Методическая разработка урока по литературе в 8 классе "Литературный суд над полковником-героем рассказа Л.Н.Толстого "После бала" "
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Методическая разработка урока соответствует структуре ФГОС. Содержит нетрадиционную форму проведения урока- суда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-suda_nad_polkovnikom_iz_rasskaza_posle_bala.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Литературный суд над полковником-героем рассказа Л.Н.Толстого «После бала»»
Тип урока: урок-суд
Цель: показать силу нравственных качеств (совесть, честь, достоинство, милосердие, гуманность), моральную ответственность человека перед собой и обществом за совершенные поступки.
Вступительное слово учителя:
Добрый день, ребята! Сегодня урок литературы пройдет в необычной обстановке. Мы окажемся в месте, где вершаться человеческие судьбы, где главенствуют закон и справедливость. Думаю, вы поняли, где что это за место?
Ответ ребят: суд
Попробуем сформулировать тему? Кого можно осудить в прочитанном вами в классе рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?
Ребята формулируют тему и записывают на доске и в тетрадях «Литературный суд над полковником-героем рассказа Л.Н.Толстого «После бала»».
Учитель: Да, мы находимся в импровизированном зале судебного заседания. Позвольте представить судью, адвоката, прокурора и секретаря. А остальные ребята- присяжные работают в группах.
Секретарь: Всем встать. Суд идет.
Судья: Слушается дело о недостойном поведении полковника Петра Владиславовича-героя рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». (СЛАЙД ПОРТРЕТ ПОЛКОВНИКА)
-Как выдумаете, за что может быть осужден полковник? Найдите в тексте сцену, подтверждающую это?
Присяжные: Полковник жестоко телесно наказал беглого солдата и позволил себе поднять руку на другого солдата, который бил беглеца несильно.
Судья: Группа присяжных, дайте описание полковника, по тексту в начале рассказа.
Группа присяжных. Полковник – красивый, статный, высокий и свежий старик с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками. Сложен прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
Судья: Слово стороне защиты
Адвокат: Каким представлен полковник в сцене бала?
Группа присяжных: Полковник представлен как красивый статный мужчина.
Адвокат: Какие качества показаны в образе полковника на балу?
Присяжные: Забота, доброта по отношению к дочери, внешняя красота.
Судья: Запишите, пожалуйста, господа присяжные эти понятия на доске и в тетрадь.
Судья: Слово стороне обвинения
Прокурор: Каким предстает перед нами полковник после бала? Группа присяжных, найдите описание полковника на плацу после бала.
Группа присяжных: Шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Полковник своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
Прокурор: Сделаем вывод, каким представлен полковник в этой ситуации?
Присяжные: Жестоким, двуличным, злым человеком.
Судья: Почему рассказ назван не «На балу и после бала», а только «После бала»?
Группа присяжных: Полковник представлен как жестокий начальник. Автору в названии было важно показать, что после бала перед читателем полковник предстает в своем настоящем обличии.
Прокурор: Какие нравственные понятия и нормы нарушает полковник, как человек военный?
Присяжные: Полковник лишен сострадания к человеку, милосердия, гуманности, достоинства и чести военного.
Судья: Запишите, пожалуйста, господа присяжные эти понятия на доске и в тетрадь.
Судья: Свидетелем происшествия выступает рассказчик Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование. Каким представлен Иван Васильевич? Найдите описание в тексте.(Показывает на слайд)
Группа присяжных: Иван Васильевич рассказывает историю из своей молодости. Он был студентом в провинциальном университете. Веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Любил танцевать. Был влюблен в Вареньку, дочь полковника Петра Владиславовича. После бала Иван Васильевич видит сцену жестокого избиения татарина и удара по лицу солдата, за то, что он недостаточно сильно бил палкой беглого татарина.
Судья: Слово предоставляется стороне обвинения.
Прокурор: Обратите внимание, как относился Иван Васильевич к полковнику на балу и как изменилось его отношение после бала? Как одно утро может изменить жизнь человека?
