут.

    Система оценки ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы учащиеся постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной пятибалльной системе.

    80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

    60-80% - оценка «4»;

    40-60% - оценка «3»;

    0-40% - оценка «2».


Ключи к тестам:

Вариант

А-1

А-2

А-3

А-4

А-5

А-6

А-7

В-1

В-2

В-3

1

2

4

2

2

1

1

4

олицетворение,

эпитет

волшебные, бытовые,

о животных

пьеса

2

3

2

2

1

2

1

1

олицетворение,

эпитет

басня

парная, перекрестная, опоясывающая

3

1

1

3

3

1

2

1

олицетворение, метафора

эпос, лирика, драма

сюжет

4

1

1

3

2

1

3

1

эпитет, сравнение

повесть

присказка, зачин, концовка

 


Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс

Вариант 1

Фамилия_______________________Имя______________Класс________

А-1. Кто похитил у Ивана-царевича Василису Премудрую?

  1. Баба-Яга
  2. Кощей Бессмертный
  3. Змей Горыныч
  4. Старший брат

А-2. Кто в басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом»  сказал Свинье, что дерево может засохнуть, если подрывать корни?

  1. Крестьянин
  2. Осёл
  3. Дуб
  4. Ворон

А-3. Отрывком из какого произведения А.С.Пушкина является «У Лукоморья»?

  1. «Сказка о золотом петушке»
  2. «Руслан и Людмила»
  3. «Сказка о мёртво        й царевне и о семи богатырях»
  4. «Сказка о золотой рыбке»

А-4. Кто является рассказчиком в стихотворении М.Ю.Лермотова  «Бородино»?

  1. Генерал
  2. Простой солдат
  3. М.Ю.Лермотов
  4. Родной дядя поэта

А-5. Кем Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Муму» служил у барыни?

  1. Дворником
  2. Конюхом
  3. Садовником
  4. Дворецким

А-6. Что подарила Медной горы Хозяйка Степану в сказе П.П.Бажова ?

  1. Малахитовую шкатулку с украшениями
  2. Бриллианты
  3. Дорогой костюм
  4. Инструменты для работы с камнем

А-7. Как Тому Сойеру, герою романа М.Твена, удалось избавиться от скучной работы по окраске от забора?

  1. Сбежал из дома
  2. Притворился больным
  3. Уговорил покрасить забор негра Джима
  4. Заинтересовал работой своих друзей

В-1. Какие тропы в данном отрывке использует Ф.И.Тютчев ?

        Взбесилась ведьма злая

        И, снегу захватя,

        Пустила, убегая,

        В прекрасное  дитя…

________________________________________________________________

В-2. Перечислите типы народных сказок.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

В-3. Назовите жанр по данному определению: литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

_________________________________________________________________

С-1. В чём заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс

Вариант 2

Фамилия_______________________Имя______________Класс________

А-1. Кто помог Ивану-царевичу найти сундук, где была спрятана смерть Кощея Бессмертного?

  1. Волк
  2. Баба-Яга
  3. Медведь
  4. Орёл

А-2. Кого высмеивает басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом»?

  1. Учёных
  2. Невежд
  3. Свиней
  4. Обжор

А-3. Кто дал отравленное яблоко Царевне из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

  1. Чернавка
  2. Черница
  3. Баба-Яга
  4. Кикимора

А-4. Откликом на какую  годовщину Бородинского сражения стало стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

  1. 25-летие
  2. 20-летие
  3. 15-летие
  4. 5-летие

А-5. Как звали девушку, которую любил Герасим в рассказе И.С.Тургенева «Муму»?

  1. Акулина
  2. Татьяна
  3. Светлана
  4. Ульяна

А-6. Что стало причиной сильного мороза в рассказе К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?

  1. Филька обидел коня
  2. Филька поссорился с друзьями
  3. Филька обидел бабушку
  4. Филька не хотел идти в школу

А-7. Что назвал «негодным мусором» Робинзон, герой Д.Дефо?

  1. Монеты
  2. Документы
  3. Табак
  4. Песок

В-1. Напишите, какой (ие) троп(ы)  использован(ы)  в данном отрывке из стихотворения Ф.И.Тютчева:

        Есть в осени первоначальной

        Короткая, но дивная пора –

        Весь стоит как бы хрустальный,

        И лучезарны вечера…

_______________________________________________________________

В-2. Назовите литературный термин по данному определению:

        краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл

________________________________________________________________

В-3.  Напишите типы рифмовок

________________________________________________________________

________________________________________________________________

С-1. Что дала дружба с Валеком и Марусей герою рассказа В.Г.Короленко «В дурном обществе»?

_________________________________________________________________  

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс

Вариант 3

Фамилия_______________________Имя______________Класс________

А-1. Кто подарил Ивану-царевичу волшебный клубок?

  1. Старичок
  2. Баба-Яга
  3. Старушка
  4. Лисичка

А-2. Какому историческому событию посвящена басня И.А.Крылова «Волк на псарне»?

  1. Отечественная война
  2. Великая Отечественная война
  3.  I Мировая война
  4. Русско-японская война

А-3. Как Елисей оживил царевну в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

  1. Убил злую мачеху
  2. Поцеловал царевну
  3. Разбил хрустальный гроб
  4. Принес живой воды

А-4. Где происходит  действие рассказа Н.В.Гоголя «Заколдованное место»?

  1. В Белорусии?
  2. В Молдавии?
  3. На Украине?
  4. На Кавказе?

А-5. Какое прозвище татары дали Жилину в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

  1. Джигит
  2. Казак
  3. Храбрец
  4. Силач

А-6. Кто подарил Падчерице  из пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» волшебное колечко?

  1. Декабрь
  2. Апрель
  3. Январь
  4. Март

А-7. Какое слова должен был составить Кай в сказе Г.Х.Андресена?

  1. Вечность
  2. Мороз
  3. Королева
  4. Господство

В-1. Назовите троп(ы), которые встретились в данном отрывке стихотворения И.А.Бунина:

        Позабудь, что воет вьюга,

        Позабудь, что ты со мной,

        Вспомни тихий шёпот леса

        И полдневный летний зной…

________________________________________________________________

В-2. Назовите роды литературы

_________________________________________________________________

В-3. По данному определению назовите литературный термин:

        Цепь событий, происходящих в произведении.

_________________________________________________________________

С-1. Какой экзамен выдержал Васютка, герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс

Вариант 4

Фамилия_______________________Имя______________Класс________

А-1. Сколько раз стрелял из лука  Иван-царевич , чтобы найти невесту?

  1. 1 раз
  2. 4 раза
  3. 3 раза
  4. 2 раза

А-2. Басни этого баснописца легли в основу многих басен

  1. Эзоп
  2. И.А.Крылов
  3. Лафонтен
  4. М.В.Ломоносов

А-3. В литературном состязании с кем А.С.Пушкин написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

  1. Н.В.Гоголь
  2. М.Ю.Лермонтов
  3. В.А.Жуковский
  4. В.Л.Пушкин

А-4. Из какого произведения Н.А.Некрасова следущие строки:

         Однажды в студёную зимнюю пору

        Я из лесу вышел; был сильный мороз?

  1. «Мороз, Красный нос»
  2. «Крестьянские дети»
  3. «На Волге»
  4. «Дедушка»

А-5. В финале рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Жилин…

  1. Остается служить на Кавказе
  2. Уходит из армии
  3. Женится на девушке, которую ему выбрала мать
  4. Погибает

А-6. Кто, по мнению Никиты в рассказе А.П.Платонова, жил на солнце?

  1. Бабушка
  2. Отец
  3. Дедушка
  4. Пастух

А-7. Что помогло Кишу, герою Д.Лондона, при охоте на медведя?

  1. Смекалка
  2. Физическая сила
  3. Поддержка старейшин
  4. Умение стрелять

В-1. Какие тропы использованы в данном отрывке из стихотворения А.А.Прокофьева?

        Пруд заглохший весь в зеленой ряске,

        В ней тростник качается, шумит,

        А на берегу, совсем как в сказке,

        Милая Аленушка сидит.

__________________________________________________________________

В-2.  Что называется эпическим произведением средней формы с несколькими сюжетными линиями?

_________________________________________________________________

В-3. Перечислите характерные композиционные элементы народной волшебной  сказки.

_________________________________________________________________

С-1.Что или кто помешали счастью Герасима  из рассказа И.С.Тургенева «Муму»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...