Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, Примерной программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5–9 классы», рассчитанной на 70 часа в год. Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2020 и Рабочей программой по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_7_klass_2022-2023.docx | 91.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Петровск-Забайкальский
Забайкальский край
Обсуждено На заседании ШМО Протокол №_ от « » ___ 2022 г. ___________________ | Согласовано Зам.директора по УВР _________ И.М. Филатова № ___ от «__» _____ 2022г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ №1 _____________ Л.П.Карманова Приказ № ___ от «__» ______ 2022г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
для 7 класса
Составитель: учитель русского языка и литературы Зубарева Н.В.
2022–2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, Примерной программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5–9 классы», рассчитанной на 70 часа в год. Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2020 и Рабочей программой по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.
Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности в соответствии с ФГОС. На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 68 часов (2 часа в неделю).
Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ. Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. (5–9 классы – основное общее образование, Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования).
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1313 от 09.03.2009;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2022–2023 учебный год;
- Образовательная программа МОУ СОШ № 1 г. Петровска-Забайкальского;
- Учебный план школы МОУ СОШ № 1 г. Петровска-Забайкальского на 2022–2023 учебный год;
- Примерная программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5–9 классы», рассчитанная на 102 часа в год. Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2020 и рабочая программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Используемый учебно-методический комплекс:
- Линия учебно-методических комплексов (УМК) по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. 5–9 классы. Издательство «Просвещение». ФГОС.
- Структура УМК: программа учебного курса; рабочая программа по предмету; учебник: Литература. 7 класс в 2 ч.; методические рекомендации и книги для учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литература» представляет собой единство искусства слова и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литературное развитие школьника – процесс, направленный на формирование читателя, способного понять литературное произведение в историко-культурном контексте и выразить себя в слове. Художественная литература активизирует эмоциональную сферу личности, воображение и мышление, а потому предоставляет читателю возможность освоить духовный опыт разных поколений, помогает выработать мировоззрение, а главное, раскрывая образ человека как величайшей ценности, пробуждает гуманность, вводит читателя в пространство культуры.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Осознание гуманистических ценностей культуры и развитие творческих способностей – важнейшие условия становления эмоционально богатого и интеллектуально развитого человека, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и окружающему миру.
Изучение литературных произведений необходимо школьникам как опыт коммуникации – диалога с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия и к духовному миру народа, нашедшему отражение в фольклоре и классической литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей многонациональной страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры и нравственного потенциала России.
Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.
В 8 классе курс литературы строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
учебному предмету «Литература» в 7 классе
Личностные:
- достижение определенного уровня духовности, который – выражается в любви к многонациональному Отечеству, в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям, русской литературе, культурам других народов;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм – социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, – принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, – находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
- приобщение учеников к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, в осознании их взаимосвязи с духовно-нравственными ценностями других народов;
- готовность сформулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
- готовность создать собственную интерпретацию изученных литературных произведений;
- умение понять авторскую позицию и выразить свое отношение к ней;
- адекватное восприятие художественных произведений – разных жанров на слух, в осмысленном самостоятельном чтении и адекватном восприятии текста;
- умение пересказывать прозаические произведения или их – отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
- умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
- умение создавать устные монологические высказывания разного типа;
- умение вести диалог;
- умение писать изложения и сочинения на темы, связанные – с тематикой, проблематикой изученных произведений, готовить сообщения на литературные и общекультурные темы, создавать творческие работы;
- умение понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
- умение эстетически воспринимать произведения литературы;
- умение понимать русское слово в его эстетической функции, – роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Познавательные УУД:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений со временем – их написания, с изображенным в них историческим периодом, в выявлении заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознании их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- умение определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- грамотное использование элементарной литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
- определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
- речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- оценка результатов работы;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствия.
Достижению обучающимися личностных и метапредметных результатов обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- игровые технологии;
- метод проектов;
- технология ЛСМ;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- технология мастерских;
- технологии уровневой дифференциации;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Указанные результаты достигаются, в частности, благодаря тому, что литературные произведения, включенные в Программу, несут в себе огромный нравственный потенциал, позволяющий формировать ценностные и эмоциональные установки.
Формы, периодичность и порядок
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода в целях:
- контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
- оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС, ФКГОС;
- проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении образовательной деятельности,
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Формами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся являются: письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся:
- домашние, проверочные, контрольные, творческие работы;
- письменные отчёты о наблюдениях;
- письменные ответы на вопросы теста;
- сочинения, сообщения и другое;
- устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок.
Формы организации познавательной деятельности с обучающимися (ФОПД)
Индивидуальная работа:
Индивидуальная работа обучающихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки:
- работа по карточкам;
- работа у доски;
- заполнение таблиц;
- написание рефератов, докладов;
- работа с учебником;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т. д.;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Фронтальная работа:
- беседа;
- обсуждение;
- сравнение и др.
