Тема: М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osorgin_pensne.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 8а класс урок №50 15.03.21
Тема: М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика
Цели: познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать внимание к внутренней, духовной жизни человека, к окружающему нас предметному миру.
Планируемые результаты
Личностные: формирование внимательного отношения к окружающему нас предметному миру; формирование доброжелательного уважения к другому человеку, его мировоззрению.
Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
Предметные: выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора; понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитания читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.
Тип урока: приобретение новых знаний и умений
Оборудование: учебник, тетрадь, портрет писателя
Ход урока
1.Организационный момент
2. Мотивация. Целеполагание
На доске картинки с изображением предметов из рассказа (письмо, ножницы, кресло)
- Как вы думаете, почему я разместила на доску именно эти предметы, какое отношение они имеют к уроку литературы?
Слова на доске:
«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…».
Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)
Это высказывание принадлежит писателю
Михаилу Андреевичу Осоргину.(Портрет)
«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…», – с болью в душе обращался писатель к М. Горькому, страдая вдали от родины от невозможности печататься в России.
Это имя вам пока мало известно.
Сообщение темы урока
Формулирование целей урока (совместно):
- Познакомимся с краткими сведениями о жизни и творчестве писателя.
- Проанализирум рассказ «Пенсне»;
- Разберем художественные приемы, которые использует автор в тексте.
3. Усвоение нового знания
А) Знакомство и с биографией М.А.Осоргина
Задание: прочитайте статью учебника (стр. 115-116) и составьте тезисный план статьи
Тезис – это кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
Один ученик пересказывает статью учебника по составленному плану.
Б) Аналитическая беседа по рассказу «Пенсне»
– Кто знает, что такое пенсне? (Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу).
– Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться?
(Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».)
- В чём нас хочет убедить рассказчик?
- Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».
Давайте посмотрим в тексте, как «живут» предметы
- «часы шагают, хворают, кашляют»,
- «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров),
- «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.,
- «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать»,
- «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,
- «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» (когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга
- Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:
- «шляпа передразнивает своего владельца»,
- «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»
- «чайник – «добродушный комик»,
- «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,
- у некоторых вещей «страсть к путешествиям».
- Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения:
- «демократический стакан»,
«реакционная стеариновая свечка», - «интеллигент-термометр»,
- «неудачник из мещан – носовой платок»
- «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».
– Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Вещам присущи человеческие качества- это олицетворение (страсть к путешествиям, демократический стакан, интеллигент)
Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний- есть некое сравнение, но открыто оно не выражено – это метафора (часы шагают, письмо подмигивает, ножницы кричат)
- Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?
- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
- Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
- Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.
Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.
- Все предметы, описанные Осоргиным, реальны
- Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
- Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
- Кто из писателей ΧІΧ века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина? (Н.В.Гоголь «Нос»)
Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
Какова основная мысль рассказа?
Идея рассказа - это заставить читателей фантазировать,
Осоргин убеждает, что наши вещи живут своей тайной жизнью. Люди уверены, что они обладают разумом и они сами всё решают, а автор предлагает дать свободу вещам проявить их индивидуальность ,чтобы посмотреть, что из этого выйдет, какие страсти закипят и куда приведёт эта.
Рассказ учит наблюдательности, отчасти отбросить логику и тогда жизнь намного интереснее: привычные вещи покажутся очень необычными, жизнь не будет скучной.
Смысл названия рассказа? (прямой смысл и переносный)
ПЕНСНЕ (взгляд на жизнь, стекло-препятствие или наоборот способ внимательно присмотреться к окружающему миру)
Резерв: составить синквейн на тему «Пенсне»
Итог урока.
- Каковы ваши впечатления от рассказа?
- Верите ли вы в то, что предметы живут своей жизнью?
Домашнее задание: Прочитать «Древняя история», стр.124-133
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Урок. Н.В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.
Урок литературы в 10 классе. Гоголь "Невский проспект". Образ Петербурга, реальность и фантастика в повести....
Тест по произведению М.А.Осоргина "Пенсне"
Тест по произведению М.А.Осоргина "Пенсне"...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока: знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...
Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»...
Урок литературы по теме: "П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика" (5 класс)
Цель урока: анализ сказа с целью выявления в нем черт реального и фантастического.Задачи: рассказать о жизни и творчестве П. П. Бажова, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализ...
М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика
Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса. Цель урока: познакомить с фактами биографии М.А.Осоргина и рассказом "Пенсне", выявить роль художественных средств в раскрытии авторског...
Внеклассное чтение. М. А. Осоргин «Пенсне». И. С. Шмелев «Как я стал писателем». Писатели улыбаются
Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе...