Стихотворения Ивана Сергеевича Тургенева
презентация к уроку по литературе (7 класс)
Материал в помощь учителю к уроку по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihotvoreniya_turgeneva.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем отличается проза от поэзии? Что общего у стихотворений в прозе с поэзией и прозой? Миниатюрность формы, краткость текста Богатое использование изобразительно-выразительных средств Эмоциональность повествования Ритмизированность, музыкальность Лирический герой – субъект переживания и объект изображения
Тургенев обратился к этому жанру в конце жизни. Его волнуют коренные вопросы бытия, он ставит и пытается решить их в своих стихотворениях. Вначале он хотел дать им общее название «Посмертное», потом «Старческое».
Каким настроением проникнуты стихотворения? 1 группа «Воробей», «Мы еще повоюем!» 2 группа «Без гнезда», «Песочные часы» 3 группа «Стой!», « Nessum maggior dolore »(«Нет большей скорби»)
1 группа – светлые, оптимистичные, радостные, благоговейные чувства 2 группа – печальные, ностальгические, пессимистичные, трагичные, грустные 3 группа – соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматическое, радостное и печальное
Вывод: сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется как во всем цикле, так и в отдельном произведении Подтвердите вывод словами из стихотворений «Мы еще повоюем!» «Я поглядел, засмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я» «Без гнезда» «И не пора ли и мне упасть в море» «Стой!» Счастье, блаженное сознание красоты и щепотка пепла, отблеск вечности
Молодость и … Любовь и … Вера и … Борьба и … Трагичное и … Светлое и … Жизнь и … Миг и … Прошлое и …
Цель – акцентировать внимание на богатстве смыслов антитез в творчестве Тургенева Даймонд – особая форма творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. 2 существительных (первая и последняя строки) выражают 2 противоположных понятия. Вторая и шестая строка – 2 прилагательных или причастия , раскрывающие признаки существительного. Третья и пятая строка – 3 глагола , которые выражают действие. Центральная строка состоит из 4 слов , причем первые два характеризуют первое существительное, вторые два - второе
Радость Светлая, лучезарная Поглощает, уносит, зовет Радость жизни и беспощадность смерти Разрушает, губит, лишает Убивающее, ужасающее Горе Мечта Волшебная, прекрасная Светит, манит, зовет Неожиданно мечту затмевает тревога Она губит, пугает и жжет. Ах, эта дерзкая, жестокая Реальность
Любовь Вечная, нежная Рождается, цветет, вдохновляет. Любовь побеждает даже смерть. Отнимает, убивает, пугает Холодная, мрачная Смерть Молодость Красивая, беспечная Живет, влюбляется, надеется Молодость счастлива, старость жестока. Угасает, отнимает, мается Горькая, безысходная Старость
Стремление приостановить течение времени, запечатлеть прекрасное мгновение прошлого – свойство человека, понимающего подлинную ценность красоты мира. Мотивы неотвратимого хода времени, смерти, одиночества, памяти, поиска утраченной красоты и гармонии сплелись в этом стихотворении воедино. Удивителен интонационный и ритмический рисунок стихотворения: он похож на мелодию, которая звучит то тихо, то звонко, то скорбно, то нежно, то трагически и постепенно затихает, уходит в небытие. Рефреном, своеобразным аккордом звучит строка «Как хороши, как свежи были розы…». В сочетании согласных звуков улавливается противопоставление по глухости-звонкости рождает особенную музыкальную фразу, полную печали, тоски по прошлому, его красоте. Рефрен делит стихотворение на своеобразные строфы и окольцовывает произведение. Форма прошедшего времени сказуемого заставляет читателя задуматься о том, что все на свете проходит, пройдет и твоя жизнь, которая также недолговечна, как и прекрасный цветок, заставляет вспомнить слова из книги пророка Еклизиаста: «Всему свое время… Время жить и время умирать…»
Прием рефрена (повторения) связывает образы прошлого и настоящего Какие абзацы повествуют о прошлом? 1, 3, 5 абзацы Какие абзацы говорят о настоящем? 2, 4, 6 абзацы Как представлен мир прошлого в словах – доминантах? Звуки запахи Ровно дышит, бьется мое сердце пахнет резедой и липой Веселый шум, молодые добрые голоса Ланнеровский вальс, воркотня самовара Люди природа Девушка, я, 2 русые головки летний вечер, небо, первые звезды
Автор подчеркивает, насколько дороги ему эти воспоминания о молодости, о людях, с которыми он общался. Звуки слышащейся музыки передают душевное волнение и состояние влюбленности лирического героя. Ностальгические воспоминания наполняют героя радостью и печалью.
Холод темнота свеча звуки Зима Мороз скрипит и злится Жмется старый пес Мне холодно Я зябну Темная комната Все темней и темней Горит одна свеча Нагоревшая свеча трещит Меркнет и гаснет В голове все звенит да звенит Свеча трещит Скучный старческий шепот Кашляет хрипло и глухо Холод и темнота проникают сначала в комнату, а потом в душу героя Свеча, как и человеческая жизнь, сгорает, не оставляя надежды на возрождение Звуки приглушенные, невнятные
Мир прошлого раскрывается через образы лета, тепла, людей. Мир настоящего – это зима, холод, одиночество
Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток. А. С. Пушкин Какова основная мысль стихотворения? Человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается вечность Каждый человек помнит все хорошее, что случилось с ним, до конца жизни Все постепенно угасает, и только воспоминания могут осветить твою душу Как бы ни была тяжела жизнь, в ней было много прекрасных моментов Когда у тебя есть воспоминания – темнота не страшна Воспоминания – это мостик между живыми и мертвыми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева
Автор: Юлаева И.А.Тэги: Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева...
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»
Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Задачи урока:1. Познакомить уч...
КТД: Театрализовано-познавательная система микромодульных игровых технологий(ролевая).9-10 классы.Литературно-музыкальная композиция "Лебединая песня Ивана Сергеевича Тургенева"( к юбилею со дня рождения)
Литературно-музыкальная композиция"Лебединая песня И.С.Тургенева"посвящена 195-летию со дня рождения русского писателя И.С.Тургенева.Его творчество принадлежит к лучшим страницам мировой литерат...
Подготовка к домашнему сочинению по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Муму"
В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме "Образ Герасима", ориетировочные вопросы, на слайды выведены и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п...
Антикрепостническая направленность произведений Ивана Сергеевича Тургенева
Жизнь И.С.Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во время парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телефона и телеграфа.Более полувека Тургенев находился в центре общес...
Викторина по произведениям Ивана Сергеевича Тургенева
Викторина представлена в форме интерактивной игры "Своя игра"...