Урок литературы в 9 классе. Тема: Тема «дружества святого» в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» (1825 г.)
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Урок литературы в 9 классе.  Тема "дружества святого" в стихотворении А.С. Пушкина "19 октября" (1825 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл А.С. Пушкин «19 октября» (1825 года)2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Ремизова Г.А. МБОУ Гатчинская СОШ №2 Тема «дружества святого» в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» (1825 года)

Слайд 2

Цели урока: Образовательные : познакомить с лицейским периодом как порой ученичества, познакомить с годами обучения в Лицее, друзьями Пушкина - И. Пущиным ; Кюхельбекером, Дельвигом ; показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихотворением Пушкина «19 октября» (1825 года), посвященным его друзьям; расширить представления школьников о личности А.С . Пушкина , совершенствовать навыки анализа поэтического текста, учить выразительному чтению. Развивающие: развивать образное мышление, память и внимание. Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; интерес и любовь к поэзии Пушкина; воспитывать на примере жизни поэта умение дружить, формирование гуманных отношений.

Слайд 3

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа , неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастье куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. («19 октября», 1825)

Слайд 4

Царскосельский Лицей: наставники и питомцы «В начале жизни школу помню я…» А. С. Пушкин Первые директора Царскосельского Лицея . На должность директора, который по уставу «сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых» был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел В. Ф. Малиновский . Все трудности по созданию нового учебного заведения, по подбору педагогических кадров были прекрасно решены первым директором. Блестяще образованный, доброжелательный, справедливый, Малиновский пользовался огромной любовью и уважением всех воспитанников. Вторым директором в 1816 году был назначен Е. А. Энгельгардт , который до этого был директором Петербургского педагогического института. Назначенный на должность директора Лицея, стремился налаживать быт воспитанников, уделяя большое внимание созданию семейного уюта. С огромным интересом следил он за дальнейшей судьбой своих питомцев, со многими состоял в дружеской переписке на протяжении всей жизни.

Слайд 5

В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий Львович. На лицей возлагались большие надежды : он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности. Срок обучения определялся шестью годами и делился на два курса – начальный и окончательный.

Слайд 6

Для нового учебного заведения был отведён 4-этажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце 18 века архитектором И. Нееловым. Первоначально флигель, соединенный с дворцом перекинутой через улицу галереей, предназначался для внуков Екатерины ІІ. Екатерининский дворец с флигелем Здание Императорского Лицея О здании, отведённом под нужды нового учебного заведения.

Слайд 9

Экзамен в Большом зале 8 января 1815 года

Слайд 10

Режим дня 6.00 — подъем, молитва; 7.00— 9.00 — занятия в классе; 9.00— 10.00 — чай, прогулка; 10.00— 12.00 — занятия в классе; 12.00— 13.00 — прогулка; 13.00 — обед; 14.00— 15.00 — чистописание или рисование; 15.00— 17.00 — занятия в классе; 17.00— 18.00 — чай, прогулка, повторение уроков или вспомогательный класс; 20.30 — ужин; до 22.00 — игры, чтение; 22.00 — вечерняя молитва, сон . Расписание примерное , оно изменялось, но главное правило сохранялось: лицеисты никогда не должны быть праздными!

Слайд 11

Среди первых выпускников будут те, чьи имена впоследствии войдут в историю России. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков , известный мореплаватель Федор Матюшкин , декабристы Иван Пущин , Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский , поэт Антон Дельвиг , композитор Михаил Яковлев — это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета , или министров , 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства — и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. Расскажем о «первых», лучших учениках выпуска 1817 года, а также лицейских друзьях Александра Пушкина. Первыми, лучшими учениками в первом выпуске были В. Вольховский и А. Горчаков. Лучшими друзьями А. Пушкина в Лицее стали И. Пущин (сосед по комнате), В. Кюхельбекер, А. Дельвиг , И. Малиновский . У Пушкина было много друзей, верных и милых, но всех верней и милей стали именно лицейские друзья.