Групповая форма:
- деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
- количественный состав групп зависит от наполняемости класса (примерно от трех до шести человек);
- при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым обучающимся.
Только сочетание этих форм приносит ожидаемые положительные результаты.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность
в процессе изучения предмета
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках литературы является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы в соответствии с ООП ООО являются исследовательское и творческое. Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Основная тематика учебных проектов в 7 классе
Название темы/раздела | Название проекта |
Устное народное творчество. Былины. | Если бы предложили поставить памятник одному из героев, кому бы вы его поставили – Вольге или Микуле? Как бы о выглядел. Устная защита проекта. |
Устное народное творчество. Былины. | Подготовить электронный сборник «Русские былины» с краткой вступительной статьей и небольшим словариком устаревших слов. |
Пословицы и поговорки. | Подготовить электронный иллюстрированный сборник пословиц народов мира о родине или о труде (на выбор). Написать краткую вступительную статью к сборнику. |
Из русской литературы XIX века. А. С. Пушкин. | Подготовить план вечера, посвященного произведениям А. С. Пушкина: конкурс чтецов, инсценирование отрывков из произведений, конкурс иллюстраций, литературная викторина, музыкальное сопровождение инсценировок. |
Из русской литературы XIX века. М. Ю. Лермонтов. | Подготовить программу вечера, посвященного Лермонтову (электронная презентация «Лермонтовские места России», конкурс чтецов, чтение фрагментов воспоминаний о поэте, исполнение песен и романсов на стихи Лермонтова). |
Из русской литературы XIX века. А. П. Чехов | Подготовить сценарий фильма «Злоумышленник». (Последовательность кадров, смена крупных планов и общих панорам, диалогов и деталей интерьера и т. д.). |
На дорогах войны. Час мужества. | Составить программу вечера, посвященного произведениям о войне. |
«Тихая моя родина». Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. | Подготовить подробный сценарий литературно-музыкального вечера «Тихая моя родина…». |
Согласно учебному плану школы на изучение литературы в 7 классе отводится 68 часов в год из расчета: 2 часа в неделю из федерального компонента (34 учебных недели), в том числе 8 часов на проведение контрольных работ, 7 часов на проведение уроков развития речи.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий»
Устное народное творчество
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание программы предмета «Литература» в 7 классе
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки ведьмы», «Пётр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» – карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народнопоэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (23 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») – и готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу
народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край...» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (23 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор)
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка.
«Тихая моя родина» (обзор)
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)
Роберт Бёрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ (3 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 7 |
3 | Из древнерусской литературы | 3 |
4 | Из литературы XVIII века | 2 |
5 | Из литературы XIX века | 23 |
6 | Из русской литературы XX века | 23 |
7 | Из литературы народов России | 1 |
8 | Из зарубежной литературы | 5 |
9 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе | 3 |
Электронные образовательные ресурсы
CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008
http://www.school-russia.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.spbappo.ru – сайт АППО СПб, раздел «В помощь учителю литературы»
http://school-collection.edu.ru/about – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.slovari.ru – электронные словари онлайн
http://www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи»
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
Календарно-тематическое планирование
7 класс (68 ч.)
№ | Тема урока | Тип урока | Использование учебного и компьютерного оборудования | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||
Введение (1 ч.) | ||||||
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Урок «открытия нового» знания | Творческое задание учебника (стр.6). | |||
Устное народное творчество (7 ч.) | ||||||
2 | Устное народное творчество. Предания. | Урок «открытия нового» знания | Ответить на вопросы учебника (стр. 10). Прочитать статью учебника «Былины» (стр. 11-16). | |||
3 | Эпос народов мира. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». | Урок «открытия нового» знания | http://www.spbappo.ru http://www.rusfolk.chat.ru | Ответить на вопросы учебника из рубрики «Размышляем о прочитанном» (стр. 16-17). Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | ||
4 | Русские былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Садко». | Урок общеметодической направленности | http://www.spbappo.ru http://www.rusfolk.chat.ru | Ответить на вопросы учебника (стр. 35-36). Подготовиться к сочинению. | ||
5 | Контрольная работа № 1. Развитие речи. Сочинение «Художественные особенности русских былин». | Урок развивающего контроля | Прочитать статью М. Шагинян в учебнике (стр. 38-45) и текст «Калевалы». | |||
6 | Внеклассное чтение. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос. | Урок общеметодической направленности | Прочитать статьи В. И. Коровина и Н. Томашевского в учебнике (стр. 38-45) и «Песнь о Роланде». Ответить на вопросы учебника (стр. 59). | |||
7 | «Песнь о Роланде» (фрагменты). | Урок общеметодической направленности | Прочитать всю поэму самостоятельно. | |||
