План анализа стихотворения - Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
- Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
- Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Композиция: размер, рифма, ритм. Размер: _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге); '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; '_ _ _ дактиль; _ _' _ амфибрахий; _ _ _' анапест. Рифма: аабб - парная; абаб - перекрестная; абба - кольцевая. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: -эпитет - художественное определение; -сравнение; -аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; -ирония - скрытая насмешка; -гипербола - художественное преувеличение; -литота - художественное преуменьшение; -олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; -метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; -паралеллизм. Стилистические фигуры: -повторы/рефрен; -риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; -противопоставление; -градация - например: светлый - бледный - едва заметный; -инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; -умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: -аллитерация - повторение одинаковых согласных; -ассонанс - повторение гласных; -анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; -эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
4.Образ лирического героя, авторское "Я".
5.Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
6.Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
| План анализа прозы 1.История создания. 2.Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии: - ДЛ (действующие лица);
- события.
3.Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать): -экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта; -завязка - начало или проявление и обострение конфликта; -развитие действия; -кульминация; -развязка; -эпилог. 4Композиция: -последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей; -способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление; -способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания"; -точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей; -придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости. 5.Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей. 6.Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают: -выбор темы и ее раскрытие; -разработку любимых жанровых форм; -язык; -использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e). 7.Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие). 8.Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий. -рассказ - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц); -новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды: а) новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер; б) новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ; -повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев; -роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют: А) социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия; Б) морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего; В)исторический - о событиях прошлого; Г)философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира; Д)роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса); Е)роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д. -эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
|
Жанры стихотворений
Ода -Торжественное стихотворение, (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. | Баллада -Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-ис орическом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. | Элегия Жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Призна ие» Е. Баратынского ). | Послание -Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее — единичные стихотворения (В. В. Маяковский). | Эклога -(от греч. ekloge — отбор), жанр буколики: диалоги между пастухами, селянами. От Возрождения до нач. 19 в. — стихотворное повествование или диалог, изображающие бытовые сельские сценки. | Песня -Род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом. | Сонет -итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов». | Басня -Короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими л цами обычно выступают животные, растения, вещи. | Эпиграмма -(греч. epigramma, букв. — надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики. | Стихотворение -написанное стихами литературное произведение небольшого объема (ср. с поэмой); в 19-20 вв. преимущест енная форма лирики. | акростих -стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу | рондо -твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar (см. Рифма), где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо | анациклический стих -стихотворение, которое можно читать от начала к концу и от конца к началу | аполог -разновидность нравоучительной поэзии в России 18 – начала 19 века | белый стих -стихотворение без рифмы | идиллия -поэтический жанр (в античности — вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически). | буколика -общее название двух часто смешиваемых жанров античной «пастушеской поэзии» — эклоги и идиллии; в новоевропейской поэзии то же, что пастораль. Название от заглавия цикла стихов Вергилия. | пастораль -жанр античной поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков, земледельцев. | буриме -стихотворение на заданные ранее рифмы | бурлеска -жанр комической поэзии, состоящий в снижении высокого и возвышении низменного |
|
дифирамб -античная то жественная лирика | дума -размышление поэта на философско-социальные темы | Кантата-жанр торжественной лирики, бытовавшей в России в 18-нач.19вв.Писалась на определенные торжественные случаи | Канты-жанр старой одической поэзии, стихотворное произведение, сочиненное по поводу какого-либо торжества; также полудуховные-полусветские стихи, распевавшиеся паломниками для получения подаяния | Мадригал-вначале -жанр идиллической лирики, порой фривольного характера; теперь- небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено(чаще всего- к женщине) | медитативная лирика-философское стихотворение | Марш-лирический жанр гражданской поэзии | Мезостих-стихотворение, в середине которого слова подобраны так, что отдельные буквы, расположенные в определенном порядке, составляют слово, выражение или имя адресата стихотворения | Миниатюра-небольшое стихотворение строго законченной формы с глубоким содержанием | Надпись-малый стихотворный жанр | Ноэль-французская народная сатирическая песенка; стихотворение из 8 строчек | Палиндром-стихотворение, читающееся справа налево и слева направо | Панторим-стихотворение, в котором почти все слова рифмуются между собой((Кошечка в окошечке, кошурка в печурке) | Плач-жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии | Подражание-стихотворение, навеянное творчеством какого-либо поэта или стилизованное в духе поэзии данного поэта | Романс-небольшое лирическое стихотворение напевного характера, преимущественно о любви | Рондель-стихотворение из 13 строк, в котором повторяются две рифмы | Рондо-стихотворение из 8, или13, или15 строк с двумя рифмами | Сицилиана-стихотворение из восьми строк с двумя перекрестными рифмами | Октава-стихотворение из 8 строк, построенное по схеме абаб абсс | Стансы-небольшое стихотворение из четырех стихов четырехстопного ямба с перекрестной рифмой; количество стихов колеблется от 4 до 12; это спокойное стихотворение, полное мысли | Тавтограмма-игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы | Ритурнель-Трехстрочная строфа. Стихотворный размер свободный, по выбору поэта; рифмуются между собой 1 и 3 строки, средний стих остается без рифмы (холостым). | Триолет-Твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB, где стихи А и В повторяются как рефрены. | Центон-Стихотворение, составленное их известных читателю стихов одного или нескольких поэтов. | Экспромт-Небольшое стихотворение, чаще шуточного характера, сочиненное поэтом устно или письменно, без подготовки, под влиянием непосредственного чувства. | Эпистола-Стихотворение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. | Ямбы-Жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написан ямбическими стихами. |
|
Системы стихосложения Тоническое стихосложение
Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.
