Статья на тему "ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ И.А. БУНИНА"
статья по литературе

Инга Игоревна Ооржак

Аннотация

 

Данная работа посвящена исследованию времен года в поэзии И. А. Бунина. Бунинская поэзия являет собой пример русской лирики в ее коренных, национальных основах. Исследователь О. Н. Михайлов писал о том, что пейзажная лирика Ивана Алексеевича глубоко национальна и «крепкой закваской этого явились впечатления от родной Орловщины, Подстепья, среднерусской природы. Бунин писал в автобиографии: «...в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к нашим порогам, а зимой среди сугробов, прошло все мое детство, полное поэзии печальной своеобразной». Разумеется, они были лишь родником, давшим начало большой реке, но родником сильным и чистым. Осень, зима, весна, лето - в бесконечном круговороте времени, в радостном обновлении природы черпает Бунин краски для своих стихов. Его пейзажи обретают удивительную конкретность, растения, птицы - точность обозначений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

И. И. Ооржак,

студентка института гуманитарного образования;

научный руководитель: кандидат филол. наук, доцент Ю. Г. Бабичева

АГГПУ имени В. М. Шукшина (Бийск)

ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ И. А. БУНИНА

Данная работа посвящена исследованию времен года в поэзии И. А. Бунина. Бунинская поэзия являет собой пример русской лирики в ее коренных, национальных основах. Исследователь О. Н. Михайлов писал о том, что пейзажная лирика Ивана Алексеевича глубоко национальна и «крепкой закваской этого явились впечатления от родной Орловщины, Подстепья, среднерусской природы. Бунин писал в автобиографии: «...в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к нашим порогам, а зимой среди сугробов, прошло все мое детство, полное поэзии печальной своеобразной» [3, с. 61]. Разумеется, они были лишь родником, давшим начало большой реке, но родником сильным и чистым. Осень, зима, весна, лето - в бесконечном круговороте времени, в радостном обновлении природы черпает Бунин краски для своих стихов. Его пейзажи обретают удивительную конкретность, растения, птицы - точность обозначений» [2].

Трудно определить, какое время года созвучнее Бунину, так как в его первых сборниках перемежаются стихи о весне, лете, осени, зиме. Само вычленение отдельных времен года до известной степени кажется условным, потому что раннего и зрелого Бунина интересует диалектика природы, нюансы ее изменений, ее соотношение с человеческой душой, а не та или иная пора года. Для Бунина мир природы — это извечная составляющая реальной жизни, окружение, которое становится и отражением внутреннего состояния.

Объектом нашего внимания является то, как раскрывается тема времен года в поэтических текстах. Временная лексика не является огромной по количественным показателям, но регулярно используется в художественном пространстве стихотворений Ивана Алексеевича. Лексемы ориентированы на временной план, связанный с определенным промежутком времени, месяцем. Лексика времен года, отражающая особенности этнокультурного осмысления времени, получает субъективно-авторскую, творческую интерпретацию у Бунина. В его работах важно отметить факт концептуализации изучаемых лексем, в первую очередь, за счет использования их в качестве заглавий. Назовем ряд произведений, в заглавии которых словосочетания, включающие в себя названия времен года: «Последняя весна», «Несрочная весна», «Русская весна», «Холодная весна», «Весенний разлив», «Весной в Иудее», «Летний день», «Летняя ночь», «Последняя осень», «Холодная осень», «Ноябрьская ночь», «Зимняя вилла», «Зимняя пора», «Зимний сон», так и одиночные слова: «Апрель», «Весеннее», «В августе», «Осенью», «Зима».

Для выявления времен года в поэзии И. А. Бунина, проведем анализ стихотворений и выясним, как в них показаны времена года, при помощи каких средств.

Вершиной осенней тематики в поэзии Бунина является стихотворение «Листопад». По признанию поэта, самое его любимое. Иван Алексеевич наблюдения за изменениями природы чередует с философскими мотивами, приводя мысли о течении человеческой жизни. С одного дня в начале стихотворения время расширяется до одного месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…»)

Осень в «Листопаде» - понятие собирательное, она является и временем года, выступает и в качестве самостоятельно существа, «тихой» вдовы и лесной хозяйки. Очеловеченный внутренний мир природы многолик: в нем есть место и радости, и страданию, и боли. Проводится идея вечной жизни через все стихотворение – с первых строк о красоте осени, увядающей к новой красоте – зимней.

Смена настроения лирического героя передается с помощью средств выразительности. Осенний лес описывают краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна). Образ осенней сказки создается с помощью сказочной лексики (сравнения поляны с двором, лес с теремом и т.п.).

Резкая смена настроений происходит с появлением образа «тихой вдовы» Осени, который привносит мотив смерти - вырисовывается картина леса в ожидании своей смерти. Но в следующей строфе снова изменения – зимние ветра принесли жизнь, природа снова обрела радость. Из художественных средств автор использует инверсии (льет дождь), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья) и направленное движение (гуси держат перелет) для передачи движения; анафору, ассонанс «о» и «е», сравнения, метафоры-олицетворения («дымы встают столбами») и т.п.

Кроме роскошного осеннего цветника поэт переносит читателей из осенней сказки в атмосферу зимней сказки.

Под небом мёртвенно-свинцовым

Угрюмо меркнет зимний день,

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль.

