Открытый урок по теме "История одного города"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Сарыглар Байырмаа Баировна

Урок в 8 классе по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_kl.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (Отрывок):сюжет и герои. Гротескные образы градоначальников

Цели: Л: уметь критиковать и аргументированно доказывать свою точку зрения;

М:анализировать различные формы выражения авторской позиции, давать характеристику тематики, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы;

П: знать сведения о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина, сюжет и содержание произведения

Оборудование: презентация

Метод: проблемный (частично-поисковый)

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

-Добрый день, ребята! Я надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, ведь это - залог успешной работы, чего я вам и желаю.  Садитесь.

Начать урок я б хотела с эпиграфа:       СЛАЙД №1

«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно 

дадут добрые плоды».               (Леонардо да Винчи)

- Прочитайте слова великого итальянского художника.  Как вы их понимаете эти слова?

Да. Если постараться, то можно многого  добиться).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Сегодня мы с вами начинаем знакомство с творчеством М.Е.Салтыкова – Щедрина. Что вы о нем знаете? Дома вам необходимо было повторить основные сведения из его биографии.

Но для начала давайте определим цели сегодняшнего урока. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? И объявим главный вопрос сегодняшнего дня, на который в конце урока мы должны дать ответ «Актуальна ли сатира Салтыкова-Щедрина «История одного города» в наше время и почему?»

Сейчас мы проверим ваше домашнее задание с помощью игры крестики-нолики. Все помним как в него играть? Кто нам расскажет правила?(Читаем утверждения, если правильно ставим нолик, а если нет крестик)

  1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. +
  2. С 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Петербургском (Московском) дворянском институте, с 1838 – кадетском училище (в Царскосельском лицее).-
  3. В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).+
  4. В 1856–1857 годах были опубликованы его «Записки охотника» («Губернские очерки»).- 
  5. Жил Салтыков-Щедрин бедно, в съемных квартирах. Однако он часто ходил в театры и оперу, а позднее писал в цикле автобиографических очерков «Мелочи жизни»+
  6. В 1862 году писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и стал редактором «Современника» — его пригласил поэт и писатель Николай Некрасов, который на тот момент руководил журналом. Каждый месяц Салтыков-Щедрин выпускал обозрение «Наша общественная жизнь», но через два года покинул редакцию из-за внутренних разногласий и вернулся на государственную службу.+
  7. С конца 1860-х Михаил Салтыков-Щедрин сосредоточился на литературе. Он переехал в Петербург и принял приглашение Николая Некрасова стать соредактором журнала «Современник» («Отечественные записки»). А в 1869 году начал по частям печатать «Историю одного города». -
  8. В романе автор в ироничном тоне описал жизнь в вымышленном городе Глупове, а также высмеял деятельность градоначальников и его приближенных, которые в разное время там правили. +
  9. писатель трудился до последнего: за несколько дней до смерти он начал писать произведение «Забытые слова».+

 Какое впечатление произвёла на вас сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»? Но давайте прежде все вспомним в каком жанре написана произведение «История одного города»? (сатира). В чем особенность сатиры?

Как особая поэтическая форма сатира явилась в гражданской культуре древнего Рима. Она возникла из народного творчества, которое многократно и постоянно обращается к сатире, как к орудию самозащиты и самоутешения от сильных и властных. Яркими представителями римской сатиры являлись Энний, Луцилий, Горация, Персия и особенно Ювенала, который определил форму ее для позднейшего европейского классицизма. Русская сатира существовала уже в XVII веке и раньше в народной повести, творчестве скоморохов и т. п. ("притча о бражнике", сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.).

В XVIII веке сатира в России процветает. 

Общая характеристика «Истории одного города».

Над произведением работал с 1869 по 1870 год, печатал в журнале «Отечественные записки». Автор использовал жанр летописи, которая будто бы была найдена издателем. Писатель сохранил основные особенности стиля и оформления исторического сказания: указывает точные даты существования города Глупова 1731 – 1826, в юмористической форме рассказывает о происхождении глуповцев, перечисляет градоначальников, подчеркивает их «достоинства», печатает указы и уставы правителей, как бы доказывая достоверность найденного «памятника». На самом деле Щедрин в иносказательной форме повествует о государственном устройстве России в период с 18 по 19 в. Известно, что в 1730 году началось правление Анны Иоанновны (при которой по сути царствовал ее фаворит Бирон), а к 1826 году завершилось движение декабристов.

Цель создания произведения – создать обобщенный образ России.

Работая над «Историей одного города», Салтыков – Щедрин использовал свой разносторонний опыт государственной службы, глубокие знания по истории. В построении книги использует историческую монографию. В первой части дается общий очерк глуповской истории; во второй – содержатся главы, посвященные описанию жизни градоначальников, в которых узнаются правители России и их ставленники: в образе Негодяева – Павел 1, Грустилова – Александр 1, в Угрюм – Бурчееве – военный министр Аракчеев.

Произведение написано в жанре сатиры. Сатира – это 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние.

А теперь давайте проверим, как вы хорошо поняли сюжет произведения. Проведем опрос-викторину.

Итак, давайте вспомним, где развивается действие в романе?

- В городе Глупове.

– Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

"...Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым..."1 (Глава «О корени происхождения глуповцев».)

