Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок-игра по книге Марка Твена " Приключения Тома Сойера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tom_soyer.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе
Тема урока: урок-игра по книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
Цели урока:
1.познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Твена;
2.привить учащимся чувства любви к вдумчивому чтению;
3.развитие фантазии, творческих способностей и навыков работы в группе;
4.расширить словарный запас учащихся.
Оборудование: презентация, портрет и книги М.Твена
Ход урока.
Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетрадь и запишите дату.
Повторение пройденного материала.
- Все мы любим читать книги о приключениях, тайнах, загадках, путешествиях. Каждый раз с замиранием сердца следим за развитием событий, переживаем за героев, которые преодолевают препятствия, подвергаются опасности, вступают в схватки с врагами, защищают слабых, проявляют мужество, смелость, благородство. Вам знакомы такие книги? Назовите их . Молодцы!
Новая тема.
- Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, написавший такое произведение ?(…) Я с вами полностью согласна, мы можем представить автора книги одним из его героев. Именно об одном из таких писателей мы с вами будем сегодня говорить. Запишите тему урока «Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
Многое из того, о чем вы прочли в этой книге, Марк Твен взял из воспоминаний своего детства. Городишко, в котором жили Том и Гек, похож на родной Твену городок Ганнибал. Тетя Полли напоминает мать писателя, а друзья Тома – его детских товарищей.
Настоящее имя писателя – Сэмюэль Клеменс. Он был сыном судьи. Между двумя холмами, круто обрывающимися к реке Миссисипи, налезали друг на друга как попало выстроенные хибары, лачуги, хижины, сараи, тучи мух вились над свалками. Две церкви городка упирались окнами одна в другую, хозяева двух безнадежно прогоревших гостиниц наперебой хвастали своими заведениями перед случайным приезжим, а возле табачной фабрики, у ручья стайки черных и белых ребятишек играли в индейцев, кораблекрушения и разбойников.
Ребята, как вы думаете, мог ли писатель получить хорошее образование, проживая в такой местности? (...). Наверное, нет. Было две школы, где обучали чтению, письму, арифметике и закону Божьему. Годам к 13 образование считалось законченным, о продолжении и не думали. По воскресеньям детей в обязательном порядке отправляли в церковь, где они слушали проповеди, пели гимны и зубрили наизусть библейские тексты. Для Сэма Клеменса с его живым воображением походы в воскресную школу частенько заканчивались ночными кошмарами: адские муки за «плохое поведение» рисовались ему чересчур ярко. А по поведению он мало чем уступал Тому Сойеру, хотя, конечно, многие «подвиги» Марк Твен герою досочинил.
Сэмюэль родился в небогатой семье, отец его быстро разорился, и с 12 лет Сэм сам зарабатывал себе на жизнь. Он сменил множество профессий и побывал в разных уголках страны: был учеником в типографии, искал золото на Дальнем Западе, учеником лоцмана плавал по Миссисипи. «Приключения Тома Сойера» вышли в свет в 1876 году, когда их автору было 40 лет; он написал к тому времени книгу очерков, издал два сборника юмористических, сатирических рассказов, а впереди... Впереди у Твена были повести и романы, завоевавшие популярность во всем мире: «Принц и Нищий», «Приключения Гекльберри Финна», «Личные воспоминания о Жанне д’Арк», «Таинственный незнакомец» и другие. В 40 лет приятно возвращаться в детские годы, вспомнить свои шалости и приключения. Конечно, Том Сойер – это не Сэм Клеменс и даже не один конкретный мальчишка – это нечто большее. Это личность, способная непринужденно превращать скучные будни в фейерверк игры, романтики и фантазии. Это здравый смысл, соперничающий с безрассудным рыцарством, справедливость, воюющая с собственным эгоизмом. В шалостях и проделках Тома звучит протест миру взрослых: он видит противоречия между словом и делом, притворство и лицемерие.
Том Сойер не терпит заурядности, лицемерия и фальши – того, над чем всю жизнь смеялся и с чем боролся Марк Твен. «Это гимн детству», - говорил сам автор о своей книге. Каждый взрослый когда-то был ребенком, поэтому эту книгу с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. А вам она понравилась? (…) В таком случае мы начинаем игру «Я – Том Сойер». (Разделить класс на три группы).
Условия игры.