Силлабическое стихосложение
Силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.
Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги.
Схема силлабического стиха отличается от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа «×′ ×′» в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге, напр. в александрийском стихе — на 6-м и 12-м слогах.
Силлабо-тоническое стихосложение
Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.
Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры). Перенося на силлабо-тонический стих терминологию античного стихосложения, двусложные размеры, в которых ударения падают на нечетные слоги, называют хореическими, а двусложные размеры, в которых ударения приходятся на четные слоги, — ямбическими.
Соответственно трехсложные размеры с ударениями на 1/4/7-м и т.д. слоге называются дактилическими, с ударениями на 2/5/8-м и т.д. слоге — амфибрахическими и с ударениями на 3/6/9-м и т.д. слоге — анапестическими.
В зависимости от числа ударений в строке размеры обозначаются как двух-, трех-, четырех- и т.д. стопные ямбы, дактили, амфибрахии, анапесты и т.п. Эта терминология (учитывая ее условность) прочно укоренилась в употреблении и в достаточной мере удобна.
На практике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются в фиксированном «силлабо-тоническом» порядке. Как обратное явление, и в тоническом и в силлабическом стихах расположение ударений может принимать урегулированный ямбический, хореический и т.п. характер. Так, во французском и польском стихах можно найти примеры хорея; близок к силлабо-тонике итальянский десятисложный стих. Т.о. между группами акцентного стиха строгой грани не существует; существует ряд промежуточных построений, а собственно различение между группам и происходит в большей степени статистически, по частотности метрических явлений.Размеры стихосложенияХорей Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.): Листья падают в саду… В этот старый сад, бывало, Ранним утром я уйду И блуждаю, где попало. (И.Бунин)
Ямб Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом. Так бей, не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека - Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок)
Дактиль Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела; В два ряда свет - и таинственным трепетом Чудно горят зеркала. (А. Фет)
Амфибрахий Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: Я долее слушать безумца не мог, Я поднял сверкающий меч, Певцу подарил я кровавый цветок В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв)
Анапест
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.
Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветистом лугу. Повиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу. (А. Блок)
ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению. ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера. ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме. ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание. ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в произведении.ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении. ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью. ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение. ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа. ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя. ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества. ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии. РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена. РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха. РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни. РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения. РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров. РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого. РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы. РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов). РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк. РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос. РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви. РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы. РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки. САРКАЗМ — язвительная насмешка. САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека. СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, В котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь. СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности. СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи. СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки. СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли. СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений. СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речьСТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер. СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности. ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного произведения.ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением. ТЕМА — объект художественного отражения. ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения. ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор. ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества. ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе. УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования. ФАБУЛА — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. ФЕЛЬЕТОН — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества. ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова. ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами. ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни. ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием. | АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой. АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь. АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора. АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии нач. XX в. АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу. АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания. АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог. АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь. АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге. АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги. АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя. АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов. АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему. АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов. АФОРИЗМ — мысль, изложенная кратко и точно. БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием. БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения. БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы. БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания. БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам. БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно. БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях. ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема. ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения. ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки. ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение. ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках. ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками. ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи. ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя. ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем. ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано. ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям. ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления. ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога. ДЕКАДЕНТСТВО — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм. ДЕТЕКТИВ — произведение приключенческой литературы. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей. ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей. ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера. ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого. ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении. ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя. ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде. ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения. ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах. ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы. ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов. ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя. ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной подготовки.ИНВЕКТИВА — резкое обличение. ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок. ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения. ИРОНИЯ — скрытая насмешка. КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя. КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку. КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь. КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. ХIХ вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах. КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности. КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога. КОДА — заключительный, добавочный стих. КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой. КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы. КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения. КОНТЕКСТ — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов. КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием. КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения. КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений. КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой. КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития. ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли. ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ. ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении. ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова. ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники. МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания. МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни. МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки. МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления. МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др. МЕТОНИМИЯ — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании. МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение. МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение. МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев. МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении. МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством. МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе. МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой. МОТИВ — В литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое. МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания. НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха. НЕОЛОГИЗМ — новое слово. НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов. ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений. ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю. ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою. ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья. ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом. ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения. ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала. ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием. ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения. ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении. ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней. ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков. ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях. ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности. ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа. ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено. ЧАСТУШКА — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием. ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли. ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь. ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении. ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки. ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением. ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение. ЭПИГРАФ — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора. ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении. ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев. ЭПИТЕТ — образное определение. ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах. ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога. КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества. ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора. МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных. ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни. ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д. ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя. ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование. РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа. РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные. ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть. ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие. ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль. ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия. ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.
Конец формы
|