КИМ по литературе
методическая разработка по литературе (5 класс)
Контрольно-измерительный материал по литературе для 5 класса в конце года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_literatura.doc | 233.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к итоговой работе по литературе в 5-ом классе
Промежуточная аттестация по литературе в 5 классе проводится в форме теста (4 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней, аналогично тестам ГИА и ЕГЭ, что является пропедевтикой подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании 5 класса учащиеся должны знать:
- авторов и содержание художественных произведений, входящих в программу;
- основные теоретические понятия: сюжет, композиция, род и жанр литературы, тропы и др.
По окончании 5 класса учащиеся должны уметь:
- излагать сюжет изученного произведения, объясняя внутренние связи его элементов;
- стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, а также самостоятельно их формулировать;
- использовать при обсуждении произведений теоретические знания по литературе;
- находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении и определять их роль;
- отличать стихотворную речь от прозы, пользуясь основными средствами стихосложения.
Комментарии по выполнению заданий и их оценке
и времени выполнения
Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части -7 баллов. На выполнение части А – отводится 5-10 минут.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из 1 – 3 слов). За каждое верное выполненное задание части В начисляется от 1 до 3 баллов, в зависимости от типа задания. Максимальное количество балов – 6. Примерное выполнение задания 10 минут.
Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Однако ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно 3-5 предложений.
Критерии оценивания ответа к заданию С1 | Балл |
1. Содержание ответа (сочинение) Работа соответствует теме и заданию. Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания. | 1 0 |
2. Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения. Допущена одна логическая ошибка. Допущено более 1 логической ошибки. Точность и выразительность речи. Однообразие грамматического строя речи. Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи. | 2 1 0 2 1 0 |
3. Грамотность. Соблюдены орфографические нормы. Допущена 1 ошибка. Допущено более 1 ошибки. Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок). Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. | 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 |
Максимальное количество баллов за часть С | 13 |
Время выполнения части С – 15-20 минут.
Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 26 баллов, время выполнения – 40 минут.
Система оценки ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы учащиеся постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной пятибалльной системе.
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
0-40% - оценка «2».
Ключи к тестам:
Вариант | А-1 | А-2 | А-3 | А-4 | А-5 | А-6 | А-7 | В-1 | В-2 | В-3 |
1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 | олицетворение, эпитет | волшебные, бытовые, о животных | пьеса |
2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | олицетворение, эпитет | басня | парная, перекрестная, опоясывающая |
3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | олицетворение, метафора | эпос, лирика, драма | сюжет |
4 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | эпитет, сравнение | повесть | присказка, зачин, концовка |
Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс
Вариант 1
Фамилия_______________________Имя______________Класс________
А-1. Кто похитил у Ивана-царевича Василису Премудрую?
- Баба-Яга
- Кощей Бессмертный
- Змей Горыныч
- Старший брат
А-2. Кто в басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом» сказал Свинье, что дерево может засохнуть, если подрывать корни?
- Крестьянин
- Осёл
- Дуб
- Ворон
А-3. Отрывком из какого произведения А.С.Пушкина является «У Лукоморья»?
- «Сказка о золотом петушке»
- «Руслан и Людмила»
- «Сказка о мёртво й царевне и о семи богатырях»
- «Сказка о золотой рыбке»
А-4. Кто является рассказчиком в стихотворении М.Ю.Лермотова «Бородино»?
- Генерал
- Простой солдат
- М.Ю.Лермотов
- Родной дядя поэта
А-5. Кем Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Муму» служил у барыни?
- Дворником
- Конюхом
- Садовником
- Дворецким
А-6. Что подарила Медной горы Хозяйка Степану в сказе П.П.Бажова ?
- Малахитовую шкатулку с украшениями
- Бриллианты
- Дорогой костюм
- Инструменты для работы с камнем
А-7. Как Тому Сойеру, герою романа М.Твена, удалось избавиться от скучной работы по окраске от забора?
- Сбежал из дома
- Притворился больным
- Уговорил покрасить забор негра Джима
- Заинтересовал работой своих друзей
В-1. Какие тропы в данном отрывке использует Ф.И.Тютчев ?
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
________________________________________________________________
В-2. Перечислите типы народных сказок.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
В-3. Назовите жанр по данному определению: литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
_________________________________________________________________
С-1. В чём заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс
Вариант 2
Фамилия_______________________Имя______________Класс________
А-1. Кто помог Ивану-царевичу найти сундук, где была спрятана смерть Кощея Бессмертного?
- Волк
- Баба-Яга
- Медведь
- Орёл
А-2. Кого высмеивает басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом»?
