Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Содунам Анжида Калин-ооловна

Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulgakov_sobache_serdtse_11_kl.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Ак-Довурака РТ

Урок литературы в 11 классе по теме:

 Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 г.Ак-Довурака

(тел 8-394-33-2-11-64, tyva_school_111@mail.ru)

Содунам Анжида Калин-ооловна,

телефон 89233881805.

Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

1.Образовательная: проведение анализа текста повести; сопоставление образов героев повести; постижение авторской концепции.

2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование логического и творческого мышления.

3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.


Формы работы: коллективная, индивидуальная

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

  1. Знакомство с творческой историей повести «Собачье сердце».

Учитель: К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце». Давайте узнаем историю создания повести.

Выступление ученика:

Созданная в 1925 году блестящая философско –сатирическая повесть «Собачье сердце» опубликована не была (вышла лишь в 1987 г. ) . «Это острый памфлет на современность, - писал зампред совнаркома Л. Б. Каменев – печатать ни в коем случае нельзя». (слайд 3)

Повесть “Собачье сердце” (1925) вызвала целый шквал нападок на писателя со стороны официальных властей  и  критики. В марте 1926 г. МХАТ подписал с Булгаковым договор на инсценировку “Собачьего сердца”, однако в связи с вмешательством партийно-государственной цензуры в дела театра договор был расторгнут в апреле 1927 г. В конце 1927 г. вышел в свет стенографический отчет майского партсовещания по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП (б) “Пути развития театра”. В архиве Булгакова сохранился экземпляр этой книги с многочисленными пометами автора. П.  И . Лебедев-Полянский, тогдашний начальник Главлита, резко критиковал МХАТ за “консервативную” репертуарную линию  и  доказывал, что “если бы Советская власть в лице партийных представителей  и  цензурных органов не вмешалась в репертуар 26—27 года, то этот репертуар Художественного  и  других театров был бы заполнен булгаковщиной, сменовеховщиной, мещанством”.

В этот период произошло еще одно событие в жизни Булгакова — при обыске весной 1926 г. забрали его дневники  и  рукопись “Собачьего сердца”. В конце 50-х годов В.  М. Молотов сказал одному из своих посетителей А.  М . Ушакову: “Дневники Булгакова читало все Политбюро. Ваш Булгаков — антисоветчик!”

Таким образом, “Собачье сердце”, попав под пресс цензуры, не могло быть в то время ни опубликовано, ни поставлено в театре.  Впервые повесть появилась в шестом номере журнала «Знамя» за 1987 год. (слайд 4)

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)

Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». 

Склонная к фантастике, сатира Булгакова беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Повесть объединяет в себе два плана. На первом плане – эксперимент гениального ученого-медика Преображенского со всеми неожиданными для самого профессора и его ассистента Борменталя трагикомическими результатами, т.е. фантастика. А на втором плане – то, что волнует и тревожит самого писателя, т.е. реальность.

Тема нашего урока «Реальность и фантастика в повести М.Булгакова «Собачье сердце».  Попытаемся разобраться, как писатель, опираясь на фантастику, показывает картину быта 20-х годов XX века, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

 

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель:  На первом плане – эксперимент. Кто его проводит? Кто такой Ф.Ф.Преображенский? Чем он занимается? В чем суть его эксперимента?

Ответы обучающихся: Профессор делал операции по омоложению стареющих дам и стариков, хотел найти пути улучшения человеческой породы, для этого пересадил собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга.

Учитель: На ком ставился опыт?

Ответы обучающихся: На бездомной собаке, которую все, кому не лень, обижали.

  1. Аналитическая беседа.

Учитель: В начале повести на описанные события в повести мы смотрим глазами собаки, Шарика. В своей повести «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголь заявлял: «Собаки народ умный». А что вы можете сказать о Шарике?

Ответы обучающихся: Шарик по-своему умен, наблюдателен. Он понимает, что ему пришел конец и что единственное его спасение это господин, который дал ему колбасы.

Считает самыми гнусными людьми поваров и дворников. В отличие от повара графов Толстых, который спас жизнь многих собак, повар столового нормального питания варит щи из вонючей солонины.

Учитель: И на этом «милейшем» псе ставится эксперимент. Каким оказывается результат?

Ответы обучающихся: Неожиданно для себя из собаки получают человека, получают доносчика, алкоголика, демагога, который быстро сел на шею профессора. Но повадки у него остаются собачьими.

Учитель: Профессору волей-неволей приходится приниматься за его воспитание. Как он пытался его перевоспитывать?

Ответы обучающихся: Лаской, исключительно лаской и собственным примером.

Учитель: Попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки встречают с его стороны стойкое и все возрастающее сопротивление. Шариков становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. Почему же профессору Преображенскому, человеку высокой культуры, не удалось сделать из Шарикова человека высокой культуры и нравственности?

