Урок литературы по рассказу В. П. Астафьева "Зачем я убил коростеля?"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Урок литературы по рассказу В. П. Астафьева "Зачем я убил коростеля?" ( технология СДО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 584.67 КБ |
Рабочий лист учащегося | 13.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заявка на оценку: «5» – 20 баллов и более «4» – 16 – 19 баллов «3» - 11 – 15 баллов
Виктор Петрович Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
Коростель - небольшая птица, также называемая дергач, с прямым клювом, серо-ржаво-рыжим оперением и длинными ногами.
«Промах мгновенен, длинно раскаяние»
Слово « бочАжина » употребляется в значении глубокая лужа. Слово « тальнИк » употребляется в значении «кустарниковая ива». Слово «азарт» обозначает «возбуждение, вызванное горячей увлеченностью чем-либо». Слово «литовка» обозначает «традиционное название большой русской косы, которой косят, не нагибаясь». Слово « угор » обозначает «возвышенность, холм, а также высокий берег реки».
Задание: назовите существенные признаки произведения и определите его жанр. Докажите с помощью дедуктивного умозаключения по карточке №6
Задание: найдите в тексте фрагмент, в котором написано, почему герой рассказа убил коростеля. Прочитайте выразительно.
С помощью каких средств автор показывает нам птицу, чтобы мы могли понять, что она не жива? Выпишите средства изображения (словесные образы) в таблицу и определите их вид. Понятие, характеризующее неживую птицу Средства изображения Вид 1. Тельце 2. Веки 3. Шейка 4. Перо 5. Спина
Словесные образы, характеризующие неживую птицу Понятие, характеризующее неживую птицу Средства изображения Вид 1. Тельце завядшее эпитет бескостное эпитет 2. Веки мёртвые эпитет бесцветные эпитет 3. Шейка будто прихваченный морозом лист сравнение болталась описание действия 4. Перо желтовато уменьшительно-ласкательный суффикс со ржавинкой уменьшительно-ласкательный суффикс 5. Спина словно темными гнилушками посыпана сравнение
Задание: найдите в тексте аргументы, подтверждающие истинность тезиса: «Жизнь коростеля трудна»
1. Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её 2. Птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. 3. Много тысяч коростелей гибнет в пути
Выявите в тексте причинно-следственные связи и укажите не менее 2-х примеров в следующей форме: Причина:… Следствие:…
1. Причина: птица услышала меня, следствие: присела, притаилась, пугалась, бросилась бежать. 2. Причина: от мальчишки не надо убегать, следствие: бросится в погоню. 3. Причина: я догнал птицу, следствие: захлестал её удилищем.
Сравните отношение героя рассказа к коростелю в начале рассказа и отношение жителей Франции к этой птице. Сформулируйте ответ с опорой на конструкции карточки №3.
Сравнивая отношение героя рассказа к коростелю в начале рассказа и отношение жителей Франции, можно сказать, что во Франции эту птицу боготворят, почитают, устраивают в её честь праздники, пекут фигурки из теста, а герой рассказа захлестал её до смерти.
Чем объяснить тот факт, что повествователь «с нетерпением и виной… каждое лето» ждёт домой коростелей?
Тот факт, что повествователь «с нетерпением и виной… каждое лето» ждёт домой коростелей можно объяснить тем, что он чувствовал себя виновным в гибели птицы.
Соотнесите описание коростеля в тексте В. П. Астафьева с иллюстрациями, укажите иллюстрацию, на которой изображен коростель. Ответ дайте в форме суждения. №1 №2 №3
В тексте В. П. Астафьева говорится о том, что перо у коростеля было со ржавинкой по бокам, а спина «словно темноватыми гнилушками посыпана», на иллюстрации №1 изображена птица с рыжеватыми перьями, следовательно, на иллюстрации №1 изображен коростель.
Какие подробности свидетельствуют о том, что случившееся запомнилось автору на всю жизнь? Ответ сформулируйте в форме умозаключения.
Поскольку автор хорошо помнит, что возвращался с рыбалки, в какое время года это случилось: ранней осенью, запомнил, что тем летом была засуха: «высохла бочажина », следовательно, случившееся запомнилось ему на всю жизнь.
Сравните героя рассказа в начале и в конце произведения. Сформулируйте ответ с опорой на конструкции карточки №3.
Сравнивая героя в начале и в конце рассказа, можно сказать, что он изменился. В начале рассказа он захлестал птицу удилищем просто так «сдуру». В конце рассказа герой говорит о том, что больше никогда не стрелял без надобности.
Сформулируйте в виде суждения, какова главная мысль рассказа.
Главная мысль рассказа заключается в том, что прежде чем совершить какой-то поступок, необходимо подумать, т.к впоследствии можно всю жизнь сожалеть о содеянном.
«Промах мгновенен, длинно раскаяние»
Никогда ничего не вернуть, Как на солнце не вытравить пятна. И в обратный отправляясь путь, Всё равно не вернешься обратно. Эта истина очень проста, И она, точно смерть, непреложна: Можно в те же вернуться края, Но вернуться назад невозможно. Н. И. Новиков
Домашнее задание Поразмышляйте над фразой «После чтения рассказа В. П. Астафьева я возьму с собой в жизнь…». Продолжите данную фразу.
Цели урока: Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет: знать: - значение слов: бочажина , тальник, азарт, литовка, угор . - содержание прочитанного произведения; - художественные средства выразительности (эпитет, сравнение); - признаки рассказа. уметь (сможет продемонстрировать): устно высказывать своё мнение о прочитанном; анализировать и делать выводы на основе информации из текста; прогнозировать содержание текста по заглавию; отвечать на вопросы по содержанию; оценивать поступки героя.
Читательские умения Поиск информации и понимание прочитанного: передавать содержание произведения, опираясь не только на имеющуюся в тексте информацию, но и на жанр произведения, структуру, используемые автором выразительные средства.
2. Преобразование и интерпретация информации: определять и формулировать в виде суждения тему, которой посвящено произведение, и главную идею автора текста; выводить заключение о цели (намерении) автора, главной мысли текста.
3. Анализ и оценка прочитанного: определять роль средств выразительности в раскрытии образов героев произведений, их сюжета; анализировать характер героев произведений, их поступки, выделяя в них положительные или отрицательные стороны; обосновывать принадлежность произведения определённому жанру.
4. Использование информации из текста для различных целей: доказывать свою точку зрения, применяя законы логики.
Логические умения: формулирование суждения; формулирование умозаключения; установление причинно-следственных связей; анализ информации; сопоставление информации из разных источников; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Формы работы: фронтальная; индивидуальная; простая кооперация; сложная кооперация.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Фамилия, имя____________________________________________________________
Запланированная оценка________________
Задание 1.
Баллы: |
С помощью каких средств автор показывает нам птицу, чтобы мы могли понять, что она не жива? Выпишите средства изображения (словесные образы) в таблицу и определите их вид.
Понятие, характеризующее неживую птицу | Средства изображения | Вид |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Задание 2.
Баллы: |
Выявите в содержании текста причинно-следственные связи и укажите не менее 2-х примеров в следующей форме:
Причина:…
Следствие:…
- Причина - ______________________________________________, следствие - ___________________________________________________________________
- Причина - ______________________________________________, следствие - ___________________________________________________________________
- Причина - ______________________________________________, следствие - ___________________________________________________________________
Общая сумма баллов:_______________ Оценка:___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе
Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....
Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...
"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева
Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....
Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"
Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....
Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).
Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....
методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"
Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....