- Учёных
- Невежд
- Свиней
- Обжор
А-3. Кто дал отравленное яблоко Царевне из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
- Чернавка
- Черница
- Баба-Яга
- Кикимора
А-4. Откликом на какую годовщину Бородинского сражения стало стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»?
- 25-летие
- 20-летие
- 15-летие
- 5-летие
А-5. Как звали девушку, которую любил Герасим в рассказе И.С.Тургенева «Муму»?
- Акулина
- Татьяна
- Светлана
- Ульяна
А-6. Что стало причиной сильного мороза в рассказе К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?
- Филька обидел коня
- Филька поссорился с друзьями
- Филька обидел бабушку
- Филька не хотел идти в школу
А-7. Что назвал «негодным мусором» Робинзон, герой Д.Дефо?
- Монеты
- Документы
- Табак
- Песок
В-1. Напишите, какой (ие) троп(ы) использован(ы) в данном отрывке из стихотворения Ф.И.Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
_______________________________________________________________
В-2. Назовите литературный термин по данному определению:
краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл
________________________________________________________________
В-3. Напишите типы рифмовок
________________________________________________________________
________________________________________________________________
С-1. Что дала дружба с Валеком и Марусей герою рассказа В.Г.Короленко «В дурном обществе»?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс
Вариант 3
Фамилия_______________________Имя______________Класс________
А-1. Кто подарил Ивану-царевичу волшебный клубок?
- Старичок
- Баба-Яга
- Старушка
- Лисичка
А-2. Какому историческому событию посвящена басня И.А.Крылова «Волк на псарне»?
- Отечественная война
- Великая Отечественная война
- I Мировая война
- Русско-японская война
А-3. Как Елисей оживил царевну в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
- Убил злую мачеху
- Поцеловал царевну
- Разбил хрустальный гроб
- Принес живой воды
А-4. Где происходит действие рассказа Н.В.Гоголя «Заколдованное место»?
- В Белорусии?
- В Молдавии?
- На Украине?
- На Кавказе?
А-5. Какое прозвище татары дали Жилину в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?
- Джигит
- Казак
- Храбрец
- Силач
А-6. Кто подарил Падчерице из пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» волшебное колечко?
- Декабрь
- Апрель
- Январь
- Март
А-7. Какое слова должен был составить Кай в сказе Г.Х.Андресена?
- Вечность
- Мороз
- Королева
- Господство
В-1. Назовите троп(ы), которые встретились в данном отрывке стихотворения И.А.Бунина:
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной…
________________________________________________________________
В-2. Назовите роды литературы
_________________________________________________________________
В-3. По данному определению назовите литературный термин:
Цепь событий, происходящих в произведении.
_________________________________________________________________
С-1. Какой экзамен выдержал Васютка, герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Промежуточная итоговая аттестация по литературе за 5 класс
Вариант 4
Фамилия_______________________Имя______________Класс________
А-1. Сколько раз стрелял из лука Иван-царевич , чтобы найти невесту?
- 1 раз
- 4 раза
- 3 раза
- 2 раза
А-2. Басни этого баснописца легли в основу многих басен
- Эзоп
- И.А.Крылов
- Лафонтен
- М.В.Ломоносов
А-3. В литературном состязании с кем А.С.Пушкин написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
- Н.В.Гоголь
- М.Ю.Лермонтов
- В.А.Жуковский
- В.Л.Пушкин
А-4. Из какого произведения Н.А.Некрасова следущие строки:
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз?
- «Мороз, Красный нос»
- «Крестьянские дети»
- «На Волге»
- «Дедушка»
А-5. В финале рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Жилин…
- Остается служить на Кавказе
- Уходит из армии
- Женится на девушке, которую ему выбрала мать
- Погибает
А-6. Кто, по мнению Никиты в рассказе А.П.Платонова, жил на солнце?
- Бабушка
- Отец
- Дедушка
- Пастух
А-7. Что помогло Кишу, герою Д.Лондона, при охоте на медведя?
- Смекалка
- Физическая сила
- Поддержка старейшин
- Умение стрелять
В-1. Какие тропы использованы в данном отрывке из стихотворения А.А.Прокофьева?
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
__________________________________________________________________
В-2. Что называется эпическим произведением средней формы с несколькими сюжетными линиями?
_________________________________________________________________
В-3. Перечислите характерные композиционные элементы народной волшебной сказки.
_________________________________________________________________
С-1.Что или кто помешали счастью Герасима из рассказа И.С.Тургенева «Муму»?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...