Присяжные: На балу Иван Васильевич был влюблен не только в Вареньку, но и в ее отца. После бала отношение к полковнику резко меняется. Любовь к Вареньке убита жестоким отношением её отца к людям. И военным рассказчик тоже передумал быть.
Судья: Следующий свидетель-дочь полковника Варвара Петровна. (Показывает на слайд) Группе присяжных необходимо найти описание Вареньки в тексте рассказа.
Присяжные: Молодая красивая девушка восемнадцати лет, высока, грациозна, стройна и величественна. Веселая улыбка и прелестные блестящие глаза
Судья: Слово стороне защиты.
Адвокат: Как Варвара относится к своему отцу?
Присяжные: Варвара любит отца, танцует с отцом, он смотрит любящими глазами на дочь.
Прокурор: Может ли Варвара представить отца другим?
Присяжные: Нет, для Вареньки полковник-любящий отец.
Адвокат: Какие качества полковника показаны в этой ситуации?
Присяжные: Полковник показан как любящий и заботливый отец.
Судья: А какие важные улики или художественные детали рассказывают о полковнике и его поступке?
Присяжные: на балу- замшевая перчатка полковника, которой он бьет по лицу солдата после бала. На балу домодельные сапоги. Это в очередной раз показывает двуличие и жестокость полковника.(Белая лайковая перчатка Вареньки, перышко от ее веера).
Физминутка
Судья: объявляю перерыв. Всем встать- суд идет. Всем сесть- суд продолжается. Всем встать- суд снова идет. Всем сесть- суд продолжается. Всем встать, руки вверх поднять, руки вниз опустить. Всем сесть.
Судья: Заседание продолжается.
Адвокат: Ваша честь, господа присяжные, прошу принять во внимание неопровержимые доказательства невиновности полковника в совершаемом действии. Доказательство мы можем найти в исторических сведениях того времени, когда в 40-е годы 19 века Николая Первого называли Николаем Палкиным, так как солдата за любую провинность секли плетьми или прогоняли через строй: под барабанную дробь провинившегося вели через строй солдат и каждый должен был ударить палкой или оружейным шомполом по голому телу. Так, человека нередко забивали даже насмерть.
Поэтому предлагаю присяжным, взяв во внимание этот момент, подумать, а не жертва ли полковник того времени? Как вы считаете, господа присяжные?
Присяжные: Да, возможно, полковник и жертва времени, но он жесток по отношению к солдату, который плохо бил беглецаЭту жестокость оправдать сложно.
Судья: Прошу обратить внимание на понятия, записанные нами на доске.
Совесть, милосердие, сострадание, достоинство, гуманность, честь
Высоконравственный человек, а тем более военный, должен обладать такими качествами, как: сострадание, милосердие, достоинство, но, судя по его поступкам, о нём этого сказать нельзя. Является ли полковник человеком высоконравственным?
Присяжные: Нет, поступок полковника нельзя назвать нравственным и достойным военного.
Судья: Так значит какой вывод мы можем сделать, опираясь на записанные понятия?
Присяжные: Мы можем сделать вывод, что главное в человеке-это нравственные поступки.
Судья: Слово предоставляется стороне обвинения-прокурору.
Прокурор: Мы рассматриваем необычное дело. Полковник, которому доверено руководить подчинёнными и заботиться о них, унижает человеческое достоинство, проявляет жестокость, сам участвует в расправе. Поступки, недостойные интеллигентного человека. Полковник с людьми своего круга может быть ласковым, нежным, может страдать от горя. А с подчиненными солдатами он жесток. Это двуличный человек, который должен быть наказан.
Прошу суд признать полковника виновным в совершении безнравственного поступка.
Судья: Слово предоставляется стороне защиты-адвокату.
Адвокат: Полковник был любящим отцом. Его уважали в обществе. Но он военный и тем более полковник, который руководит другими солдатами, поэтому он должен проявлять силу и твердость характера. Отсюда жестокие приказы и наказание солдата за то, что он недостаточно сильно бил беглеца.
Прошу суд признать полковника невиновным в совершении безнравственного поступка.