Слайд 12

Тема лицея – это, прежде всего тема непредательства , одоления зависти и вражды между людьми, способность к великодушию, милосердию, добру.

Слайд 14

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа , неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастье куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. («19 октября», 1825)

Слайд 15

Н. Кузьмин «Пушкин в Лицее»

Слайд 16

8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу ,старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Пушкину запретили самовольно покидать Михайловское. Долгие вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки, напевала грустные мелодии народных песен. Михайловское

Слайд 17

Корсаков Николай Александрович (1800, Россия — 26 сентября 1820, Флоренция , Италия ) — русский поэт, композитор

Слайд 18

Фёдор Фёдорович Матю́шкин (10 июля 1799, Штутгарт — 16 сентября 1872, Санкт-Петербург ) — адмирал , полярный исследователь, сенатор .

Слайд 20

Их комнаты были рядом: Пущин - №13, Пушкин- №14. Лёгкий стук в стенку был их условным знаком. Толстый, круглолицый, с ясными, серыми глазами, созданный для удовольствий и ненавидящий огорчения, Пущин ни в чем не был похож на Александра. Постепенно к нему пришла слава человека справедливого и умного. Лицеисты при ссорах стали обращаться к нему: он разбирал споры с удовольствием.

Слайд 21

ИВАН ПУЩИН(1798-1859) «…при счастливых способностях отличается редким прилежанием, соединяя понятливость с рассуждением и кажется, лучше ищет твердых, нежели блистательных успехов» ( Н. Кошанский ) Пущин получил прекрасное домашнее образование. Глубокие и прочные знания сочетались в нем со рассудительностью, благоразумием, скромностью. Прозвище – «Большой Жанно ». При выпуске получил похвальный лист №1 «С правом на серебряную медаль» и в чине прапорщика поступил в лейб- гвардию Конной артиллерии, позднее судья в уголовном департаменте Московского суда. Участник восстания на Сенатской площади 1825 года, осужден на вечную каторгу в Сибирь. Дружба Пушкина с Пущиным продолжалась всю жизнь. Пущин оставил воспоминания о Пушкине и Лицее, а Александр Сергеевич посвятил другу много стихов: «К Пущину», «В альбом Пущину», « Мой первый друг, мой друг бесценный», строфы в «Пирующих студентах», «19 октября» (1825 и 1827).

Слайд 22

Вместе с другими декабристами Пущин был приговорён в ссылке в Сибирь. В первый день своего приезда в Читинский острог он получил переданное ему с женой декабриста Муравьева послание Пушкина: Мой первый друг, мой друг бесценный И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Слайд 23

АЛЕКСАНДР ГОРЧАКОВ(1798-1883) «Превосходных дарований. Благородство с благовоспитанностью, крайняя склонность к учению с быстрыми в том успехами, ревность к пользе и чести своей, всегдашняя вежливость, нежность и искренность в обращении… пылкость ума и нрава его выражают быстрая речь и все его движения». ( Кошанский Н.) Горчаков- князь, сначала учился в Санкт – Петербургской гимназии. Трудолюбие, усидчивость, стремление во всем быть лучшим поражали товарищей. За миловидную внешность, изысканные манеры получил прозвище «Франт». По окончании учёбы получил вторую золотую медаль и прекрасный аттестат. С чином титулярного советника был определен в Министерство иностранных дел. Сделал блестящую карьеру: министр иностранных дел, канцлер России, светлейший князь. Верный лицейской дружбе, пытался оказать помощь И. Пущину после восстания 1825 года. Прожил самую долгую жизнь из выпускников 1817 года. («Кому ж из нас под старость день Лицея/ Торжествовать придется одному?»).