Ответы обучающихся: Донором оказался пьяница, уголовник, приговоренный к каторге «условно» Клим Григорьевич Чугункин.

Учитель: Кто еще занимался его воспитанием? Кто еще взял над ним шефство?

Ответы обучающихся: Председатель домового комитета Швондер, который внушал Шарикову, что жильцы дома должны пользоваться одинаковыми благами. Каким бы ни был гениальным ученым профессор Преображенский, нечего ему занимать семь комнат. Обедать он может в спальне, делать операции – в смотровой, где режет кроликов. И вообще пора уравнять его с Шариковым, человеком вполне пролетарского вида.

  1. Работа над вторым планом повести.

Учитель: Вместе с Швондером в фантастику врывается действительность. Почему воспитание Швондера оказалось результативнее?

Ответы обучающихся: Швондер вдалбливает очень привлекательную программу: кто был ничем, тот станет всем.

Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.

Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.

Учитель: Профессор Преображенский весьма критически воспринимает все то, что творится вокруг с марта 1917 года. Чем не доволен профессор, чего он не может понять?

Ответ: стр 422, последнее предложение.

Учитель: Доктор Борменталь возразил: «Разруха». Что такое разруха? Какой ее видит профессор?

Ответ: стр 346. Т.е. это когда человек занят не своим делом, когда человек перестает следить за своими поступками, когда человек стремится не заслужить, а взять чужое.

Учитель: А как выйти из этой разрухи?

Ответ: Когда все займутся прямыми своими делами. Человек должен добиться в жизни все своим трудом, своим делом.

Учитель: На фоне всех этих событий мы видим Шарикова, не искусственного, а натурального, заведующего подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Шариков оказывается в новом виде. На нем кожаная куртка, кожаные штаны и английские высокие сапоги. Как он говорит о своей работе «по специальности»?

Ответ: Вчера котов душили-душили.

Учитель: вас не настораживают эти слова? Всего через несколько лет тысячи реальных шариковых точно так же «душили-душили» уже не котов – людей, настоящих работников, ни в чем перед революцией не провинившихся.

Да и котами не довольствуется Шариков. Помните, как он грозился доктору Борменталю револьвером. Это уже не фантастика и даже не сатира, а страшная реальность. Если бы только напечатали своевременно повесть, если бы только прислушались к словам Булгакова, то, думаю, удалось бы избежать появления Шариковых, Швондеров.

Учитель: Каков финал у каждого из двух планов повести? Как заканчивается история с Полиграфом Полиграфовичем?

Ответы обучающихся: Благополучно, вернув собаку в ее исходное состояние, профессор, посвежевший и, как никогда веселый, занимается своим прямым делом, пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям. Финал второго плана Булгаков оставил открытым, но не трудно догадаться, каким представлялся он писателю: швондеры-то по-прежнему занимали свои посты, а шариковы продолжали плодиться и размножаться. Гениальный писатель еще 1926 году предвидел будущую трагедию России, когда убогие, наглые, агрессивные шариковы, расплодившись, станут душить все им непонятное и враждебное, т.е. гуманное, честное, благородное.

Учитель: Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.

Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко "Собачье сердце", который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.

Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?

Ответы обучающихся: Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?

Ответы: Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.

После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно "станут всем". Революция - это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

7. Рефлексия

Учитель: Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: как писатель, опираясь на фантастику, показывает картину быта 20-х годов XX века, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

Упражнение «Интересно».

Заполнить таблицу:

Плюс

Минус

Интересно

В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.

Домашнее задание:

Напишите, каков, по-вашему, финал второго плана повести (слайд 5). 

Использованная литература:

  1. В.Г.Боборыкин «Михаил Булгаков». Книга для учащихся старших классов, М.:Просвещение,1991.
  2. https://infourok.ru/urok-po-liteature. Мишина О.А. Обличение человеческих пороков в сатирической повести М.Булгакова «Собачье сердце».
  3. https://infourok.ru/. Кочурова М.В. Презентация по литературе для 11 класса по повести М.Булгакова «Собачье сердце».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Урок для 8 класса. В работе можно увидеть, как Булгаков безо всяких наставлений  показывает  истоки  глубокой бездуховности  и помогает  взглянуть в себя и ужаснуться тому, чт...

Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....

Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»Подготовила:   учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Ак-ДовуракаСодунам Анжида Калин-ооловна...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце"

План-конспект урока по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" 9 класс...

Сценарий бинарного открытого урока (история/литература) по теме "Культура советского общества 1920-30 гг.: Эпоха в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце""

В материале используется конспект беседы с обучающимися, тексты повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", разбираются ключевые термины по теме, представленыиллюстрации плакатов эпохи, рассмат...