Образ Гамлета на сцене и в кино. Урок в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Сыграть Гамлета - все равно что защитить диссертацию по актерскому мастерству. Это знает каждый актер.
Но вот что интересно: каждое десятилетие предлагает "своего" Гамлета. На примере одного текста можно посмотреть, как меняется трактовка образа в связи с историческими (или социальными?) реалиями. Гамлет Смоктуновского, совсем не похож на Гамлета Высоцкого, который, в свою очередь, сильно отличается от Гамлета Авилова. Три разных Гамлета, которым рукоплескали, заставляют думать о времени и о себе.
А вот Гамлет Баширова мог появиться только в конце девяностых - нулевых. Почему он вызывает отвращение? Только ли время виновато? И почему сейчас нет ни одной громкой постановки этой пьесы, несмотря на то что спектакли идут и пьеса востребована? Над этими и другие вопросами можно будет порассуждать в ходе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gamlet.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Володина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ Раменской СОШ № 19, МО, Раменское
План-конспект урока литературы
«Образ Гамлета в интерпретации актеров театра и кино», 2 часа. 11 класс.
В свете модернизации образовательного процесса сегодня приоритет отдается уроку-мастерской, уроку-проекту. Данная разработка представляет собой один из вариантов урока-проекта, несколько нетрадиционного, поскольку ориентирован такой проект на разноуровневый синтез приобретенных учащимися навыков, умений, компетенциий как узкопредметных, так и метапредметных; кроме того, мною была предпринята попытка организовать не просто самостоятельную работу отдельных групп с публичной презентацией «продукта» - необходимо было на финише объединить эти начальные «продукты» в итоговый общий. Таким образом, на мой взгляд, удалось выстроить интересную вертикаль решения проблемы на разных ее уровнях, связав с историческим контекстом, социокультурным, морально-этическим.
Класс общеобразовательный. Урок – последний в курсе литературы, вариативная часть программы.
Оборудование: ноутбуки, интерактивная доска (не экран).
Техническое обеспечение: видеоролики отрывков; интерактивная презентация.
Цели урока:
Определить взаимосвязь между личностью актера и воплощённым им сценическим образом.
Выявить основные черты образа Гамлета, позволяющие говорить о вневременной его значимости.
Заставить задуматься, как понятие «время» соотносится с понятием «личность» (кто кому диктует и всегда ли).
Задачи урока:
1. Рассмотреть трактовку образа Гамлета в исполнении Высоцкого, Смоктуновского, Авилова (признанные лучшими исполнителями этой роли в России).
2. Выявить актерские приемы, служащие для создания образа героя.
3. Соотнести основную идею образа Гамлета с личностью актера – исполнителя.
4. Соотнести представленные трактовки с основной идеей образа.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Вхождение в тему.
а) Читается стихотворение Марка Львовского Репертуар В театре есть репертуар, | Это стихотворение (не знаю, когда оно было написано; случайно встретила его в сети, цитируемое другим автором) позволяет начать урок с постановки проблемы: устарел ли Шекспир? Что есть искусство вообще и театральное искусство в частности? (Вопрос актуален, потому как все чаще слышатся упреки и в адрес классической художественной литературы). Вопрос можно задать и широко – не о театре, а о классике вообще. Узнать, что такое «движение» в искусстве, в чем оно должно выражаться: во внешних ли проявлениях, в создании ли новых сюжетов, в трактовке ли существующих образов. В ключе моего урока это движение как раз и будет выявлено, актуальность классического произведения будет доказана (сила игры, экспрессия актеров не дадут уснуть точно), кроме прочего, возникнет сожаление, что две постановки из трех анализируемых уже никогда не увидим – не только вживую, но и в записи.) |
б) Предварительная беседа, постановка целей и задач. - Согласны ли вы с позицией, сформулированной в стихотворении? Почему? - Сегодня все более становится востребован образ героя литературного произведения, который создаётся актером на сцене или на экране. Как вы полагаете, с чем это связано? - Впервые пьеса «Гамлет» была поставлена в 1600 году, с тех пор не проходит года, чтобы какой-нибудь новый театр вновь не попробовал прочесть Шекспира, переосмыслив его. В чём секрет постоянного успеха данных постановок? Как можно объяснить постоянное обращение режиссеров, актеров, поэтов, писателей к пьесам В.Шекспира? Почему именно Гамлет? - Сегодня мне бы хотелось предложить вам проанализировать сценические обработки образа Гамлета ведущими актерами Российской сцены и ответить на вопросы, почему исполнение данной роли для актера становится «защитой диссертации», чем этот образ так привлекателен на протяжении 4 столетий. Как вы полагаете, какие задачи нам предстоит решить в ходе анализа? | Выслушиваются ответы учащихся, их аргументация. |
Предположения учащихся. (Вероятно, не только от того, что читать «не хочется», «не модно». На мой взгляд, это еще и проверка собственного читательского восприятия произведения, собственной оценки героя. Если речь заходит о пьесе, то разговор особый: она ведь и пишется в расчете на зрителя, а не на читателя. Тогда актерская работа по созданию образа выходит на передний план.) | |
Предположения учащихся. (Ответить на этот вопрос будет не так-то просто. Ребята делают достаточно много предположений, перечислять которые не стану: получите удовольствие от вариантов собственных учеников. Цель данного вопроса – вывести на проблему урока, помочь осознать, очертить круг «сложностей» и сформулировать задачи, потому как целью урока как раз и станет ответ на данный вопрос. Ясно будет одно: секрет успеха – в образе главного героя произведения – принца Датского Гамлета. Вернее, в его трактовке. В разное время роль эту исполняют лучшие, ведущие актеры театра и кино, среди них: Лоуренс Оливье, Мел Брукс, Мел Гибсон, Высоцкий, Смоктуновский, Авилов, ещё нельзя не отметить выдающуюся актрису Сару Бернар, которая тоже играла Гамлета. Бытует мнение, что «сыграть Гамлета – это всё равно, что защитить диссертацию в науке» (В.С.Высоцкий), иначе: роль эта – проверка актерского мастерства и силы актерского таланта. Но разве эта роль важна только лишь для актера? Разве каждый из нас не решает ежедневно чисто Гамлетовские вопросы: сделать или не сделать? быть или не быть? и т.д.) | |
Я предлагаю три наиболее интересные, на мой взгляд, яркие актерские воплощения Гамлета - работы Смоктуновского (фильм «Гамлет», 1964 год), Высоцкого (спектакль театра на Таганке « Гамлет», 1976 год) и Авилова (спектакль Театра на Северо-западе «Гамлет», 1986 год). Мне кажутся интересными не только имена актеров, сыгравших главную роль, но и время постановок: 60-е, 70-е, 80-е годы XX века. Ребята дают свои формулировки задач, мой вариант приведен в начале конспекта. |
- Проработка темы (групповая работа. Необходимо 3 ноутбука, чтобы была возможность просмотреть каждой группе свой эпизод.)
- Работу мы будем выполнять в группах. Каждой из групп необходимо просмотреть свой отрывок из пьесы (монолог Гамлета «Быть или не быть») и провести анализ по следующим критериям:
а) время постановки, основные особенности общественно-политической жизни страны в тот период;
б) средства создания сценического образа (костюм, мимика, жесты, манера речи /темп, тон, ритм, интонация, паузы…/, движения и т.д.;
в) каков характер создаваемого образа, как он соотносится с выбранными средствами и временем создания?
- Представление результатов работы (каждая группа).
В процессе представления группами результатов делаются опорные записи. Как минимум – промежуточные выводы по каждой трактовке образа героя, например:
- Гамлет Смоктуновского надломлен, но не сломлен до конца, он ещё способен бороться, но уже не хочет, он не агрессивен, воспринимает происходящее с ним как должное. Гамлет Смоктуновского просто устал, но не сдался. Вероятно, образ отражает особенности настроений, ощущений, имевших место быть в период Хрущевской «оттепели».
- 70-е годы – период бунтарского движения молодежи во всем мире. Высоцкий – «актер Протеста». В Гамлете Высоцкого скрыт политический протест, социальный гротеск, эмоциональное напряжение, при виде его игры мы ни на секунду не можем отвести взгляд в сторону или подумать о чем- то другом: он заставляет напрягать мысли и эмоции. Образ Гамлета, созданный Высоцким, построен на противоречиях и вопросах, на которые актер-герой знает ответ, но почему-то продолжает их себе задавать. Он силен в своем сознании, он не сломлен, но не в силах больше бороться. Образ создается простой и скорбный.
- Гамлет В.Авилова. Это самая поздняя из представленных интерпретаций образа (80-е годы). В этот период резко обострилось политическое противостояние в стране, на авансцену выходит герой, способный противостоять мощному натиску, выбирать самостоятельный путь, не испытывая сомнений в выборе. Гамлет, воплощенный Авиловым, словно находится на краю двух бездн: судьбы, стремящейся смять человека, лишить его права морального выбора, и собственного взрывного характера, неизменно толкающего на действие, но скованного всеобщей манекенной безропотностью. Этот Гамлет не выбирает – он выбран и протестует от того, что выбор этот не самостоятелен, оттого и мучителен.
- Вывод.