Ребята, наш герой живет по определенным правилам. Поэтому мы, как и он, будем соблюдать несколько условий:
1.работать в команде, не выкрикивать ответ, а посоветоваться с товарищами;
2.не нарушать порядок игры – не перебивать членов других команд;
3.за каждое правильно выполненное задание вы можете получить 1 балл, а за нарушение правил – его потерять;
4.не забывайте о фантазии и юморе!
Первое задание: придумать название команды и написать его (название пишется на приготовленном учителем указателе).
-Ребята, во время игры, если вы готовы отвечать – поднимите вверх указатель.
Вопросы командам:
1.Как назывался городок, в котором жил Том? (Сен – Питсбург);
2.Каким образом Том знакомился с новичками в городе? (с помощью драки);
3.Какая гениальная идея озарила Тома во время покраски забора? (превратил ее в игру);
4. Почему же Том ненавидел школу и церковь? (Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях).
Второе задание: конкурс маляров. По одному участнику из каждой команды должны покрасить забор так, как это сделал Том.
5.Какие 2 армии сражались в Сен – Питсбурге? (Тома Сойера и его друга Джо Гарпера);
6.Сколько костюмов было у Тома Сойера? (два: повседневный и нарядный);
7.Почему Том так хотел получить Библию? Как он этого достиг? (Том был очень честолюбив и хотел доказать, что он «не хуже других». Получить Библию было нелегко – нужно было выучить 2000 стихов из нее. За каждые 2 стиха давали синий билетик, 10 синих равнялись 1 красному, 10 красных – 1 желтому, а за 10 желтых и давали Библию. Том обменял свои «сокровища» (крючки и шарики) на билетики и получил из рук директора в торжественной обстановке Библию, которую и знать не знал).
8.Почему же Том вечно огорчает тетю? (Во-первых, десятилетнему мальчику просто невозможно соответствовать требованиям, которые к нему предъявляют в школе и дома; во-вторых, его жажда приключений так сильна, что он часто не задумывается над тем, чем могут обернуться его поступки.)
Третье задание: конкурс умывания. Необходимо умыться так, как делал это Том. (мыло обмакнуть в воду и положить на место, а сухое лицо и руки вытереть полотенцем).
9.Зачем Том и Гек отправились в полночь на кладбище? (сводить бородавки);
10.Кого увидели на кладбище Том и Гек? (Мэф Поттер и индеец Джо выкопали тело для доктора Робинсона; случилась ссора, и индеец убил доктора ножом Поттера, который был без сознания);
11.Благодаря чему Том помирился с Беки? (он взял на себя вину Бекки – она порвала учительскую книгу – и. соответственно, выпороли его, а не ее. Этот рыцарский поступок произвел на нее хорошее впечатление);
Четвертое задание: конкурс белошвеек. (Части воротничка Том пришил неверно: 1 – лицевая, 2 – изнаночная).
12.Каким образом на суде оправдали Мэфа Поттера? (Том не выдержал того, что невиновного Мэфа повесят, и выступил свидетелем на суде);
13.Как Том и Гек нашли клад? (увидели как индеец Джо и старик – испанец, зарывая краденые деньги, нашли ящик с золотом. Джо решил перепрятать все это в пещере);
14.Как изменилась жизнь Гека после нахождения клада? (он попал под опеку вдовы Дуглас, которой спас жизнь);
Пятое задание: конкурс сочинений. На что Том потратит свою долю от сокровищ? (придумать дальнейшую судьбу Тома Сойера).
Подведение итогов урока.
- Ребята, каковы ваши впечатления о книге. Что вам понравилось? (…)
Подсчитываются командные очки и награждаются оценками.
Домашнее задание.
Написать письмо Марку Твену. Ребята должны выразить благодарность писателю за знакомство с таким замечательным героем.
Список использованной литературы:
1.Мендельсон М. О. Марк Твен. Серия: Жизнь замечательных людей, вып. 15 (263). — М.: Молодая гвардия, 1964.
2.М. Твен «Приключения Тома Сойера»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе
Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")
Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс
Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа О.Генри "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе на тему "Птица-Гогоь"
Конспект данного урока был разработан автором мини-сайта к открытому уроку по творчеству Н.В.Гоголя с целью дать учащимся дополнительную информаци. о жизни и творческих этапах этого великого пис...
План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"
План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"...