справочник для подготовки к ГИА
статья по литературе (9 класс) по теме
Справочник для подготовки к ГИА
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Герой нашего времени»
Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» — это герой 30-х годов.
Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором.
1-й урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа «Герой нашего времени». Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».
2-й урок. Загадки характера Печорина в главе «Тамань».
3-й урок. «Княжна Мери». Печорин в системе образов главы.
4-й урок. Философский характер главы «Фаталист».
5-й урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.
6-й урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению.
В сильном классе следует подчинить изучение романа проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь анализа:
1-й урок. Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина.
2—3-й уроки. «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Его роль в раскрытии характера главного героя. Анализ ключевых эпизодов.
4-й урок. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. Социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.
5-й урок. Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.
6-й урок. Литературная критика об образе Печорина. Подготовка к сочинению.
Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту. В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровню литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для самостоятельной домашней работы.
УРОК . «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
На первом уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу, проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина.
Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»
- Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
- Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
- Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
- Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо руками». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
- Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
- Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
- Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
- Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
- Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.
Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»
- Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
- Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
- Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
- Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
- Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества?
Итоги урока. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».
УРОКИ . «Зачем я жил?» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера
На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера.
Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»
- Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
- Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
- Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
- Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
- Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
- Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»
- Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
- Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
- Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
- Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
- Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
- Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
- Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
- Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»
- Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
- Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
- Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
- К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
- Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.
Итоги уроков. Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.
УРОК . «В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа
В центре урока — раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на четыре группы.
1-я группа. Печорин и Максим Максимыч
- Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
- Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
- Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?
2-я группа. Печорин и Грушницкий
- Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
- Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
- Какова композиционная роль образа Грушницкого?
3-я группа. Печорин и Вернер
- Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
- Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
- Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
4-я группа. Печорин и Вулич
- Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
- Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
- Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?
Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.
УРОК «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина
Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.
1-я группа. Печорин и Бэла
- Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
- Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
- Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
2-я группа. Печорин и девушка-ундина
- Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
- Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
- Какова композиционная роль ее образа?
3-я группа. Печорин и Мери
- Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
- Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
- Каков композиционный смысл образа Мери?
4-я группа. Печорин и Вера
- Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
- Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
- Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.
Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат.
УРОК 34. «Душа Печорина не каменистая почва…»1 Литературная критика об образе Печорина
На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина.
Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:
- Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
- Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина — свобода, переходящая в индивидуализм.
- Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
- Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
- «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
УРОКИ 35—36. Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Предварительный просмотр:
Тест на знание романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Вариант 2.
- Имя-отчество Печорина:
а) Григорий Александрович; б) Сергей Иванович; в) Александр Григорьевич.
- Через сколько дней после заключения пари между Максимом Максимычем и Печориным Бэла полюбила Печорина?
а) год; б) месяц; в) неделя.
- Как отреагировал Печорин на смерть Бэлы?
а) заплакал; б) разозлился; в) расхохотался.
- Сколько лет девушке-контрабандистке?
а) 25; б) 21; в) 18.
- В начале повести «Княжна Мери» Грушницкий - …
а) юнкер; б) прапорщик; в) поручик.
- Цель жизни Грушницкого:
а) сделаться героем романа; б) проявить геройство в сражении; в) дослужиться до генерала.
- Имя женщины, память о которой останется с Печориным на всю жизнь, по его собственному утверждению.
а) Вера; б) Мери; в) Бэла.
- Кто предложил подшутить над Печориным во время дуэли?
а) Грушницкий; б) драгунский капитан; в) Вернер.
- На скольких шагах стрелялись Печорин и Грушницкий?
а) 32; б) 18; в) 6.
- Как звали убийцу Вулича?
а) Ефимыч; б) Иваныч; в) Григорьич.
- Звание Печорина.
а) поручик; б) прапорщик; в) капитан.
- Имя контрабандиста:
а) Иван; б) Янко; в) Дмитро.
- Возраст Грушницкого.
а) 25 лет; б) 18 лет; в) 21 год.
- Кого из поэтов цитирует Печорин:
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.