- Как связаны все три образа между собой? | Гамлет Авилова во многом опирается на образ, созданный Высоцким, и полемизирует с Гамлетом-Смоктуновским. |
- Что в трактовке образа героя остается неизменным? | Неизменным в трактовке классического образа Гамлета остается его трагизм, раздвоенность, ситуация выбора, которая диктует определенные действия. |
- Чем продиктованы особенности философского прочтения этого образа разными актерами? | Философское прочтение образа диктуют в большей степени характер, темперамент актера, а также ключевые веяния времени, в которое осуществляется постановка пьесы. |
- Таким образом, в чем вневременная актуальность образа, созданного Шекспиром? Что привлекает актеров в данной роли? | Шекспир своей пьесой словно испытывает метод актера, способ его игры на высшую прочность, он вновь и вновь заставляет делать самый важный выбор. В результате Гамлет 60-х устает и отступает, Гамлет 70-х – неутомимый борец и мыслитель – в состоянии самостоятельно сделать выбор и идти до конца, Гамлет 80-х мучительно противостоит бесчеловечности бытия, напрягая последние душевные силы в этом противостоянии… |
- Проблемная ситуация (вместо послесловия)
- А сейчас мне хотелось бы предложить вам прослушать еще одно стихотворение и ответить на вопрос, как связано оно с темой урока. Это стихотворение Владимира Маслакова, актера Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке. Имяреку «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры…» - Выходит так, что мы с тобою – в кубе, И неприятность вырастает в форму горя, И под улыбкою просвечивают зубы. Не заступи лишь за кулисы правды И не оглохни от аплодисментов. О, сколько в оркестровой яме яда Скрипичного от недостатка света! А этот вечный ужас монолога… И одиночество на публике – край смерти. Не верьте в жизни, но на сцене – верьте В счастливую усмешку эпилога. И вот уже двухсотый раз на сцене, И кажется, что все одно и то же: Слова, боль, интонации, движенья – Все так знакомо, но так непохоже. Спектакль заполняет нишу «время» И с ним уходит, следующий снова Не повторяется – идет с другой ступени, И главное, чтоб прозвучало слово Живое. Даже если ты усталый, Больной, с похмелья и не в настроении, Ты должен выйти, взять пространство зала И увести его в другое измеренье. (22 марта 2007) | Почему именно это? На мой взгляд, здесь слились воедино несколько идейных центров урока: а) гамлетовские вопросы о смысле жизни и роли человека в ней, о правде и лжи, о выборе; б) роль личности актера в создании образа, его мастерстве «проживания роли»; в) повторяемость сюжета во времени «Слова, боль, интонации, движенья – Все так знакомо»; г) неповторимость созданного образа, идеи спектакля «не повторяется – идет с другой ступени»; д) значении и силе сценического действа во времени и пространстве «Ты должен выйти, взять пространство зала И увести его в другое измеренье». Кроме того, именно это стихотворение (быть может, потому что написано актером) создает своеобразную аллюзию: словно произносят его «Гамлеты» Смоктуновский, Высоцкий, Авилов – темперамент и судьба каждого находят отражение в словах, динамике стихотворения, цитирование Шекспира в начале «тянет» за собой мысль о Гамлете, его монологе… |
- И еще один Гамлет. На этот раз в исполнении Александра Баширова (конец 90-х). Что вы сможете сказать об этой интерпретации? | Как правило, остается без комментариев, потому что адекватно воспринять такую подачу образа сложно, либо вызывает бурю эмоций, поскольку эстетическое чувство оскорблено. В любом случае рефлексия наступает мгновенно и вывод по уроку еще ни разу не был другим…(см. следующий этап) |
- Итог урока.
Каждое время (поколение) достойно того Гамлета, которого имеет…
Что касается оценок, то обычно они положительные у всего класса.
- Задание на дом (не было, так как это был последний урок литературы)
Приложение.
Ссылки, по которым можно отыскать использованные мною эпизоды постановок:
http://www.youtube.com/watch?v=GRF3DlQ34JQ - для вводной части
http://www.youtube.com/watch?v=Iaa-AQ3RQiA - рассказ Высоцкого о роли
http://www.youtube.com/watch?v=2-39ojFdnio - монолог Гамлета (Высоцкий)
http://video.yandex.ru/users/super-shwejk2011/view/30/?cauthor=super-shw... - монолог Гамлета (Смоктуновский)
http://www.youtube.com/watch?v=oXoNgDXyalo - Гамлет-Авилов, но другой монолог, потому что в спектакле самый знаменитый монолог не используется
http://www.youtube.com/watch?v=QE9WMVHCT0Q - ... это Баширов
Была бы рада указать использованную литературу, но такой не имеется.
Урок полностью авторский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый обобщающий урок по теме "Всё о кино" в 11 классе
Урок разработан мною самостоятельно, с использованием дополнительной литературы из методических журналов, интернет ресурсов (оболчка презентации в формате игры), применён личный оп...
Проект урока по трагедии В.Шекспира «Гамлет» на тему «Проблема восприятия образа Гамлета» («О, что за гордый ум сражён…») Учитель Ермолаева С.С.
Разработка проекта по зарубежной литературе...
Обобщающий урок французского языка по теме "Кино" в 9 классе
Данная разработка может быть использована для проведения обобщающего урока по теме "Кино" на уроке французского языка....
Урок с элементами сингапурской системы обучения по теме "Кино" в 11 классе по УМК Кузовлева В.П.
Тип урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений. На уроке обобщаются и систематизируются знания по истории кинематографии, активизируется речевая деятельность учащи...
Урок по английскому языку на тему "Кино" для 8 класса
План урока английского языка для 8 класса с использованием интернет- ресурса на тему "Cinema"УМК: учебник Rainbow English 8 класс Афанасьева, Баранова.Цель: развитие коммуни...
Образ Гамлета в русской поэзии 20 века (материалы к уроку)
Обращаясь к русской литературе, русской поэзии, убеждаешься в том, что образ Гамлета переосмыслен русскими писателями и поэтами, "вписан" в историю литературы, ее традицию. Каждая новая эпоха снова и ...