"Музыка и кино" урок музыки в 5 классе
план-конспект урока (музыка) на тему
Цель урока: - Показать роль музыки в кинофильмах.
Задачи: - Раскрыть связь литературы и музыки в «музыкальных» кинофильмах; обобщить представления о взаимодействии музыки и литературы.
- Познакомить с известными композиторами И.О.Дунаевским и М.И.Дунаевским, писавшими музыку к фильмам
-Разучить песню М.Дунаевского, сл. Н.Олева «Лев и брадобрей» (из к/ф «Мэри Поппинс до свидания!»)
- Прививать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki.doc | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ход урока:
У: Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас вновь.
(Здравствуйте, ребята – здравствуйте учитель)
У: Выполним дыхательную гимнастику: - «Вдох носом – выдох ртом»,
- « Задерживаем дыхание и выпускаем активными толчками воздуха через рот».
У: Разогреем певческий аппарат: - Пение закрытым ртом -на одном звуке,
- «Ма-мэ-ми-мо-му»- на одном звуке,
- «Та-ба-да» - вверх и вниз.
У: Молодцы! Перед вами слова музыкального приветствия. Послушайте его. (пою) А сейчас поприветствуем друг друга и наших гостей.
НА ЭКРАНЕ СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ..
Снова вместе мы сегодня
Снова музыке звучать.
И прекрасное искусство
Очарует нас опять!
Все сердца одним стремленьем
Музыка объединит.
И торжественно и чудно
В наших душах зазвучит!
У: В словах приветствия прозвучала фраза: «И прекрасное искусство очарует нас опять!» Как вы думаете, о каком искусстве идёт речь?
Д: О музыке.
У: А что значит «очарует»?
Д: Понравиться, восхитит, запомнится чем-то.
У: Я думаю, что вы все встречаетесь с музыкой, где можно встретиться с музыкой как искусством?
Д: В школе искусств, слушая классическую музыку, исполняя музыку на муз. инструментах, на концертах в филармонии, в театре, просматривая передачи, фильмы…
У: Вы сказали, что музыка звучит на телеэкране. Можно ли представить себе телевидение без музыки?
Д: Нет.
У: Почему?
Д: Скучно смотреть, не интересно…
У: Тема нашего урока «Кино и музыка». В конце урока мы должны ответить на вопрос «Что значит музыка для кинематографа?»
У: Мысленно перемотаем воображаемую киноплёнку на 115 лет назад и мы с вами попадаем в 1895год. В то время жил в Париже изобретатель Луи Льюмер и однажды он изобрёл такой аппарат, при помощи которого можно было спроецировать изображение фотографий на большой экран. Кадры менялись так быстро, получалось движение изображения на экране. Это изобретение называли: «Живая фотография», «Движущиеся картины». Первая демонстрация состоялась 28декабря в «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов. Сеанс продолжался всего 10 минут, но имел большой успех, и уже через год «Живые картины» были показаны в России. Это было как аттракцион, люди шли с удовольствием. Показ фильмов сопровождался «Музыкальной иллюстрацией» - на ф-но исполняли фрагменты классической и современной музыки, в той или иной форме созвучных происходившим на экране событиям. Позднее добавили титры, а ещё позднее кино озвучили. Сейчас мы с вами увидим фрагмент немого кино.
ФРАГМЕНТ № 1
У: Кто знает имя замечательного актёра, которого мы видели на экране?
Д: Чарли Чаплин.
У: Какие чувства вы испытали посмотрев этот фрагмент?
Д: Радость.
У: Чарли Чаплин комический актёр, клоун. Жанр весёлого фильма называется «комедия».
Был интересный случай. Один раз пришёл Чарли Чаплин на конкурс двойников Чарли Чаплина и занял там второе место…
У: Перемотаем воображаемую киноплёнку на несколько десятилетий вперёд. Мы с вами попадаем в 1934 год. На экраны выходит музыкальная комедия «Весёлые ребята»
Главные роли в фильме исполняют известный певец Леонид Утёсов и артистка кино Любовь Орлова. Л.Утёсов играет роль талантливого пастуха-музыканта Кости Потехина. Обратите внимание на фамилию. Будучи принятым за молодого заграничного дирижёра, простодушный Костя произвёл сенсацию в Московском мюзик-холле, благодаря чему стал дирижёром джазового оркестра, а служанка Анюта (Л.Орлова) известной певицей.
ФРАГМЕНТ № 2
У: Главной музыкальной темой в фильме стал знаменитый марш – «Марш Весёлых ребят» Кому показалась музыка знакомой? Прошло много времени, а эту песню до сих пор любят во всём мире. Что можем сказать о музыке, какая она?
Д: Музыка весёлая, задорная, жизнерадостная. Хочется подпевать и маршировать под неё.
РАЗУЧИВАНИЕ МЕЛОДИИ НА «ПАМ-ПАМ».
У: А кто же композитор? Затрудняетесь? Музыку к фильму написал советский композитор И.О.Дунаевский. Именно он сделал музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Этот фильм принёс широкую известность композитору.
НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА И.О.ДУНАЕВСКОГО.
У: В этом году исполнилось110лет со дня рождения композитора. Он написал музыку к 18 фильмам. Самые известные: «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Вратарь» и др. Он писал музыку к спектаклям – мюзиклам (30), 4 балета, 10оперетт, более чем 100 песен. В честь его названы 2 музыкальные школы – в Москве и г. Лаховце. В некоторых городах России в честь И.О.Дунаевского названы улицы и переулки.
У: Если мы перемотаем воображаемую киноленту ещё на несколько десятилетий вперёд, мы вновь увидим знакомую фамилию Дунаевский в титрах фильма. Но это уже пишет сын Исаака Осиповича – Максим.
НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА М.ДУНАЕВСКОГО.
У: Сын пошёл по стопам своего отца. Он пишет музыку к самым популярным фильмам 20столетия: «Д,Артаньян и три мушкетёра», «Карнавал», «В поисках капитана Гранта» и др. Он так же писал музыку к мюзиклам, 30 фильмам, организовал свой ансамбль «Фестиваль», сотрудничал как автор песен с М.Боярским, Н.Караченцовым, Т.Булановой и др. известными звёздами. Его можно с гордостью назвать композитором – современником. В этом году М.Дунаевский отметил свой 65 летний юбилей.
Самым популярным фильмом для детей к которому писал музыку композитор, стал фильм «Мэри Поппинс, до свидания!». Может кто-нибудь смотрел этот замечательный фильм?
Главную роль сыграла Наталия Андрейченко . Давайте посмотрим муз. фрагмент.
ФРАГМЕНТ № 3
У: Сейчас вы услышали и увидели отрывок его муз. шедевра, что можно сказать о музыке? Какая она? Что хочется делать?
Д: Хочется петь , танцевать, веселится…
У: Нарисовал композитор музыкальный портрет Мэри Поппинс? Какая она получилась?
Д: Леди, утонченная, красивая, правильная…
У: А что помогло вам подобрать такие слова о главной героине?
Д: Слова песни.
У: Кто пишет слова к песням, сочиняет стихи?
Д: автор, поэт.
У: Как вы думаете, был бы фильм таким популярным, если бы не было ни одной песни, героиня бы ни разу не спела, в фильме только бы звучала разговорная речь, иногда музыкальное сопровождение.
Д: Не был бы, потому что без стихов не бывает песен.
У: Какой вывод можем сделать?
Д: Что бы фильм получил популярность, необходимо тесное взаимодействие музыки и литературы.
У: Молодцы! Сегодня мы разучим одну из замечательных песен «Лев и брадобрей» из этого фильма. Обратите внимание на сюжет песни. Слова написал…
ЖИВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ.
У: О ком эта песня? Что происходит? Какая по характеру? Хочется ли танцевать, какие движения выполнять?
НА ЭКРАНЕ СЛОВА ПЕСНИ
Вокально-хоровая работа: - 1-й куплет: разучивание по фразам по руке.
-2-й куплет: пропевание по строчке: я – дети.
-3-й куплет: пропевание запева хором.
У: Молодцы! Вот мы и разучили замечательную песню! А сейчас исполним её от начала до конца.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ.
У: Вы очень старались, молодцы! А сейчас мы разгадаем небольшой кроссворд:
Жанр весёлого фильма. (комедия)
Как иначе можно назвать музыкальный спектакль? (мюзикл)
Название ансамбля, который организовал М.Дунаевский («Фестиваль»)
В каком музыкальном жанре написана песня к к/ф «Весёлые ребята»? (марш)
У: С кроссвордом справились, молодцы. Что нового узнали сегодня на уроке? О чем хотелось бы продолжить беседу? Что больше всего понравилось?
ВЫВОД О РОЛИ МУЗЫКИ В КИНО: Песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой многозвучностью. Такая же роль музыки в театре, и не только музыкальном, но и в драматическом. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.
У: Я благодарю вас за интересные ответы, поддержку на уроке, за чистое пение и любознательность. Разрешите сделать вам музыкальный подарок. Я исполню для вас песню «Ветер перемен» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ (на экране фейерверк)
У: На этом наш урок закончен. До свидания!
« МУЗЫКА И КИНО»
Урок музыки в 5 классе.
Учитель: Курочкина О.В.
Цели урока:
- Показать роль музыки в кинофильмах.
- Раскрыть связь литературы и музыки в «музыкальных» кинофильмах; обобщить представления о взаимодействии музыки и литературы.
- Познакомить с известными композиторами И.О.Дунаевским и М.И.Дунаевским, писавшими музыку к фильмам.
-Разучить песню М.Дунаевского, сл. Н.Олева «Лев и брадобрей» (из к/ф «Мэри Поппинс до свидания!»)
- Прививать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств.
Оборудование к уроку:
- Презентация на тему урока «Музыка и кино».
- Фортепиано.
- Музыкальный репертуар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....
Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....
Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...
Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
презентация составленна по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе Алеева,Науменка в 5 классе....
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...