- Какую книгу читал перед дуэлью Печорин?
а) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»; б) В. Скотт «Шотландские пуритане»; в) В. Скотт «Айвенго».
- От кого Печорин получил записки после дуэли?
а) от Веры; б) от Вернера; в) от Мери.
- Единственная страсть поручика Вулича…
а) женщины; б) игра; в) табак.
- Каким образом Печорин проверил свою судьбу?
а) стрелялся из револьвера; б) обезоружил обезумевшего казака; в) прыгнул в море.
- Национальность Вернера:
а) немец; б) русский; в) англичанин.
Тест на знание романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Вариант 2.
- Имя-отчество Печорина:
а) Григорий Александрович; б) Сергей Иванович; в) Александр Григорьевич.
- Через сколько дней после заключения пари между Максимом Максимычем и Печориным Бэла полюбила Печорина?
а) год; б) месяц; в) неделя.
- Как отреагировал Печорин на смерть Бэлы?
а) заплакал; б) разозлился; в) расхохотался.
- Сколько лет девушке-контрабандистке?
а) 25; б) 21; в) 18.
- В начале повести «Княжна Мери» Грушницкий - …
а) юнкер; б) прапорщик; в) поручик.
- Цель жизни Грушницкого:
а) сделаться героем романа; б) проявить геройство в сражении; в) дослужиться до генерала.
- Имя женщины, память о которой останется с Печориным на всю жизнь, по его собственному утверждению.
а) Вера; б) Мери; в) Бэла.
- Кто предложил подшутить над Печориным во время дуэли?
а) Грушницкий; б) драгунский капитан; в) Вернер.
- На скольких шагах стрелялись Печорин и Грушницкий?
а) 32; б) 18; в) 6.
- Как звали убийцу Вулича?
а) Ефимыч; б) Иваныч; в) Григорьич.
- Звание Печорина.
а) поручик; б) прапорщик; в) капитан.
- Имя контрабандиста:
а) Иван; б) Янко; в) Дмитро.
- Возраст Грушницкого.
а) 25 лет; б) 18 лет; в) 21 год.
- Кого из поэтов цитирует Печорин:
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.
- Какую книгу читал перед дуэлью Печорин?
а) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»; б) В. Скотт «Шотландские пуритане»; в) В. Скотт «Айвенго».
- От кого Печорин получил записки после дуэли?
а) от Веры; б) от Вернера; в) от Мери.
- Единственная страсть поручика Вулича…
а) женщины; б) игра; в) табак.
- Каким образом Печорин проверил свою судьбу?
а) стрелялся из револьвера; б) обезоружил обезумевшего казака; в) прыгнул в море.
- Национальность Вернера:
а) немец; б) русский; в) англичанин.
Предварительный просмотр:
Тест на знание романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Вариант 1.
- Звание Максима Максимыча.
а) Штабс-капитан; б) поручик; в) рядовой.
- Сколько лет было Азамату?
а) 15; б) 20; в) 10.
- Как Казбич отомстил за Карагёза?
а) Убил Бэлу; б) убил Азамата; в) убил отца Бэлы.
- Тамань - это…
а) городишко; б) деревня; в) область.
- Кого из поэтов цитирует Печорин?
Но смешивать два этих ремесла
Есть тьма охотников - я не из их числа.
а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.
- С кем сравнивает себя Печорин?
а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига; б) с птицей, парящей в вышине; в) с героем романа.
- За что держал пари Печорин с Вуличем?
а) судьба есть; б) судьбы нет; в) никто не знает, есть ли судьба.
- Причина дуэли Печорина и Грушницкого.
а) Грушницкий оклеветал Мери; б) Свидание Печорина с Верой; в) Грушницкий узнал, что Мери любит Печорина.
- Национальность Бэлы.
а) черкешенка; б) грузинка; в) осетинка.
- Сколько лет Печорину?
а) 18; б) 25; в) 40.
- Как погибла Бэла?