8 | Пословицы и поговорки. | Урок общеметодической направленности | http://www.spbappo.ru http://www.rusfolk.chat.ru | Творческое задание в учебнике (стр. 68). | ||
Из древнерусской литературы (3 ч.) | ||||||
9 | Русские летописи. «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха. | Урок «открытия нового» знания | Творческое задание в учебнике (стр. 73). Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | |||
10 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | Урок общеметодической направленности | Подготовить материалы к сочинению по древнерусской литературе. | |||
11 | Контрольная работа № 2. Развитие речи. Сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе/ | Урок развивающего контроля | Прочитать статью «М. В. Ломоносов» в учебнике (стр. 84-86), ответить на вопросы. | |||
Из литературы XVIII века (2 ч.) | ||||||
12 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). | Урок общеметодической направленности | Творческое задание в учебнике (стр. 88). | |||
13 | Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленье…», «На птичку…», «Признание». | Урок общеметодической направленности | Творческое задание в учебнике (стр. 92). Прочитать поэму А. С. Пушкина «Полтава». | |||
Из литературы XIX века (23 ч.) | ||||||
14 | История в произведениях А. С. Пушкина. Поэма «Полтава» («Полтавский бой»). | Урок общеметодической направленности | Выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава». | |||
15 | А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). | Урок общеметодической направленности | Выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». | |||
16 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | Урок общеметодической направленности | Выучить наизусть отрывок из баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | |||
17 | А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. | Урок общеметодической направленности | Прочитать повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». | |||
18 | А. С. Пушкин. «Повести Белкина»: «Станционный смотритель». | Урок общеметодической направленности | Вопросы и задания учебника (стр. 134-136). Подготовить материалы к сочинению. | |||
19 | Контрольная работа № 3. Развитие речи. Сочинение «Главная мысль в повести «Станционный смотритель». | Урок развивающего контроля |
| Прочитать статью «М. Ю. Лермонтов» в учебнике (стр. 137-141), ответить на вопросы. | ||
20 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Урок общеметодической направленности |
| Вопросы и задания в учебнике (стр. 158-160). Подготовить материалы к сочинению. | ||
21 | Контрольная работа № 4. Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?» | Урок развивающего контроля |
| Прочитать статью учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (стр. 160-162). | ||
22 | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». | Урок развития речи |
| Выучить одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова наизусть. | ||
23 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои. | Урок «открытия нового» знания |
| Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе. Найти в повести эпизоды, где проявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность. | ||
24 | Товарищество и братство в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | Урок общеметодической направленности |
| Подготовить выразительное чтение и пересказ близко к тексту эпизодов повести: описание степи, пляска запорожцев, гибель казаков в бою, финал повести. | ||
25 | Развитие речи. Художественные особенности повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Подготовка к сочинению. | Урок развития речи | Написать сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | |||
26 | И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. | Урок общеметодической направленности | Подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей. | |||
27 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». | Урок «открытия нового» знания | Выучить одно из стихотворений в прозе наизусть. | |||
28 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». | Урок общеметодической направленности | Творческое задание на стр. 272. | |||
29 | Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения. | Урок общеметодической направленности | Выучить отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» наизусть. | |||
30 | А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады. | Урок общеметодической направленности | Подготовить выразительное чтение баллад. Прочитать статью «М. Е. Салтыков-Щедрин» в учебнике (стр. 289-290) и ответить на вопросы. | |||
31 | Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина». М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Урок общеметодической направленности |
| Составить цитатный план «Повести…» | ||
32 | Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»: обличение социальных пороков. | Урок «открытия нового» знания |
| Прочитать статью «Л. Н. Толстой» в учебнике (стр. 305-308), письменно составить план статьи. Прочитать главы из повести «Детство» в учебнике. | ||
33 | Контрольная работа № 5 по произведениям Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Урок развивающего контроля | Прочитать статьи А. И. Ревякина, И. А. Бунина и К. И. Чуковского о Чехове (стр. 325-328) и ответить на вопросы. | |||
34 | Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А. П. Чехов. «Хамелеон». | Урок общеметодической направленности |
| Прочитать рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». | ||
35 | А. П. Чехов. «Злоумышленник». | Урок общеметодической направленности |
| Рубрика в учебнике «Читаем самостоятельно (стр. 339). Творческое задание на стр. 340. | ||
36 | «Край ты мой, родимый край…» (обзор). В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…». | Урок «открытия нового» знания |
| Творческое задание в учебнике на стр. 345. | ||
Произведения русских писателей XX века (23 ч.) | ||||||