Слайд 24

АНТОН ДЕЛЬВИГ (1798-1831) «С ним я читал Державина и Жуковского – с ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит». (А. Пушкин) Дельвиг – барон, первоначальное образование получил в одном из московских пансионов. Начитанность, чувство гармонии, тонкий литературный вкус позволили ему занять особое место среди лицейский поэтов. Его прозвища – «Тося», «Султан». Окончил Лицей с чином коллежского секретаря и определён был в Департамент горных и соляных дел. Литератор, издатель, журналист, сумевший объединить вокруг себя лучшие литературные силы. Дельвиг был одним из самых близких друзей Пушкина. Ему адресован целый ряд пушкинских стихотворений. Узнав о преждевременной кончине друга, Пушкин напишет: «Он был лучший из нас… Никто на свете не был мне ближе Дельвига »..

Слайд 25

ВИЛЬГЕЛЬМ КЮХЕЛЬБЕКЕР (1797-1846) «Читал все на свете книги обо всех на свете вещах; имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства, но к сожалению, во всем этом не хватает вкуса, такта, грации, меры и ясной цели…» (Энгельгардт Е.) «Мой брат родной, по музе, по судьбам…» (Пушкин А. С.) Кюхельбекер первоначальное образование получил в частном пансионе. Начитанность, прилежание, старательность быстро о ценили преподаватели Лицея. Кюхельбекер многим отличался о т своих товарищей. Его болезненность, нескладность фигуры, г луховатость привели к тому, что он стал постоянным объектом к арикатур и шуток сокурсников. Но нельзя не заметить, что по у ровню знаний, умственному развитию намного их опередил. Его лицейские прозвища – «Кюхля», « Бекеркюхель ». Вильгельм активно участвует в литературной жизни Лицея, пишет прозу и стихи, хотя к его произведениям относились иронически. При выпуске из Лицея получил 3 серебряную медаль, отличный аттестат. С чином титулярного советника был определен в Министерство иностранных дел. Участник восстания 14.12.1825 года. Осуждён к 20 годам каторги.

Слайд 26

Пора и мне... пируйте, о друзья! Предчувствую отрадное свиданье; Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я, Исполнится завет моих мечтаний; Промчится год, и я явлюся к вам! О сколько слез и сколько восклицаний, И сколько чаш, подъятых к небесам!

Слайд 27

И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! Благослови, ликующая муза, Благослови: да здравствует лицей! Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию , и мертвым и живым, К устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим.

Слайд 28

Пируйте же, пока еще мы тут! Увы, наш круг час от часу редеет; Кто в гробе спит, кто, дальный , сиротеет; Судьба глядит, мы вянем; дни бегут; Невидимо склоняясь и хладея, Мы близимся к началу своему... Кому ж из нас под старость день лицея Торжествовать придется одному?

Слайд 29

Несчастный друг! средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой, Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой... Пускай же он с отрадой хоть печальной Тогда сей день за чашей проведет, Как ныне я, затворник ваш опальный, Его провел без горя и забот.

Слайд 30

Дружба здесь предстает как защита от «сетей судьбы суровой». Сама мысль о друзьях, разбросанных по всем концам света, раздвигает границы жизни, помогает преодолеть замкнутость «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы. «Разный путь» не отменяет братских объятий. Бесстрашие дружбы нарушает запрет ссылки: «Троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я...» Дружба раздвигает и душевное «пространство человека». Дружба для поэта оказывается спасительной, потому что при всей суровости судьбы возможны «дни соединений ».

Слайд 31

В толковом словаре С.И. Ожегова написано: « Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Слайд 32

Дельвиг : Дружба - это наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место. Малиновский : Дружба выше карьеры. Корсаков: Это больше удачи. Кюхельбекер : Дружба выше и больше даже любви.

Слайд 33

«Эстафетная палочка ДРУЖБЫ» передана вам, ребята, и хочется, чтобы вы через много лет, пройдя через жизненные испытания, встретившись, могли бы сказать : «Друзья мои, прекрасен наш союз !»

Слайд 34

Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок из стихотворения «19 октября» (1825 года ) Сочинение-рассуждение «Что такое дружба?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Фрагмент урока литературы в 5 классе. А.С.Пушкин. Сравнение стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне».

5 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Урок литературы в 6Б классе ТЕМА: РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа в стихотворениях А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа  в стихотворениях А.С.Пушкина"Учебник В.Ф.Чертова...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...