а) Казбич застрелил; б) Печорин застрелил; в) Казбич зарезал кинжалом.
- Действие в повести «Княжна Мери» происходит…
а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.
- Какие танцы танцевал Печорин с Мери?
а) вальс; б) мазурку; в) кадриль; г) котильон.
- От чего погиб Вулич?
а) застрелился; б) зарублен пьяным казаком; в) на дуэли.
- Кто такой Вернер?
а) муж Веры; б) друг Печорина; в) друг Грушницкого.
- Как поступил Печорин с ковром, который купил вперёд Княжны?
а) повесил в кабинет; б) покрыл им лошадь; в) подарил Вере.
- Куда ехал Печорин, когда в последний раз встретил Максима Максимыча?
а) на Кавказ; б) в Персию; в) в Турцию.
- Что просил Азамат у Казбича в обмен на сестру?
а) коня; б) шашку; в) седло.
19. Кто, по мнению странствующего офицера, «ввёл моду скучать»?
а) англичане; б) немцы; в) итальянцы.
Тест на знание романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Вариант 1.
- Звание Максима Максимыча.
а) Штабс-капитан; б) поручик; в) рядовой.
- Сколько лет было Азамату?
а) 15; б) 20; в) 10.
- Как Казбич отомстил за Карагёза?
а) Убил Бэлу; б) убил Азамата; в) убил отца Бэлы.
- Тамань - это…
а) городишко; б) деревня; в) область.
- Кого из поэтов цитирует Печорин?
Но смешивать два этих ремесла
Есть тьма охотников - я не из их числа.
а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.
- С кем сравнивает себя Печорин?
а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига; б) с птицей, парящей в вышине; в) с героем романа.
- За что держал пари Печорин с Вуличем?
а) судьба есть; б) судьбы нет; в) никто не знает, есть ли судьба.
- Причина дуэли Печорина и Грушницкого.
а) Грушницкий оклеветал Мери; б) Свидание Печорина с Верой; в) Грушницкий узнал, что Мери любит Печорина.
- Национальность Бэлы.
а) черкешенка; б) грузинка; в) осетинка.
- Сколько лет Печорину?
а) 18; б) 25; в) 40.
- Как погибла Бэла?
а) Казбич застрелил; б) Печорин застрелил; в) Казбич зарезал кинжалом.
- Действие в повести «Княжна Мери» происходит…
а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.
- Какие танцы танцевал Печорин с Мери?
а) вальс; б) мазурку; в) кадриль; г) котильон.
- От чего погиб Вулич?
а) застрелился; б) зарублен пьяным казаком; в) на дуэли.
- Кто такой Вернер?
а) муж Веры; б) друг Печорина; в) друг Грушницкого.
- Как поступил Печорин с ковром, который купил вперёд Княжны?
а) повесил в кабинет; б) покрыл им лошадь; в) подарил Вере.
- Куда ехал Печорин, когда в последний раз встретил Максима Максимыча?
а) на Кавказ; б) в Персию; в) в Турцию.
- Что просил Азамат у Казбича в обмен на сестру?
а) коня; б) шашку; в) седло.
19. Кто, по мнению странствующего офицера, «ввёл моду скучать»?
а) англичане; б) немцы; в) итальянцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку.
Данный материал предназначен для учащихся 9 классах, который поможет им самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку....
Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку.
Данный материал предназначен для учащихся 9 классах, который поможет им самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку....
Справочник для подготовки к ЕГЭ по географии
Справочник для подготовки к ЕГЭ по географии...
Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс
В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...
Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (для 9 классов)
Электронный справочник «Подготовка к ГИА»( для 9 классов) в нем представлены тесты, тексты для прослушивания , а также емкий, доступный справочный материал для учащихся, в котором ве...
справочник для подготовки к ГИА
В справочник вошли задания ГИА, разработанные учителями школы и богатый справочный материал, разобранный по заданиям с примерами...
Комментарии
справочник для подготовки к
справочник для подготовки к ГИА