Урок по краеведению Создание рукописного журнала «Озеро Байкал».
классный час по краеведению на тему

Нелюбина Татьяна Николаевна

Урок по краеведению предназначен для учащихся 3-4 классов. Цели урока: воспитание интереса к родному краю, расширить знания об озере Байкал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_kraev._ozero_baykal.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по краеведению

Учащиеся 3 класса

Тема: Создание  рукописного  журнала  «Озеро Байкал».

Цели урока:

1.         составить  и  написать  журнал «Озеро Байкал»;

2.         расширить знания учащихся об озере Байкал;

3.        развивать наблюдательность, творческое воображение, внимание;

4.        воспитывать интерес и любовь к родному краю.

                      Ход  урока.

1.Оргмомент.

2.Сообщение  темы  урока.

Сегодня  на  уроке вы  будете  журналистами  и  примите  участие  в  составлении  и  написании  журнала  «Озеро Байкал». А  к  концу  урока  должны  будете  представить  варианты  литературного  материала.

Когда приходишь к этим берегам,

Мгновенно все невзгоды забываешь

И даль страницу за страницей открываешь,

И шепчешь это слово по слогам.

Такие   строки  написала  Татьяна Ветрова.

3.Подготовительная  работа.

Разделимся  на  группы  журналистов, каждая  группа  будет  отвечать  за  какую-то  определённую  страничку.

1-я  страничка «Истории  из  прошлого»

Богат  событиями  и  легендами  наш  Северобайкальский край. Эта  страничка  поможет  нам  узнать  свой  родной  край, какие  тайны  он  хранит.

Ребята, а вы знаете легенду о Байкале-отце, об Ангаре – дочери и  Енисее юноше.

На всякий случай мы вам напомним.

Легенда

"В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на свете. Днём она светла -- светлее неба, ночью темна -- темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили: "Разве можно светлое чернить?" Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело небо от горя, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: "Отец, я умираю от жажды. Прости меня и дай хоть одну капельку воды!" Байкал гневно крикнул: "Я могу дать только свои слёзы!" тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается, сорвёт Шаман-камень, вода хлынет и зальёт всю землю.

Ребята, зная  характер  озера, его  привычки, особенности, вы  сможете  написать об  этом  удивительном  озере .

Красочные  выражения, которые  можно  использовать  при

работе.

  усыпано островами

  норовистый  характер

   зеркальная  гладь

   серебристая  водная  гладь

 изрезанные  заливами  берега                                                                                     - С  кем  можно  сравнить  озеро?

   

       2-я  страничка «Поэтическая».

Перед  вами  иллюстрация  озера  Байкал.

Что  вы  знаете  об  этом  озере?

Сейчас  небольшая  разминка. Игра «Подбери  рифму».

                     Поедем  в  город на Байкале

                       Люди  край  родной  любили….

                Над  озёрной  глубиной….

Итак, чтобы  написать  стихотворение,  что  нужно  знать?

А  как  поэты  описывают  озёра?

К  озеру  Байкал подходят  красочные  выражения,  которые  уже  есть  на  доске?

(норовистый  характер,  зеркальная  гладь,  серебристая  водная  гладь)

Какие  вы  нашли  стихи  об  озёре Байкал?

 

      3-я  страничка  «Художественная»

Для  того,  чтобы  наш  журнал  получился  интересным,  красивым,  там  должны  быть  напечатаны  фотографии.  Вашему  вниманию  представлены  три    фотографии,  к  которым  нужно  сочинить  текстовку.

Что  вы  видите  на  фотографии?

Какое  настроение  они  у  вас  вызывают?

Задание:  описать  фотографию.

 

        4 –я  страничка  «Рекламная»

Вы  прекрасно  знаете,  что  сейчас  ни  один  журнал,  ни  одна  газета  не  обходится  без  рекламы.  В  нашем  журнале  тоже  будет  размещена  реклама  на  четвёртой  странице.

Вы  должны  дать  рекламу  об  Байкале.

Что  мы  можем  прорекламировать? (отдых,  полезные  ископаемые,  целебные  свойства  вод  и  т.д.)

Реклама  должна  быть  краткой,  точной  и  содержать интересную  информацию.

Можно  писать  в  стихах  и  в  прозе.

(Варианты слов для  рекламы).

1)Просыпаюсь  и  отлично  себя  чувствую.  В  течение  дня  тоже  хорошо  себя  чувствую.  И  вечером  меня  тоже  ничего  не  беспокоит.  Почему?  Вам  объяснить,  почему?

Озёро Байкал  имеет  целебные  источники.

2) Отдыхайте  на  Байкале.

Приезжайте  к  нам  скорей,

Здесь  красивые  просторы,

И  целебный  бьёт  ручей.

Каждая  группа  над  заданиями  будет  работать  в  парах.

                    3)   Вы активно отдохнете,

Встретитесь с животными,

Только на Байкале, чистый воздух и вода.

Приезжайте к нам скорей вы не пожалеете.

4)   Посетите наши места

      Они вам будут интересны

       Красота Байкала

Энергия Байкала

Оставят впечатление надолго

       

        5 –я  страничка  Творческая  работа.

5.Зачитывание  работ  и  оформление  журнала.

6. Каким получился наш журнал?

Ребята, вы можете дальше продолжить страницы этого журнала, можно  написать о животных, которые водятся в Байкале, о рыбах, растениях вокруг Байкала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Озеро Байкал" (география, математика)

На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными ч...

Интегрированное мероприятие в 9-11 классах по биологии, экологии, география, химии, физике: «Урок чистой воды. Жемчужина Байкал».

Внеклассное  мероприятие   по биологии, экологии, география, химии, физике раскрывает тему экологических проблем водных ресурсов на примере озера Байкал. Здесь рассматриваются вопросы р...

Конспект урока "Путешествие по озеру Байкал"

Урок алгебры 7 класса: Умножение многочлена на многочлен...

Обобщающий урок по теме: "Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами". Урок - путешествие по озеру Байкал.

Форма проведения урока: путешествие по Байкалу.Учебно-наглядный комплекс: "Физическая карта России",  презентация о Байкале; таблицы; атласы....

Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса

Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...

Урок "По заповедным тропам Байкала"

Урок посвящен 100 - летию заповедного движения в России....