Конспект урока по литературе на тему Лирика Б.Пастернака.
план-конспект урока по литературе
План-конспект урока на тему Лирика Б.Пастернака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_na_temu_lirika_b.pasternaka.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) Цель урока: знакомство с биографией поэта, с особенностями его творчества, с его политическими, социальными и эстетическими взглядами. Оборудование урока: портреты Б.Л. Пастернака, запись стихов ,песен на диске. Методические приемы: лекция, анализ стихотворений. Ход урока. Пастернак - большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет… М. Цветаева. 1.Слово учителя. - Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: Пастернак- это «тайнопись», «иносказание», шифр». «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)». Разве это не предупреждение или сигнал для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которого «Лирика Бориса Пастернака»? Борис Леонидович Пастернак родился в январе 1890 года в Москве, в семье одного из первых русских художников-импрессионистов, академика, профессора Училища живописи Леонида Осиповича Пастернака и выдающейся пианистки Розалии Исидоровны Кауфман. От отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты. Он мог стать хорошим профессиональным живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки. Учась в гимназии, брал уроки музыки у профессоров консерватории и за шесть лет занятий достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором. Однако Борис Пастернак устремился к новой цели. В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешел на философское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1913 году. С целью совершенствования в науке в 1912 году в течение семестра Пастернак занимался в Марбургском университете. Но и философию, несмотря на явные успехи в этой области, Пастернак оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни. По всему строю своей личности Пастернак принадлежал к искусству авангарда. Вместе с С.Бобровым, Н. Асеевым и еще несколькими поэтами он создал футуристическую группу «Лирика»; просуществовала она не долго , но именно в ней сделал свои первые шаги в литературе Пастернак. В 1914 году вышла первая книга стихов «Близнец в тучах». Позже Пастернак признался, что «часто жалел» о выпуске этой «незрелой книжки». Но стихотворением из этой книги «Февраль. Достать чернил и плакать…» Пастернак в дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники.
Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.
Выразительность данного стихотворения достигается особым синтаксисом: назывные и безличные предложения, восклицательной интонацией начала, которая задает тон всему стихотворению. Неожиданные эпитеты: «грохочущая слякоть», «черная весна», «сухая грусть»,метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт», сравнениями: грачи, « как обугленные груши». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах: подчиняться не норме, правилу, а порыву души 1914 год –год знакомства с Владимиром Маяковским. 1917.Лето. Увлечение Еленой Виноград, отразившееся в стихах пастернаковской книги «Сестра моя – жизнь». Книга вышла в 1922 году и совмещает поэтику футуризма с романтической традицией. После выхода этого сборника о Пастернаке заговорили как об одном из крупнейших современных поэтов. Восторженно оценила книгу М.Цветаева. Автор посвятил книгу Лермонтову как своему современнику, открыл её стихотворением «Памяти Демона», подчеркнув романтический настрой книги. «Сестра моя – жизнь» -своеобразный любовный роман, роман в стихах. В этом же году (1922) едет к родителям в Берлин с первой женой. Перед ним стоит выбор: эмиграция или возвращение 1929 год. Выход в свет поэтического сборника «Поверх барьеров», для которого Пастернак существенно переработал многие стихи. Начало работы над автобиографической повестью «Охранная грамота». 1931г. Женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз.
Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряя впредь. Все это – не большая хитрость. Пастернак говорил: «…у человека, любящего женщину, не возникает вопросов, для чего он живет, потому что смысл его жизни – в самой любви».
1934 г. Открытие Первого съезда писателей; в докладе Н.И.Бухарина о поэзии Пастернаку дана предельно высокая оценка.
«Во всем мне хочется дойти» Б.Пастернак 1936год. Получает дачу в Переделкине, там проходит основная часть его жизни. Появляется замысел романа «Доктор Живаго». 1941 год. Эвакуация семьи в г.Чистополь на Каме. 1944год. Выход поэтического сборника «На ранних поездах». Сюда вошли стихи 1930-1940-х г. 1945г.Начало работы над романом «Доктор Живаго».Ключевым можно считать стихотворение «Гамлет». Ключевым в том смысле, что понимание того, как построено стихотворение, возможно, даст читателю ключ к пониманию всего романа. Стихотворение представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета. Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Жизнь человека даже в самых немыслимых обстоятельствах возвращается истинный смысл: быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире. (Гул затих. Высоцкий) Еще одно стихотворение из романа «доктор Живаго», на котором я хотел бы остановиться – это «Зимняя ночь» Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса)- и земной любви двух человек. «Свеча горела на столе, свеча горела»- вопреки всему горит на столе свеча – символ человеческой души, человеческой жизни. («Зимняя ночь» Н. Носков) Роман «Доктор Живаго», изданный за границей и переведенный на 24 языка, привлек внимание мировой общественности, но был принят в штыки ждановско - сусловской критикой в СССР. Началась открытая травля Пастернака, закончившаяся исключением его из Союза писателей (в то время как Шведская академия словесности и языкознания присудила ему Нобелевскую премию за «Выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционной ниве великой русской прозы» 1954» Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии. Горечь обиды, боль души вылилась вскоре в стихи. 1959.»Нобелевская премия) Б.Зверев. Среди поздних стихов Пастернака немало посвященных зиме: многие из них можно назвать итоговыми( «После перерыва», «После вьюги», «Снег идет») («Снег идет» С.Никитин) 1960год- исполнилось 70 лет. 30 мая – Борис Леонидович Пастернак умер на своей даче в Переделкино. Галич «Памяти Пастернака» Урок я хотела бы закончить стихотворением «О, знал бы я, что так бывает…(1931), в котором Пастернак высказал свое отношение к поэзии как искусству: для него она не забава, не демонстрация таланта, а судьба, «строчки с кровью»
О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают. Нахлынут горлом и убьют! От шуток с этой подоплекой Я б отказался наотрез. Начало было так далеко, Так робок первый интерес. Но старость – это Рим, который Взамен турусов и колес Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез. Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство И дышат почва и судьба.
Слова М.Цветаевой справедливы(зачитать эпиграф). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»
Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...
Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."
Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...
Конспект урока по литературе по теме «Лирика Б.Л. Пастернака»
Конспект урока по литературе по теме «Лирика Б.Л. Пастернака»...
Конспект урока по литературе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".
урок-исследование, призванный показать динамику в развитии любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств....
Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)
Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...
Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)
Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....