– Каковы границы города Глупова?

- Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота (рассыльный прибывает в Глупов "из Губернии", новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский (в трактате Микаладзе встречаем фразы: "В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком... В другой губернии столь же рослый градоначальник..." – глава «Оправдательные документы. О благовидной всех градоначальников наружности».), то границы города расширены до пределов всей России ("Выгонные земли Византии и

Глупова были до такой степени смежены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из этого выходили беспрестанные пререкания"). (Глава «Войны за просвещение». )

– Кто населял город Глупов?

- Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А порой вдруг оказывается, что жители этого города... пашут, сеют, пасут скот и живут в избах.

– В чем особенность этого города?

- Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи.

– Как же возник этот город? Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении Глупова.

- Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о "добровольном" призвании славянами варяжских князей.

– Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?

- "Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути..." (Глава «О корени происхождения глуповцев».)

– С чего же начали головотяпы наведение порядка?

- "Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом телёнка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили..." (Глава «О корени происхождения глуповцев». .) Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

Давайте сделаем словарную работу

Гротеск-это высшая степень комического, проявляющегося в чрезмерном преувеличении или сочетании контрастов, смещении серьезного и трагического в область комического.

Головотяпство – крайняя небрежность и бестолковость.

Пафос – это приём обращения к аудитории, характеризующийся эмоциональной возвышенностью, воодушевлением и драматизацией (ведущий эмоциональный настрой произведения)

Градоначальники.

   Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Сатирик воссоздаёт город Глупов на разных этапах его существования, при разных правителях. Например, глава «Опись градоначальников» даёт целую вереницу их. И снова люди вроде бы как люди: и фамилии есть, и имя – отчество, и чин. И качествами некоторые из них наделены вполне правдоподобными. В то же время сплошь и рядом быль переплетается с фантастикой.

- Чем знаменательны градоначальники?

          Образы градоначальников необычны, фантастичны.

          Сам Салтыков – Щедрин, объясняя смысл своего обращения к фантастике, подчёркивал, что « фантастичность рассказов немало не устраняет их …воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасательным предостережением для тех из современных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности».

Давайте поиграем в игру. Нужно будет по описанию угадать градоначальников

  1. Б р у д а с т ы й, Дементий Варламович. Назначен  был  впопыхах  и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был  "Органчиком". Это не мешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки,  запущенные его предместником. Во время сего правления  произошло  пагубное безначалие, продолжавшееся семь дней, как о том будет повествуемо ниже.
  2. П ф е й ф е р, Богдан Богданович, гвардии сержант, голштинский выходец. Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество.
  3. Н е г о д я е в, Онуфрий  Иванович,  бывый  гатчинский  истопник. Размостил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня  наст роил монументов. Сменен в 1802 году за несогласие с Новосильцевым,  Чарторыйским и Строговым (знаменитый в свое время триумвират) насчет  конституций, в чем его и оправдали последствия.
  4. П е р е х в а т-З а л и х в а т с к и й, Архистратиг  Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.
  5. Г р у с т и л о в, Эраст Андреевич, статский советник.  Друг  Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить  чай в городской роще и не мог без слез видеть, как токуют тетерева.  Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году. Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год
  6. П р ы щ, Иван Пантелеич. Оказался с фаршированной головой, в  чем и уличен местным предводителем дворянства.
  7. У г р ю м-Б у р ч е е в, бывый прохвост. Разрушил старый  город и построил другой на новом месте.
  8. Б о р о д а в к и н, Василиск Семенович. Градоначальничество  сие было самое продолжительное и самое блестящее. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни  и,  с  помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною. Ввел в  употребление игру ламуш и прованское масло; замостил базарную площадь  и  засадил березками улицу, ведущую к присутственным местам; вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил  съезжий  дом. Умер в 1798 году, на экзекуции, напутствуемый капитан-исправником.

Рефлексия.

Сейчас я вам раздам карточки. Вы должны одним предложением дополнить высказывание. Представьте, что вы обращаетесь к М.Е. Салтыкову-Щедрину.

Вы должны дописать «Михаил Евграфович, я понял, что вы хотели нам донести…»

Задавание на дом

Д/з составить кроссворд по сатире «История одного города» 10 вопросов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по немецкому языку "Города Германии"

Цели и задачи:Обучающие: ·  развивать навыки монологической и диалогической речи, аудирования, навыки письма;·  развивать навыки работы в сети интернетВоспитывающие: ·  развивать ...

Открытый урок "Путешествие в Читай-город"

Урок с применением здоровьесберегающих технологий проводился в 5-ом классе по программе специальной коррекционной школы 8-го вида....

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Разработка открытого урока "Музыкальная палитра родного города".

Разработка открытого урока  "Музыкальная палитра родного города".      Подготовила :учитель ИЗО первой квалификационной категории муниципального бюджетного обще...

План-конспект открытого урока в 4 классе "Города русской земли. Золотое кольцо России".

Данный урок изобразительного искусства  преднозначен для учеников 4 классов. Цель урока - воспитать художественный вкус и любовь к своей Родине! Данный урок трактуется как урок искусства. Итогом ...

Открытый урок "Перевод из одной системы счисления в другую"

открытый урок по информатике для 9 класса...

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....