Судья: Суд предлагает всем принять участие в открытом голосовании и признать полковника виновным или невиновным в совершении безнравственного поступка. Кто за то, чтобы признать полковника виновным в совершении безнравственного поступка? Поднимите руки.(ПОСЧИТАТЬ ВСЛУХ)
Кто против? (ПОСЧИТАТЬ ВСЛУХ)
Кто воздержался?(ПОСЧИТАЛ ВСЛУХ)
Судья: Суд, посовещавшись на месте и в результате открытого голосования , вынес приговор:
Признать полковника Б. виновным в совершении безнравственного поступка и приговорить к пожизненному наказанию-ПОРИЦАНИЕ и ОСУЖДЕНИЕ при анализе рассказа учащимися 8 класса .
ИЛИ
Признать полковника Б. невиновным в совершенствовании безнравственного поступка и полностью оправдать.
Учитель: домашнее задание: написать сочинение на тему «Полковник на балу и после бала» (тему записать в тетрадь)
Ребята, всем спасибо за работу. Кто отвечал и участвовал в уроке-суде получает положительные отметки-пятерки.
Для закрепления изученного предлагаю выполнить небольшой тест по рассказу «После бала».
ТЕСТ по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
Вариант 1
ФИ,класс__________________________________
1. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала
б) особое значение сцены расправы с солдатом
в) важность утра, следующего за балом
2. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение
б) восторг
в) возмущение
3. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка
б) белые усы и бакенбарды
в) «домодельные» сапоги
4. Чем занимался Иван Васильевич в годы описываемых им событий?
а) служил в гусарском полку
б) служил при канцелярии
в) учился в университете
5.Что описано в рассказе как "пестрое, мокрое, красное, неестественное"?
а) лицо полковника
б) спина наказываемого солдата
в) лицо наказываемого солдата
6. Какую черту в характере отца Вареньки раскрыл случай с наказанием татарина:
А Равнодушие;
Б жестокость;
В милосердие.
7. Укажите, какое чувство испытал Иван Васильевич, увидев такое поведение полковника Б.:
А Страх;
Б Ненависть;
В Стыд.
8. Назовите причину, по которой Иван Васильевич не поступил на военную службу, как хотел прежде:
А Он не понимал поведения полковника и его это мучило;
Б Боялся стать излишне жестоким;
В Понял, что не сможет руководить людьми.
9. Обозначьте, почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке угасла:
А Видя Вареньку, Иван Васильевич вспоминал полковника;
Б Варенька влюбилась в другого человека;
В Полковник не одобрял их отношений.
10. Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
Вариант 2
ФИ,класс__________________________________
- Почему рассказ Л.Н.Толстого назван «После бала»?
А. Потому что действие происходит на балу;
Б. Потому что было важно, что происходило именно после бала;
В. Автору так захотелось назвать.
- Что в отце девушки особенно умилило главного героя?
А. Носки сапог;
Б. Кокарда фуражки;
В. Военный мундир.
- Что подарила девушка главному герою после бала?
А. Шкатулку;
Б. Медальон;
В. Перышко от веера.
- Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
А. Искренне верит в необходимость жестокой расправы;
Б. На балу надел «маску» добропорядочности;
В. Добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности.
5. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.
А. Нет, он не хочет рассуждать
Б. Да, он негодует, выступает против произвола
В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного
6. Что сделал полковник солдату, недостаточно сильно опустившему свою палку на спину наказываемого?
А. Приказал избить палками
Б. Ударил в грудь
В. Ударил по лицу
7. Назовите причину, по которой Иван Васильевич не поступил на военную службу, как хотел прежде:
А Он не понимал поведения полковника и его это мучило;
Б Боялся стать излишне жестоким;
В Понял, что не сможет руководить людьми.
- Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.
А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя
Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви
В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел
- Отметить, чем закончилась история любви героя.
А. Благополучно
Б. Любовь пошла на убыль
В. Герой резко порвал отношения с любимой
10. Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и ...
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
Методическая разработка урока по литературе: «Праведница русской земли» » (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).
Урок нацелен помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как праведность, чуткость, совесть, человечность, «вслед за автором» проследить за...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...
Методическая разработка урока по литературе по теме: " А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества в рассказе" 9 класс
Объяснение нового материала...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...