37 | И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Урок общеметодической направленности | Подготовить характеристику главных персонажей в соответствии с планом, данным в теоретическомnразделе учебника (стр. 302). | |||
38 | Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лапти». | Урок общеметодической направленности | Написать отзыв о рассказе И. А. Бунина «Лапти». Прочитать статью «Максим Горький» в учебнике (стр. 20-22) и ответить на вопросы. | |||
39 | М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни. | Урок общеметодической направленности | Чтение фрагментов повести М. Горького «Детство». Письменная характеристика одного из героев по плану (стр. 302). | |||
40 | М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни. | Урок общеметодической направленности | Подобрать материалы и цитатные примеры на тему «Портрет как средство характеристики героя». Подготовиться к сочинению. | |||
41 | Контрольная работа № 6. Развитие речи. Сочинение «Золотая пора детства» в произведениях Л. Н. Толстого, И. А. Бунина, М. Горького. | Урок развивающего контроля | Прочитать отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». | |||
42 | М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). | Урок общеметодической направленности | Написать небольшое эссе «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко?» | |||
43 | Л. Н. Андреев. «Кусака». | Урок внеклассного чтения | Вопросы и задания в учебнике (стр. 101). Прочитать статью «В. В. Маяковский» в учебнике (стр. 102-107). | |||
44 | В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | Урок общеметодической направленности | Творческое задание в учебнике на стр. 111. | |||
45 | В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». | Урок общеметодической направленности | Творческое задание в учебнике на стр. 115. | |||
46 | А. П. Платонов. Сострадание и уважение к человеку в рассказе «Юшка». | Урок общеметодической направленности | Прочитать рассказ А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире». | |||
47 | Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». | Урок общеметодической направленности | Подготовить материалы к сочинению. | |||
48 | Контрольная работа № 7. Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Урок развивающего контроля | Прочитать статью «Б. Л. Пастернак» в учебнике (стр. 142-144). | |||
49 | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». | Урок общеметодической направленности | Выучить одно из стихотворений Б. Л. Пастернака наизусть. | |||
50 | А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». | Урок общеметодической направленности | Творческое задание в учебнике на стр. 154. | |||
51 | Внеклассное чтение. На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др. | Урок общеметодической направленности | Прочитать статью «Ф. А Абрамов» в учебнике (стр. 165-166). Ответить на вопрос учебника (стр. 166). | |||
52 | Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». | Урок общеметодической направленности | Прочитать статью «Е. И. Носов» в учебнике (стр. 174-176) и выполнить задания на стр. 176. | |||
53 | Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). | Урок общеметодической направленности | Самостоятельно прочитать рассказы Носова «Живое пламя», «Радуга» и подготовить пересказ. | |||
54 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». | Урок общеметодической направленности | Творческое задание в учебнике на стр. 201. | |||
55 | Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). | Урок общеметодической направленности | Подготовить письменное сообщение на тему «Искусство моего родного края». | |||
56 | М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы. | Урок общеметодической направленности | Письменный ответ на вопрос «Над чем смеётся и о чём горюет автор в рассказе „Беда“». | |||
57 | «Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. | Урок общеметодической направленности | Задание в учебнике из рубрики «В творческой лаборатории писателя» (стр. 230). | |||
58 | Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». | Урок общеметодической направленности | Подготовиться к контрольной работе по произведениям, изученным на уроках 55-65. | |||
59 | Контрольная работа № 8 по произведениям русских писателей XX века. | Урок развивающего контроля | Прочитать статью «Расул Гамзатов» в учебнике (стр. 238-239). | |||
Из литературы народов России (1 ч.) | ||||||
60 | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». | Урок общеметодической направленности | Прочитать статью «Роберт Бёрнс» в учебнике (стр. 241-242) и ответить на вопросы (стр. 243). | |||
Из зарубежной литературы (5 ч.) | ||||||
61 | Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения. | Урок общеметодической направленности | Выучить стихотворение наизусть. | |||
62 | Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…». | Урок общеметодической направленности | Найти стихотворения Пушкина и Лермонтова, посвященные Байрону и подготовить их выразительное чтение. | |||
63 | Японские хокку (трёхстишия). | Урок «открытия нового» знания | Прочитать статью «О. Генри» в учебнике (стр. 255) и ответить на вопрос «Известны ли вам рассказы О. Генри? Какие именно? | |||
64 | О. Генри. «Дары волхвов». | Урок общеметодической направленности | Прочитать статью «Р. Д. Брэдбери» в учебнике (стр. 264-268) и ответить на вопросы (стр. 269). | |||
65 | Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». | Урок общеметодической направленности | Творческое задание в учебнике на стр. 277. | |||
Повторение и обобщение изученного в 7 классе (3 ч.) | ||||||
66 | Итоги учебного года. Задания для летнего чтения. | Урок общеметодической направленности | Повторение изученного. | |||
67 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе. | Урок общеметодической направленности | Повторение изученного. | |||
68 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе. | Урок общеметодической направленности | Повторение изученного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....