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль. («Родина»)

Стихотворение, написанное в жанре пейзажной лирики, является небольшой миниатюрой о хмуром зимнем вечере. Унылая картина меркнущего под «мертвенно-свинцовым» небом дня в пустыне рождает депрессивные настроения, чувства одиночества, тоски, но не безысходности. Единственное «цветное» в стихотворении – «туман молочно-синий» дает надежду на лучший исход – описанные последние минуты зимнего дня обязательно сменятся новым днем и новым пейзажем. «Родина» у читателя рождает противоположные чувства – от уныния до просветленности и светлой печали, для самого Бунина родина была страной противоречий. Средства выразительности также помогают ему передать свое настроение и отношение, автор использует развернутые колористические эпитеты («мертвенно-свинцовые», «молочно-синий»), которые передают палитру красок унылого зимнего дня. Не менее выразительны сравнения («один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»), олицетворения («угрюмо меркнет зимний день»), гиперболы («нет конца лесам сосновым»), метафоры («Родина – снежная пустыня»).

Времена года как явления природы выступают средством сюжетного движения в поэзии Бунина и способом раскрытия внутреннего состояния персонажей. Событийное и перцептивное время переплетаются.

Традиционная символика времен года находит отражение в эмоциональном наполнении системы образов в стихотворениях. Приход весны рождает чувство радости, надежды на счастье, которое пробуждается в душе вместе с пробуждением природы от зимнего сна:

Раскрылось небо голубое

Меж облаков в апрельский день («Раскрылось небо голубое…»).

Стихотворение проникнуто смешанным чувством радости и грусти, столь характерным для поэта ощущением, обозначенным им самим оксюморонным сочетанием «блаженная тоска». Причина неполноты счастья и невозможности его абсолютного постижения является, по-видимому, «обманность» запечатленного момента, в том, что он преходящ, как и все в жизни, недаром это всего лишь «миг». Однако зрительные и обонятельные характеристики образа березового леса передают именно восторженность состояния поэта: «пряный» - приятный, пьянящий запах, «атласный блеск».

Лето, с которым связано состояние умиротворенности, покоя и радости, приходит на смену весне:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам! («Детство»)

Стихотворение «Детство» является ярким примером сопоставления этапа жизни со временем года. В центре выделяем два основных образа – лирический герой, вернувшийся в детство и сосна, выступающая символом родной природы. Автор описывает впечатления от прогулки в бору в жаркий летний день, во время которой герой почувствовал себя ребенком. Эти два образа представляют антитезу по возрасту (ствол сосны – тяжелый, величавый, герою – «только 10 лет»). Во второй строфе стихотворения они «сливаются воедино». В третей строфе автор снова акцентирует внимание на знойном дне и сухом солнечном свете, тем самым замыкая круг. Лето в бору Бунин описывает восторженно, очень выразительны восклицательные предложения, наименования эмоций «весело», «сладостней». Идея стихотворения реализуется с помощью различных средств художественной выразительности: звукопись (шипящие т и с), сравнения (песок как шелк), метафоры (лес-палаты). Нужно заметить, как чувство эмоционального подъема, единства с природой передано с помощью слов со значением чувственного восприятия мира и тропов: «сухой смолистый аромат», «пахнет зной и сухость лета» - ощущения смешиваются и наполняют лирического героя чувством радости, готовностью наслаждаться жизнью.

Сделав анализ стихотворений, мы увидел, что в поэзии Бунина представлены все времена года, в наибольшей степени – весна и осень, которые являются несомненным атрибутом идиллического топоса «Серебряного века». В ярких, солнечных весенних пейзажах в полной мере проявляется уникальная художественная концепция Бунина. Весна вызывает радость или «сладкую печаль». С осенью поэт ассоциирует тоску, одиночество, зиму встречает с восторгом, который сменяется чувством страха, лето у Бунина характеризуется благоденствием, безмятежностью и любовью.

Специфика создания времен года у Бунина, на наш взгляд, состоит в том, что поэт, созерцая образы природы, как правило, не выходит за контекст, предложенный самой природой, описывает природу ее же красками.

Литература:

1. Бунин, И.А. Стихотворения и переводы: сборник стихотворений / О.Н. Михайлов. – М.: Современник, 1986. – 528 с.

2. Михайлов, О.Н. Поэзия И. А. Бунина / О.Н. Михайлов – URL: http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/mihajlov-poeziya-bunina.htm (дата обращения: 23.03.2020).

3. Соколов, А.Г. История русской литературы конца XIX и начала XX века: учебник / А.Г. Соколов. – М.: Высш. Школа.; Изд. Центр Академия, 2000. – 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Отечественная война 1812 года в поэзии, истории, живописи"

Презентация основана на взглядах поэта М.Ю. Лермонтова, художников В.Г.Шевченко, А. Ю. Аверьяноваи и др.  и исторических справок. Материал может быть использован на уроках истории при изучении От...

Отечественная война 1812 года в поэзии, истории и живописи

 Презентация «Отечественная война 1812 года в поэзии, истории и живописи» представляет собой наглядное пособие для изучения темы «Отечественная война 18...

Времена года в поэзии А.С. Пушкина и в музыке русских композиторов.

Презентация "Времена года в поэзии А.С. Пушкина и в музыке русских композиторов" 6 класс...

Тема природы в поэзии И. А. Бунина. Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»

Тема природы в поэзии И. А. Бунина.  Стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…»...

Статья "Собирательный образ природы в прозе И.А.Бунина"

Поэтика бунинского пейзажа выражает не менее содержательно , чем идеи ,многосложное понятие «чувство природы».В прозе художника можно выделить «собирательный образ природы», вк...

Статья "Прелесть дивных песен по произведению И.А. Бунина "Косцы"".

Слушая пение косцов, автор ощущал себя одним целым с ними как прообразом всего русского народа. Их трогательные песни оставили глубокий след в душе рассказчика, ведь он, пожалуй, сам себе до конца не ...